Тема: Звук [а], буква А.
Цель:
- Закреплять правильное произношение звука [а];
- Познакомить с буквой А;
- Учить соотносить звук с буквой;
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [а];
- определять позицию звука в слове;
- закрепить знания чем звук отличается от буквы;
- научить составлять предложение с противительным союзом а по схеме, чтению схемы предложения, интонационному чтению.
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
- формировать положительную самооценку;
- воспитывать любознательность, творческую активность;
- воспитывать навык самостоятельной деятельности;
Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А.
Раздаточный материал: красные фишки, синие фишки, счетные палочки, цветные карандаши, простые карандаши, листы с заданиями (раздаточный материал).
Ход занятия
Вводная часть (Организационный момент).
Логопед:
- Здравствуйте ребята. Как ваши дела? (Ответы детей)
- Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
- Вы готовы начать наше занятие? (Ответы детей)
- Ребята садится на место тот, кто называет слово, которое начинается со звука А.
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Ведение в тему.
Логопед:
- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
Логопед:
- Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [а])
Дети: - Звук [а]
Логопед:
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а] и о его графическом обозначении букве А.
Развитие артикуляционной моторики.
Логопед:
- Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
Логопед:
Развитие диафрагмального дыхания.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Логопед:
Голосовые упражнения:
- Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед:
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
- Молодцы ребята. У вас здорово все получается.
- Ребята посмотрите на девочку аню в верхнем левом углу страницы. Аня идет по лугу, собирает цветы и напивает: А-а-а!
Аня губы округляет,
Широко рот открывает.
- Спойте и вы так. (Дети произносят звук [а])
Выделение звука [а] из ряда слов.
Логопед:
- Аня собирает цветы со звукам [а] в названии. Какие из этих цветов могут быть в букете у Ани? Рассмотрите картинку и назовите цветы.
Дети: - Василек, пион, мак, ирис.
Логопед:
- Где растут эти цветы?
Дети: - В саду.
Логопед:
- Найдите и обведите цветы, в названии которых есть звук [а].
Выделение звука [а] из состава слова.
Логопед:
- Богата осень ягадами и фруктами. Машина привезла на рынок много овощей, ягод и фруктов. На рынке прадавну нужно разложить тавары в лотки. Помоги ему: назовите аждую картинку, определите места звука [а] в слове и соедините ее с необходимым лотком. (Апельсин, абрикос; патиссон, кабачок; брусника, клюква, клубника).
Физминутка.
Дети: (выполняют задание).
Логопед:
- Молодцы ребята вы все быстро справились. Назовите одним словом то, что лежит в первом лотке, втором, третьем.
Дети: - Фрукты, овощи, ягоды
Логопед:
- Какие еще фрукты, овощи и ягоды со звуком [а] в названии вы знаете?
Дети: - Ответы
Логопед:
- Ребята мы гласный звук [а] обозначается буквой А, а. На что похожа бука А? Построй те ее из пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика.
Закрепление буквы А,а
Логопед:
- Первую пару букв обведите по контуру. На вторую нанесите штриховку по образцу. Третью пару букв А раскрасьте красным цветом.
Дети: (Дети обводят, штрихуют, раскрашивают, печатают букву А, а)
Логопед:
- Напечатайте букву А до конца строки по обрасцу.
Работа над предложением.
Дети рассматривают картинку. Составляют предложение о каждом ребенке, соединяют их союзом а и прочитывают полученное предложение по схеме.
Итог занятия.
- С каким звуком и буквой мы сегодня играли?
- Что вы можете о них рассказать?
- Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии?
Тема: Звук [а], буква А.
1.
2.
3.
4.
5.