СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект литературного вечера, посвященный юбилею Тургенева И.С.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

 

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Цели мероприятия: расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

  • формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка;

коррекционно-развивающие:

  • развивать и корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала;
  • развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;
  • развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности;
  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа);

коррекционно-воспитательные:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства;
  • формирование всесторонне развитой личности обучающихся;
  • воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской классической литературе.

Организатор: учитель Гайворонская С.В.

Участники: учащиеся 8 – 9 классов, учителя и классные руководители

Просмотр содержимого документа
«Конспект литературного вечера, посвященный юбилею Тургенева И.С.»

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Цели мероприятия: расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

  • формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;

  • отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка;

коррекционно-развивающие:

  • развивать и корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала;

  • развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;

  • развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности;

  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа);

коррекционно-воспитательные:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства;

  • формирование всесторонне развитой личности обучающихся;

  • воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской классической литературе.

Организатор: учитель Гайворонская С.В.

Участники: учащиеся 8 – 9 классов, учителя и классные руководители.

Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, магнитофон, мультимедийная презентация, диск с аудиозаписями музыкальных фрагментов, выставка книг Тургенева, портреты Тургенева и П.Виардо. (Ответственный – Мартынова С.М., Щербакова В.С.)

Музыкальное сопровождение (Ответственный – Мартынова С.М.)

  1. П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч. (фрагмент).

  2. Романс “Утро туманное, утро седое...”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.

  3. П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин” (фрагмент).

  4. Е. Крылатов “Полет над Москвой”.

  5. С. Рахманинов “Элегия”.

  6. Е. Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”.

  7. Л.В. Бетховен “Лунная соната”.

  8. И. Иванович. Вальс “Дунайские волны”.

Подготовительная работа:

- чтение худ.произведений Тургенева на внеклассных часах (Ответственный – классные руководители)

- выставка рисунков уч-ся по произведениям Тургенева (Ответственный – Щербакова В.С.).

- танец вальс – Ответственный учитель хореографии

- ведущие – учащиеся 8а класса: Шлипов В., Козлов Д.

- театрализованный фрагмент повести –учащиеся 9а класса

- отрывок из рассказа “Бежин луг”- учащиеся 6г класса

- стихотворение Тургенева Я ШЕЛ СРЕДИ ВЫСОКИХ ГОР – 7г класс

- читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо – 8г класс

- стихотворение в прозе – отец Шлипова В. – Зверьков С.Н.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ:

    1. Сообщение темы мероприятия

    2. Видеофильм о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

    3. Обзор известных книг по темам:

- природа – чтение отрывка из рассказа “Бежин луг”

- слушание романса на стихи И.С.Тургенева “Утро туманное, утро седое...”

- о тяжелой судьбе людей – экспресс-опрос по рассказу «Муму»

4. Тема любви

- театрализованное представление

- чтение стихотворения

- вальс

- слово о Тургеневе и его любви

- чтение строк из переписки Тургенева и П.Виардо

- чтение письма Тургенева











Ход мероприятия

В зал входят обучающиеся 8-9 классов, учителя, родители. На сцене портреты И.С.Тургенева, Полины Виардо. Стол с белой скатертью, на нем свечи. На сцену поднимаются ученик, ученица.

Звучит П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч.(фрагмент).

Ученик1: Добрый вечер!

Учениr2: А что это значит?

Ученик1: Значит, будет весь вечер удача.

Учениr2: Значит, будут стихи и рассказы, танцы и романсы.

Учитель: Сегодняшняя наша встреча посвящена разгадке тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя-классика, великолепного мастера слова.

Ученик: 9 ноября исполнилось 200 лет со дня его рождения.

Ученик: Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.С.Тургенева. (Учитель зажигает свечи).

Ученик: Мы предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством Тургенева. Внимание на экран.

Видеофильм о Тургеневе.

Учитель: Давайте познакомимся поближе с бессмертными творениями И.С. Тургенева.

Учитель делает обзор книг Тургенева.

Ученик: Иван Сергеевич Тургенев был истинным ценителем и знатоком русской природы, которую он воспел в своем творчестве. Его книги – это подлинный гимн русской природе.

Обучающийся читает отрывок из рассказа “Бежин луг”.

И.С. Тургенев. “Бежин луг”.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

Ученик2: Тургенев писал не только прозу, но и стихи о природе, на которые была положена музыка. И сейчас мы послушаем романс на стихи Тургенева.

Звучит романс “Утро туманное, утро седое”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.

Учитель: послушаем еще одно стихотворение Тургенева о природе в исполнении

«Весенний вечер»

Ученик: у Тургенева много произведений о природе. Название самого известного рассказа о животных вам подскажет следующий слайд.

- Экспресс-опрос по рассказу “Муму” для зрителей мероприятия.

  1. Как называется рассказ Тургенева о барыне, глухонемом дворнике и его собаке?

  2. Как звали главного героя рассказа “Муму”?

  3. Как звали прачку, которую любил Герасим?

  4. Кто отдал приказ утопить Муму?

Ученик:Во многих произведениях великий писатель воспевал именно первую любовь, юную, чистую.

Ученик: Вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент повести “Ася”, поставленный нашими учениками.

Звучит П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин”.

Театрализованный фрагмент повести.

АСЯ: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.

А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

ГОСПОДИН Н. Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить...

АСЯ: А разве это невозможно?

ГОСПОДИН Н. (задумчиво) Попытайтесь.

АСЯ: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из “Евгения Онегина”(вполголоса)

Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей!

