Орг. момент | Проверить готовности учащихся к уроку, настроить их на учебную деятельность, создать эмоциональный настрой | Здравствуйте, меня зовут Карина Максимовна. Садитесь. Проверьте пожалуйста, у вас на столах должны лежать учебники по литературному чтению и пенал. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя, стихотворение |
Подготовка к первичному восприятию, проверка домашнего задания | Создать эмоциональный настрой учащихся, оживить жизненный опыт | Какое домашнее задание у вас было? Давайте проверим. К какому произведению вы видите иллюстрацию? Мы сегодня познакомимся с авторской сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Ребята, какие задачи поставим на урок? Узнать…об авторе Прочитать…часть сказки «Аленький цветочек» Проанализировать…героев и их поступки Давайте познакомимся с автором сказки. Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором, он был часто занят, поэтому воспитанием Сергея Тимофеевича занималась мать Мария Николаевна. Между ними были дружеские отношения. Мать разделяла и горести, и радости своего сына, выступала его советчиком. Сережа очень любил читать книги, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Радовался приходу весны, замечал приметы, наблюдал за природой. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать. Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством. Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству. Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать. Умер писатель на 68-м году жизни. - Теперь проверим, как вы слушали, перед вами значимые даты и имена жизни автора. Давайте скажем, как каждая из них связана с Сергеем Тимофеечем -А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»? -Тогда послушайте. Маленький Сережа заболел, и скорому выздоровлению мешала бессонница. Тогда к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…» Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей (это прислуга, она следила за хозяйством в доме). Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. | Сказка «Аленький цветочек» Познакомиться с автором и его творчеством. Познакомиться со сказкой. | Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя, речевая разминка |
Постановка учебной задачи | Мотивировать учащихся к повторному прочтению | А на какие два вида делятся сказки, в зависимости от того, кем они созданны? (авторские и народные). А эта сказка какая? Какие части сказки есть? Зачин – «В некотором царстве, некотором государстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро делается…» Ребята, в любой сказке положительные и отрицательные герои, чтобы понять кто в этой сказке такой герой, давайте начнем читать сказку. | Отвечают на вопросы. | Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя |
Первичное восприятие и анализ произведения | Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональный отклик | Слушайте внимательно, отмечайте слова, которые вам непонятны и следите за диктором (до 140 «не взыщи») 6:04 - Ребята, о ком говорится в сказке? - Что попросила каждая дочь, найдите в тексте? (по порядку) Читают по абзацам (до 142 «товарища») -Ребята, что случилось с купцом, когда он сорвал цветочек аленький? -Что сказал чудище купцу? -Как думаете, что будет дальше? Читаю сама (до 145) -Найдите в тексте, что сказали старшие дочери, найдите в тексте? -Прочитайте, что ответила младшая дочь | Прослушивание чтения произведения Отвечают на вопросы. | Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя, учебник |
Обобщение | Обобщить результаты анализа произведения | -Ребята мы начали знакомиться со сказкой «Аленький цветочек». Вернемся к вопросу в начале урока. Ребята, теперь, прочитав часть сказки, мы можем ответить, кто из героев положительный, а кто отрицательный. Докажите свой ответ. Отец (положительный) – потому что сделал все ради дочерей. Старшие сестры (отрицательные) – потому что не захотели ради отца идти. Младшая сестра (положительный) – потому что готова ради отца на все. Чудовище (скажут, что отрицательный) – потому что хотел убить купца и требует к себе одну из его дочерей. | Отвечают на вопросы, выполняют задание по учебнику | Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя |
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание | Подвести итоги урока, итоги работы учащихся, дать информацию о домашнем задании | -Вашим домашним заданием будет дочитать сказку до конца. - Какую сказку мы с вами читали? -Народная сказка или авторская? -Кто автор? -Что вы запомнили о жизни и творчестве автора? -Удалось ли нам решить поставленные задачи (вернуться к слайду) -Кто доволен работой? -Кто не доволен? -Хочу отметить…. -Спасибо за работу, урок окончен. | Отвечают на вопросы. | Формы: фронтальная Методы: беседа Средства: речь учителя |