Тема: Непроизносимые согласные в корне слова..
Цель: развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных в корне слова; знать алгоритм проверки и уметь его применять.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь подбирать проверочные слова; знать состав слова.
Метапредметные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решать познавательную задачу; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; развивать монологическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя.
Личностные: понимать, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Оборудование: раздаточный материал; тетради; ручки; тренажеры.
Ход занятия:
Организационный момент.
Тренажер «Прочти слова»
Повторение.
Назовите лишнее слово в цепочке слов и аргументируйте свой выбор.
солнце тростник участник честный опасный
Ответы учащихся.
Формулировка темя занятия и запись ее на доске.
Подберите проверочные слова к данным словам и докажите, что в корне присутствует непроизносимый согласный:
Известный (весточка, вести, известие, весть);
грустный (грусть, грустить);
здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
звёздный (звезда, звёздочка);
капустный (капуста);
местность (место, местечко);
ненастный (ненастье);
поздний (опоздать, опоздание);
радостный (радость);
Основная часть
-сТн-, -зДн-, -рДц-, -Лнц-, -Вств-
Поздний, звёздный и окрестный,
Здравствуй, областной и местный,
Сердце, солнце и участник,
Чувство, лестница и праздник,
Научись слова читать
И запомни, как писать.
О каком правиле напоминает нам это стихотворение?
Ответы учащихся.
Задание № 1 (работа у доски, запись в тетрадь)
Составь словосочетание по образцу.
(область) город – областной город
(счастье) встреча – _________________________________________
(честь) поступок – __________________________________________
(ненастье) погода – __________________________________________
(несчастье) случай – _________________________________________
(ярость) ветер – ____________________________________________
Задание № 2 (работа с раздаточным материалом)
Вставь пропущенные буквы. Разбей слова на три группы и запиши в таблицу.
Гиган_ский, сей_, чу_ство, м_тла, сер_це, покр_снеть, з_ма,
здра_ствуй, шля_ка, вес_ник, гвоз_ь, теле_ка, свис_нуть, гр_знуля,
св_рить, злос_ный, хру_кий, р_чной, х_лодный.
Слова с непроизносимыми согласными в корне | Слова с парными согласными в корне | Слова с безударными гласными в корне |
| | |
Физминутка
Задание № 3 (самостоятельная работа)
От данных имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные с непроизносимыми согласными в корне. Запиши их. Подчеркни эти согласные. Выдели корень.
капуста – _____________________ скорость – __________________________
звезда – ______________________ радость – __________________________
лесть – ______________________ место – ____________________________
Подведение итогов. Рефлексия.
Логопед. Назовите тему занятия?
Как проверить непроизносимые согласные в корне?
Придумайте со словами с непроизносимыми согласными предложение.
Какое задание было выполнить легче всего?
Какое задание было тяжелым для вас?