Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему:
Слово. Смысловое значение слова .
Цель: систематизировать знания детей по теме «Слово и его значение»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить усвоение лексического значения слова;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- формирование умений выбора точных, выразительных языковых средств;
- воспитание духовно-нравственной личности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание на основе различения вопросов;
- развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
- развивать мелкую моторику;
- формировать коммуникативную сторону речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
- воспитывать усидчивость;
- воспитание духовно-нравственной личности.
Оборудование: тетради, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Улыбнемся и поздороваемся друг с другом. Сядет тот, кто скажет слово из четырех слогов.
II. Основная часть
1. Работа с карточкой.
- Посмотрите на карточку.
На карточке буквы: а с в л о
– На сколько групп можно разделить данные буквы? (две).
– Какие?
оа слв
– Что вы можете сказать о буквах, обозначающих гласные звуки?
(Придают твердость согласным)
– Назовите лишнюю букву во второй цепочке. Обоснуйте свой ответ.
Лишняя буква л, она обозначает непарный согласный звук
Лишняя буква с, она обозначает глухой согласный звук
Сегодня мы будем говорить о слове и его смысловом значении.
2. Актуализация знаний
Вспомним, что нам известно о слове. Закончи фразу:
- Слово является минимальной единицей речи.
- Слово может обозначать …(предмет, признак предмета, действие предмета)
- Слово имеет внешнюю оболочку, это… (звуки и буквы).
- Помимо внешней оболочки слово имеет внутреннее содержание …(лексическое значение).
3. Образуй и запиши слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Образец: Рано – ранний, ранняя, раннее, ранние.
Утро – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .
Класс – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .
Весна – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .
Длина – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .
4. Работа со словом.
Внешняя оболочка слова.
Произнесите слово «доброта» и скажите, сколько звуков [а] вы слышите в слове?
Давайте проверим, запишите транскрипцию слова.
[дабрата] – доброта
- С помощью транскрипции мы записали это слово, так как оно звучит орфоэпически.
- Кто сможет записать его орфографически верно?
(Ученик комментирует)
- Обозначь ударные и безударные гласные. Назови орфограмму.
- Можем ли проверить безударный гласный в корне слова? Как?
5. Лексическое значение слова
- Помимо внешней оболочки, слово имеет внутреннее содержание.
- Как же вы понимаете смысл слова «доброта»? (Забота, поддержка, ласка, помощь, выручка, взаимовыручка...)
- Как можно назвать эту группу слов? (Синонимы)
- Подбирая синонимы, вы объяснили по-своему значение слова.
- Где можно найти объяснение, толкование значения любого слова? (В словаре)
В одном из словарей написано, что доброта …
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- А можно ли к нашему слову подобрать антонимы? ( Злоба, зависть, жестокость, бессердечие, обман, ложь, хитрость).
6. Найди пары синонимов. Соедини их.
приятель воин
противник друг
солдат враг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
7. Подбери антонимы к словам:
горе - ______________ конец - ________________
свет - ______________ жара - _________________
утро - ______________ добрый - _______________
8. Физкультминутка: «Вот помощники мои»
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Пальцы сделали замок
И продолжили урок.
9. Соотнеси слово с его лексическим значением. Подчеркни многозначное слово.
БЕРЁЗА ДОРОГА ЯГОДА ЛОПАТА
1.Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
2.Узкая полоса земли, предназначенная для движения.
3 Место, по которому надо пройти или проехать.
4 Путешествие, поездка.
5. Инструмент для труда.
6. Небольшой сочный плод кустарников и трав.
10. Спиши, вставив пропущенные буквы.
(За) ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л..су,
Вздрогнув, стукнула с..сна
Ш..шкою л..су.
Я. Козловский
III. Итог занятия.
Какая была тема сегодняшнего занятия? (Слово и его значение)
Вспомним, что нам известно о слове?
Какое задание вам больше всего понравилось?
Было ли вам что-то непонятно на занятии? Что?
На сегодня наше занятие подошло к концу. До встречи!