СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Технология трансактного анализа» тема: «Введение в трансактный анализ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мы начинаем с вами изучение новой темы «Технология трансактного анализа. Итак, изучение нового материала мы начнем с определения трансактного анализа, затем рассмотрим историю развития трансактного анализа и завершающим на сегодняшнее занятие будет вопрос о составляющих трансактного анализа.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Технология трансактного анализа» тема: «Введение в трансактный анализ»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»









КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Технология трансактного анализа»

Тема «Введение в трансактный анализ»







Выполнила: Баджурак М. В.

Проверила: Липская Т. А.









Оренбург

2013

  1. Название предмета: «Технология трансактного анализа».

  2. Тип занятия: лекция

  3. Тема занятия: «Введение в трансактный анализ».

  4. План:

        1. Трансактный анализ. Краткий исторический экскурс.
        2. Философия и ключевые идеи трансактного анализа.

        3. Основные составляющие трансактного анализа.

Цели занятия:

Обучающая – обучить студентов выделению основных моментов лекции, формулированию выводов.

Развивающая – развить умение воспринимать необходимую информацию.

Воспитательная – сформировать интерес к изучаемой теме.

  1. Литература:

1. К. Рудестам. Групповая психология. (3-е, полное издание). М, 1998.

2. В. В. Макаров. Лекции по психотерапии. М., 1999.

3. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1993.

4. Э. Берн. Трансактный анализ в группе. М, 1994.

5. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.

6. М. Гулдинг, Р. Гулдинг. Психотерапия нового решения. М, 1997.

7. Психотерапевтическая энциклопедия. (п/р Б. Д. Карвасарского). М, 1998.



Ход занятия

Этап занятия

Содержание работы

Методы и средства обучения

Время

  1. Организационная часть

Приветствие. Постановка целей и задач занятия. Озвучивание плана занятия.

Монолог.

15мин

  1. Основная часть

Объяснение нового материала. Раскрытие следующих вопросов:

1. Трансактный анализ. Краткий исторический экскурс.

2. Философия и ключевые идеи трансактного анализа.

3. Основные составляющие трансактного анализа.


Диалог, беседа, объяснение

50мин

  1. Заключительная часть

Обобщение нового материала. Формулировка выводов. Озвучивание домашнего задания.


15мин


Ход занятия: (80 мин)

Вводная часть (15 минут).

        1. Приветствие. Изучение нового материала.

        2. Обозначение студентам темы и целей занятия.

        3. Указание актуальности данной темы.

        4. Озвучивание плана работы.




Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мы начинаем с вами изучение новой темы «Технология трансактного анализа. Итак, изучение нового материала мы начнем с определения трансактного анализа, затем рассмотрим историю развития трансактного анализа и завершающим на сегодняшнее занятие будет вопрос о составляющих трансактного анализа.


Основная часть (50 минут).

1. Трансактный анализ. Краткий исторический экскурс.

(15 минут)

