СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему: Слово. Смысловое значение слова .

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: систематизировать знания детей по теме «Слово и его значение»

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему: Слово. Смысловое значение слова .»



Конспект логопедического занятия для 3 класса на тему:

Слово. Смысловое значение слова .


Цель: систематизировать знания детей по теме «Слово и его значение»

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить усвоение лексического значения слова;

- обогащение словарного запаса  и грамматического строя речи  обучающихся;

- формирование умений выбора точных, выразительных языковых средств;

- воспитание духовно-нравственной личности.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание на основе различения вопросов;

- развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

- развивать мелкую моторику;

- формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

- воспитывать усидчивость;

- воспитание духовно-нравственной личности.

Оборудование: тетради, карточки с заданиями.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Улыбнемся и поздороваемся друг с другом. Сядет тот, кто скажет слово из четырех слогов.

II. Основная часть
1. Работа с карточкой.

- Посмотрите на карточку.

На карточке буквы: а с в л о

– На сколько групп можно разделить данные буквы? (две).
– Какие? 
оа слв
– Что вы можете сказать о буквах, обозначающих гласные звуки? 
(Придают твердость согласным)

– Назовите лишнюю букву во второй цепочке. Обоснуйте свой ответ.

Лишняя буква л, она обозначает непарный согласный звук

Лишняя буква с, она обозначает глухой согласный звук

Сегодня мы будем говорить о слове и его смысловом значении.


2. Актуализация знаний

Вспомним, что нам известно о слове. Закончи фразу:

- Слово является минимальной единицей речи.

- Слово может обозначать …(предмет, признак предмета, действие предмета)

- Слово имеет внешнюю оболочку, это… (звуки и буквы).

- Помимо внешней оболочки слово имеет внутреннее содержание …(лексическое значение).








3. Образуй и запиши слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Образец: Рано – ранний, ранняя, раннее, ранние.

Утро – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .

Класс – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .

Весна – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .

Длина – _______________ , _______________ , _______________ , _______________ .


4. Работа со словом.

Внешняя оболочка слова.

Произнесите слово «доброта» и скажите, сколько звуков [а] вы слышите в слове?

Давайте проверим, запишите транскрипцию слова.

[дабрата] – доброта

- С помощью транскрипции мы записали это слово, так как оно звучит орфоэпически.

-   Кто сможет записать его орфографически верно? 

(Ученик комментирует)

- Обозначь ударные и безударные гласные. Назови орфограмму.

- Можем ли проверить безударный гласный в корне слова? Как?


5. Лексическое значение слова

- Помимо внешней оболочки, слово имеет внутреннее содержание.

- Как же вы понимаете смысл слова «доброта»? (Забота, поддержка, ласка, помощь, выручка, взаимовыручка...)

- Как можно назвать эту  группу слов? (Синонимы)

- Подбирая синонимы, вы объяснили по-своему значение слова.

- Где можно найти объяснение, толкование значения любого слова? (В словаре)

В одном из словарей написано, что доброта …

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- А можно ли к нашему слову подобрать антонимы? ( Злоба, зависть, жестокость, бессердечие, обман, ложь, хитрость).


6. Найди пары синонимов. Соедини их.

приятель                                       воин

противник                                    друг

солдат                                           враг

шагать                                           горе

красный                                       идти

печаль                                          труд

работа                                           алый

7. Подбери антонимы к словам:

горе - ______________                конец - ________________

свет - ______________                жара - _________________

утро - ______________               добрый - _______________

8. Физкультминутка: «Вот помощники мои»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Пальцы сделали замок

И продолжили урок.


9. Соотнеси слово с его лексическим значением. Подчеркни многозначное слово.

БЕРЁЗА ДОРОГА ЯГОДА ЛОПАТА

1.Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

2.Узкая полоса земли, предназначенная для движения.

3 Место, по которому надо пройти или проехать.

4 Путешествие, поездка.

5. Инструмент для труда.

6. Небольшой сочный плод кустарников и трав.


10. Спиши, вставив пропущенные буквы.

(За) ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су,

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

                            Я. Козловский


III. Итог занятия.

Какая была тема сегодняшнего занятия? (Слово и его значение)

Вспомним, что нам известно о слове?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Было ли вам что-то непонятно на занятии? Что?

На сегодня наше занятие подошло к концу. До встречи!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!