ГОСПОДИН Н. У Пушкина не так.

АСЯ: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!

ГОСПОДИН Н. (тихо)Посмотрите, как хорошо!

АСЯ: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... но мы не птицы.

ГОСПОДИН Н. А крылья могут у нас вырасти.

АСЯ: Как так?

ГОСПОДИН Н. Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

АСЯ: А у вас были?

ГОСПОДИН Н. Как вам сказать...Кажется, до сих пор я еще не летал.

Пауза. Ася задумалась.

АСЯ: Умеете ли вы вальсировать?

ГОСПОДИН Н. Умею.

АСЯ: Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс...Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.

(Ася убегает, он уходит следом)

Звучит С. Рахманинов “Элегия”.

Ученик: А еще Тургенев был замечательным поэтом о любви. Послушайте стихи, написанные этим прекрасным мастером пера.

Обучающийся рассказывает стихотворение Тургенева.

Я ШЕЛ СРЕДИ ВЫСОКИХ ГОР

Я шел среди высоких гор,
Вдоль светлых рек и по долинам..
И все, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
Я все другое позабыл!

Сияло небо надо мной,
Шумели листья, птицы пели...
И тучки резвой чередой
Куда-то весело летели...
Дышало счастьем все кругом,
Но сердце не нуждалось в нем.

Меня несла, несла волна,
Широкая, как волны моря!
В душе стояла тишина
Превыше радости и горя...
Едва себя я сознавал:
Мне целый мир принадлежал!

Зачем не умер я тогда?
Зачем потом мы оба жили?
Пришли года... прошли года -
И ничего не подарили,
Что б было слаще и ясней
Тех глупых и блаженных дней.

Учитель: еще одно стихотворение о любви прозвучит в исполнении

«Когда так радостно, так нежно»





Звучит Е.Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”.

Ученик: Сам Тургенев в своей жизни пережил испытание любовью: осенью 1843 года произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь И.С.Тургенева. Он познакомился с 22-летней выдающейся певицей, человеком культуры, умной и привлекательной женщиной, Мишель Полиной Виардо. Поэты писали ей стихи, композиторы создавали для нее свои оперы.

Ученик: Женой Тургенева любимая девушка стать не могла: у нее были дети, муж. Между ними была многолетняя переписка.

Ученик2: Нельзя без волнения читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо:

(Выходят и садятся за столы ученик и ученица в костюмах. Они “пишут” письма и читают их.)

Тургенев: “Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете?

Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне...

Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз!

Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого лучшего, благородного и милого мне на земле...

Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..”

П. Виардо: “Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона... Может быть, сегодня?

Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль, которую оно вызывает в наших сердцах, уверяю вас ежеминутно, заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов”.

Ученик2: Эта любовь будет длиться 40 лет, до самой смерти Тургенева. тношения между Тургеневым и Виардо сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

Ученик: В последние годы жизни Тургенев тяжело болен. Он пишет стихотворение в прозе.

Звучит Бетховен “Лунная соната”.

На фоне музыки читается стихотворение в прозе.

“Когда меня не будет, когда все, что было мной, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, - не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Не забывай меня... но и не вспоминай меня среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойного течения. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? – у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы...

...

И образ мой предстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и нежно”.

Ученик: После смерти Тургенева Полина Виардо прожила еще 27 лет. Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей – великого русского писателя и знаменитой французской певицы. Иван Тургенев и Полина Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить.

Учитель: Для нас, соотечественников Тургенева, великий писатель навсегда останется певцом любви и русской природы.

А еще советую вам обратиться к книгам И. Тургенева, которые волнуют людей уже 2-е столетие и учат беречь великий дар любви. “Дерзать, заблуждаться и грезить!” “Только любовью держится и движется жизнь”.

Обучающиеся танцуют вальс.

Ученица: Наш литературный вечер окончен. Спасибо за внимание!



















Весенний вечер — стихотворение Тургенева Ивана Сергеевича

 

 
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
 
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.



Весенний вечер — стихотворение Тургенева Ивана Сергеевича

 

 
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
 
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.























Когда так радостно, так нежно — стихи Тургенева Ивана Сергеевича

 

 
Когда так радостно, так нежно
Глядела ты в глаза мои
И лобызал я безмятежно
Ресницы длинные твои;
 
Когда, бывало, ты стыдливо
Задремлешь на груди моей
И я любуюсь боязливо
Красой задумчивой твоей;
 
Когда луна над пышным садом
Взойдет и мы с тобой сидим
Перед окном беспечно рядом,
Дыша дыханием одним;
 
Когда, в унылый миг разлуки,
Я весь так грустно замирал
И молча трепетные руки
К губам и сердцу прижимал, —
 
Скажи мне: мог ли я предвидеть,
Что нам обоим суждено
И разойтись и ненавидеть
Любовь, погибшую давно?

Когда так радостно, так нежно — стихи Тургенева Ивана Сергеевича

 

 
Когда так радостно, так нежно
Глядела ты в глаза мои
И лобызал я безмятежно
Ресницы длинные твои;
 
Когда, бывало, ты стыдливо
Задремлешь на груди моей
И я любуюсь боязливо
Красой задумчивой твоей;
 
Когда луна над пышным садом
Взойдет и мы с тобой сидим
Перед окном беспечно рядом,
Дыша дыханием одним;
 
Когда, в унылый миг разлуки,
Я весь так грустно замирал
И молча трепетные руки
К губам и сердцу прижимал, —
 
Скажи мне: мог ли я предвидеть,
Что нам обоим суждено
И разойтись и ненавидеть
Любовь, погибшую давно?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!