Занятие проводится с мультимедийной поддержкой. Это позволяет вызвать интерес к изучаемой теме, осуществить контроль за деятельностью учащихся и их самоконтроль.
Структура занятия отличается от обычного урока. Оно проводится в форме путешествия. На занятии эффективно используются различные игровые ситуации, упражнения в игровой форме.
Упражнения даются в порядке нарастающей сложности. Достаточно скучная и монотонная работа по отработке умения проверять и писать безударную гласную облекается в игровую форму и становится для детей увлекательной.
Слайд | Содержание работы | Упражнения | Задачи |
Оргмомент |
| Чтобы узнать тему нашего занятия, выполни задание. | | |
| Выпиши буквы из левой таблицы в соответствии со следованием цифр в правой. Что у тебя получилось? (Безударные гласные). Вспомните правило о правописании безударной гласной в корне слова. | Выпиши буквы из левой таблицы в соответствии со следованием цифр в правой | Активизировать зрительное внимание учащихся. Это задание позволяет также подвести учащихся к теме занятия. |
Сообщение темы занятия |
Основной этап |
| Но занятие наше сегодня не совсем обычное. Мы отправимся в путешествие по стране Безударных гласных, побываем в разных городах. Садимся в автобус. Поехали! | | |
| А вот и первый город. Город Воздушных шаров. Жители этого города предлагают нам выполнить следующее задание. | «Найди лишнее слово» | 1. Отработать умение исключать из гнезда однокоренных слов слова с омонимичными корнями, т.е. корнями, которые одинаково звучат, но имеют разное значение, а также умение объяснять написание безударной гласной. 2. Развитие мыслительных действий (анализа, синтеза), зрительной и слуховой памяти (сопутствующая задача). |
| Найди лишнее слово. Объясни почему. |
| Найди лишнее слово. Объясни почему. |
| Найди лишнее слово. Объясни почему. |
| Вспомни, шарики с какими словами улетели. Объясни написание безударной гласной в корне. |
| Посреди шоссе гора. Выгружайся, детвора. Время попусту не трать, Доски надо разобрать. Возьми конверт № 1. Достань карточки. Разложи слова в следующем порядке: проверочное слово – проверяемое (Учитель проверяет правильность выполнения задания) | Разложи слова в порядке: проверочное – проверяемое. (Это более сложное задание, чем предыдущее, т.к. учащиеся должны Добавь пропущенные безударные гласные). | Отработать умение писать безударную гласную, опираясь на данное проверочное слово. Развитие мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). |
| Добавь пропущенные буквы. |
| Мы приехали в город Мудрецов. Жители этого города приготовили для вас такое задание. Возьми конверт № 2. Разложи карточки по цветам. Сейчас нам понадобятся карточки голубого цвета. | | |
| Добавь пропущенные буквы, объясни свой выбор. | «Смысловая цепочка» | Отработать умение подбирать проверочное слово и писать безударную гласную Развитие мыслительных действий (установление причинно-следственных связей). |
| Объясни смысловую цепочку. (Снег растает, если будет тепло, и превратится в воду). А сейчас возьми карточки зелёного цвета. |
| Добавь пропущенные буквы, объясни свой выбор. |
| Объясни смысловую цепочку. (Семена посадят в землю, из них вырастут цветы). А теперь карточки розового цвета. |
| Добавь пропущенные буквы, объясни свой выбор. |
| Объясни смысловую цепочку. (Если взять доску, распилить её, то можно сделать стол.) |
| Следующий на нашем пути город Художников. У них тоже есть для вас интересное задание. | | |
| Выпиши из слов-названий картинок безударные гласные. (Дети младшего школьного возраста любят употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: вёдрышко, речка, зонтики. Поэтому учитель добивается от детей нужного названия предмета). | Выпиши из слов-названий картинок безударные гласные | Упражнять учащихся в самостоятельном подборе проверочного слова и написании безударной гласной. Развитие зрительного внимания и самоконтроля. |
| Проверь, правильно ли ты выполнил задание. | | Если в ходе проверки ученик обнаружил у себя ошибки, педагог требует объяснения написания этих слов |
| Физ. Минутка. 1 Только в лес зашли, Появились комары. Руки вверх-хлопок над головой, Руки вниз-хлопок другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладём И в развалочку идём. Вдруг мы видим у куста – Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берём И в гнездо его кладём. 2 Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. | Физ. Минутка. | Развитие координации речевого сопровождения и движений. |
| А вот и ещё один город – город Поэтов. Жители этого города приглашают нас на конкурс стихотворцев. | | |
| Добавь в стихотворную строку подходящее слово. Объясните написание безударной гласной. (Для более слабых обучающихся можно предложить стихотворение с пропущенными безударными гласными). | Добавь в стихотворную строку подходящее по смыслу слово | Упражнять учащихся в употреблении слов с омонимичными корнями, отработать умение подбирать проверочное слово и объяснять безударную гласную. Развитие мыслительных действий (анализа, синтеза). |
|
| Мы приближаемся к конечному пункту нашего путешествия – городу Загадок. | | |
| Если ты правильно отгадаешь все загадки, то в выделенной колонке сможешь прочитать слово, обозначающее оценку твоей работы на занятии 1. Не мотор, а шумит, Не пилот, а летит, Не змея, а жалит. (оса) -Объясни написание безударной гласной. 2. Живут под водой великаны, Всплывая, пускают фонтаны. (киты) -Объясни написание безударной гласной. 3. С бородой, а не старик, С рогами, а не бык. (козёл) -Объясни написание безударной гласной. 4. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса, Зовут её….(лиса) -Объясни написание безударной гласной. 5. Шубу тёплую в колечках Носит тихая …(овечка) -Объясни написание безударной гласной. 6. Как бы мне пошла кор-рона Важно каркает …(ворона) -Объясни написание безударной гласной. 7. Хоть на холоде лежат, Но от стужи не дрожат. Пусть ветра с водой свежи, Покрывают пляж …(моржи) -Объясни написание безударной гласной. | «Отгадай загадки» | Упражнять учащихся в подборе проверочного слова и написании безударной гласной. Развитие образного мышления, что очень важно для учащихся начальных классов, т.к. у младших школьников преобладает конкретное мышление. |
Рефлексия |
| Итак, прочитай слово в выделенной колонке. Ты отлично работал сегодня на занятии. Вспомни, как называлась страна, по которой мы путешествовали. (Страна Безударных гласных) Как не ошибиться в написании безударной гласной? Какой город запомнился больше всего? | | Осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы |