Тема: Глагол 7 класс Тема занятия: Образование временных форм глаголов от начальной формы одного и того глагола
Цель: Обобщение словарного запаса детей глаголами Задачи: закреплять понятие о глаголе, как части речи;формировать умение отличать глагол от других частей речи; учить образовывать временные формы глаголов от неопределенной формы глагола; коррекция психических процессов,речи , познавательной деятельности; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: презентация к логопедическому занятию.
Ход занятия:
Орг. момент . Психологический настрой уч-ся
Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка – это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!
Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!
( на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка – хорошее настроение – вера в себя – результат)
1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»
Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие – путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:
П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)
А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
А зовут ее…
Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?
Эпиграф нашего урока – слова Л.Н.Толстого:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (на доске)
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.
Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в нашу родную Керчь, нам нужно будет выполнить несколько заданий.
2. «Визитная карточка»
И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска . Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ;
б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?;
б) кто? что?;
в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета
4. У глагола есть три времени:
.......................,
.................
и ........................ .
5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска – то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)
Давайте посмотрим на таблицу. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, сначала найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а потом те, которые спрятались по вертикали:
К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М |
Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь |
К | О | Т | С | Р | З | Г | А | П | А | Н |
О | М | Е | И | Т | А | П | Р | И | С | О |
Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С |
Й | К | Ь | Е | Т | Т | Л | Т | Н | Д | Т |
И | Е | С | Т | Ь | И | Н | Ь | П | Т | О |
П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я |
Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т |
Щ | К | А | Н | А | О | П | Л | Ы | Т | Ь |
Ключ:
По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.
По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
Физминутка
4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)
1 | изумить | А | ухаживать |
2 | холить, лелеять | Б | замусорить |
3 | дозволить | В | удивить |
4 | ликовать | Г | радоваться |
5 | захламить | Д | грызть |
6 | глодать | Е | разрешить |
5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся глаголы. Ребята, давайте от глаголов начальной формы образуем временные формы глаголов.
Что делать? | Что делает? Что делаю? | Что делал? Что делала? Что делало? | Что сделаю? Что сделает? Что сделаем? |
Начальная форма | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Красить | | | |
не спать | | | |
говорить | | | |
ходить | | | |
служить | | | |
не бить | | | |
варить | | | |
учить | | | |
носить | | | |
хвалить | | | |
кормить | | | |
6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Сказочную улицу». И на ней мы с вами услышим сказки. Кто с детства не слышал и не знает сказку «Колобок»? Колобок всем пел свою песенку. Поэтому глагол петь
Часто встречается в сказке. Вставьте этот глагол в текст в нужном времени.
-Не ешь меня, лиса, я тебе песенку _______,- говорит Колобок. Прыгнул лисе на нос и __________ свою песенку.
Сидит хвастунишка у лисы на носу и _______свою песенку. А рыжая плутовка облизывается и думает: «Сейчас я тебя съем!»
7. «Школа»
Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, дописать словосочетания, используя глаголя в нужном времени
Образец: Шить-вчера шил, сейчас шьёт, завтра сошьет
Летать-
Петь-
Цвести-
Итог занятия
Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»
Поэт в плену возвышенных идей,
Не интригуй же прозу средней школы!
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать глаголы!
(на доске)
Спасибо вам за занятие! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!