Трансактный анализ [лат. transactio — соглашение, сделка] — направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Доктор Эрик Берн, занимавшийся в течение пятнадцати лет ортодоксальным психоанализом, опубликовал историю болезни весьма преуспевавшего юриста. Этот юрист рассказал ему об одном восьмилетнем мальчике, проводившем каникулы на ранчо. Мальчик носил ковбойский костюм и помогал наемному работнику. Когда работа была окончена, тот сказал ему: "Спасибо, ковбой!", на что помощник ответил: "На самом деле я не ковбой, я просто мальчик". Юрист рассказал далее, что в своей профессиональной работе он ведет себя как взрослый. Он успешно выступал в суде, был счастливым главой семьи и выполнял немало полезной общественной работы. Но в известные моменты он как будто говорил себе: "На самом деле я не юрист, я просто мальчик". Доктор Берн заметил в ходе его лечения, что манеры юриста, его жестикуляция и любовь к шумным выходкам бывали иногда в точности те же, что у мальчика, каким он некогда был. Это привело к выводу, что мальчик, то есть детское состояние Я, играет очень важную роль в трудностях пациента. Далее последовало изучение других случаев, показавшее, что Ребенок составляет лишь часть личности, и обнаружившее другие, также наблюдаемые части личности - Родителя и Взрослого. Эти состояния Я, которые мы далее подробно рассмотрим - Родитель, Взрослый и Ребенок - открыли новый реалистический подход к описанию человеческой личности.
В конце 50-х годов небольшая группа психиатров, психологов и социальных работников, объединенных общей заинтересованностью в групповой терапии, стала регулярно собираться у доктора Берна и обмениваться клиническим опытом. Были разработаны базовые концепции ТА. Состояния Я были впервые предложены в статье, опубликованной в 1957 году в "Американском журнале психотерапии". Первая книга Берна, посвященная ТА, вышла в 1961 году. Всего он опубликовал восемь книг и множество журнальных статей. Уже в 1964 году образовалась Международная ассоциация транзакционного анализа, которая сегодня ведет подготовку специалистов, проводит сертификацию по практике ТА. 
ТА получил популярность благодаря таким книгам, как "Игры, в которые играют люди" (Веrnе, 1964), "Я OК – ты OK" (Harris, 1969) и "Рожденные выигрывать" (James and Jongeward, 1971). 
Активная работа Берна с группами имела под собой тщательно разработанную теоретическую основу. Последователям Берна удалось значительно отшлифовать исходные концепции и распространить применение ТА. 

Таким образом, трансактный анализ – это соглашение, сделка. Развитие трансактного анализа началосьв конце 50 – х гг, благодаря заинтересованным в этой области психиатрам, социальным работникам, психологам и книгам, которые издавались и выходили в свет, донося до людей новые мысли в науке.

Итак, переходим к изучению второго вопроса, который звучит следующим образом:


2. Философия и ключевые идеи трансактного анализа.

(20 минут)

Трансактный анализ формируется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Итак, в трансактном анализе говорится о том, что основа всех отношений – сценарий жизни. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей, а именно выстраиванию нового жизненного сценария. Рассматривается контракт и структура личности.

Таким образом, мы подходим к завершению изучения нового материала на сегодня. И последний вопрос, который мы рассмотрим звучит так:


3. Основные составляющие трансактного анализа.

(15 минут)

Трансактный анализ основан на идее о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны. Хотя ТА может быть использован в индивидуальной терапии, он особенно пригоден для групп. Этот подход ориентирован на когнитивный, рациональный и поведенческий аспекты личности. 
Основной целью терапевтического процесса является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей. 



Основные составляющие ТА:

  • структурный анализ (теория эго-состояний)

  • собственно ТА деятельности и общения, основанный на понятии "трансакция" как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов 

  • анализ психологических "игр" 

  • скриптоанализ (анализ жизненного сценария — "скрипта").

Таким образом, трансактный анализ используется в индивидуальной терапии, основной целью терапевтического процесса является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. 


Заключительная часть (15 минут).

  1. Обобщение нового материала.

  2. Формулировка выводов.

  3. Обозначение домашнего задания для студентов.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели одну из самых интересных тем «Введение в трансактный анализ». Обобщая материал сегодняшнего занятия следует обратиться внимание на структуру, основные компоненты, эго – состояния и контракт в трансактном анализе. Отсюда, ТА представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп.

Вопросы по материалу лекции:

1. В чем проявляются особенности трансактного анализа?

2. Охарактеризуйте основные компоненты ТА?


Домашнее задание:

Практические упражнения для групп трансактного анализа

Заключение контракта в ТА

Цель. Это упражнение готовит к заключению контракты и побуждает к переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение самостоятельности.

Необходимое время. 1 час и более.

Подготовка. Руководитель должен быть знаком с процессом заключения контракта.

Процедура. Напишите на бумаге ваши собственные ответы на следующие вопросы:

Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной? Что надо сделать, чтобы так и получилось? Что вы готовы сделать? Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

Ответы на эти вопросы являются этапами заключения хорошего ТА-контракта по достижению перемен в своей личности. Когда все в группе закончат на них отвечать, остальное время занятия можно потратить на обмен мнениями о контрактах и на их уяснение.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!