СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Корень-якорь, насос и хранилище"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Корень-якорь, насос и хранилище"»

Урок биологии.

Корень – якорь, насос и хранилище.

Учитель МБОУ «Белорецкий лицей-интерант» МР БР РБ

Загребина Марина Владимировна


Класс: 6 класс.

Цель.

  1. Образовательная: познакомить со строением (внешним и внутренним) корня, его функциями, видами корней.

  2. Развивающая: развивать коммуникативную культуру, учебную активность, интерес к биологической дисциплине; развивать мышление, произвольное внимание, память, способности выполнять умозаключения.

  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление использовать знания о строении корня и его функциях при выращивании культурных растений.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска,

оборудование

Актуализация знаний.

Здравствуйте, садитесь.

Какие низшие растения вы знаете?

Как впитывают воду водоросли?


Где запасают органическое вещество водоросли?

Как прикрепляются к грунту водоросли, травы, деревья?

Какие вещества необходимы для жизни растениям?


Водоросли.

Всей поверхностью тела, талломом.

В клетках.

Харовые водоросли прикрепляются ризоидами. Травы – корнями.


Вода, питательные вещества.

Слайд №1.




Слайд №2.





Создание проблемной ситуации.

В 1937г. немецкий натуралист Диттмер обнаружил у одного экземпляра озимой ржи 143 корня первого порядка, 35 тыс. – второго порядка, более 2 млн. корней третьего порядка и 11, 5 млн. четвёртого порядка. Что вас удивило в этой информации, какой факт?

Большое количество корней.


Слайд №3.

Формулирование проблемы.

Какой у вас возникает вопрос?

Зачем растению множество корней?

Слайд №4.

Версии.

Ваши предположения (почему?).

В ходе урока мы будем проверять версии. (Версии выписываются на доске).

Чтобы расти. Чтобы питаться.

Чтобы удерживаться в земле.

Чтобы хранить вещества.


Открытие нового знания.

Какие знания необходимы для решения задачи урока? (Что должны знать, чтобы ответить на вопрос «Зачем растению множество корней?»).

Назовите тему урока.

Зачем нужен корень растению? Заполните схему.

Функции корня

Как якорь

Как насос

Как хранилище

Закрепление в почве.

Поглощение воды и мин. веществ; проведение веществ к стеблю.

Накопление запасных питательных веществ.

Дополните тему урока.

Выясним, как строение корня помогает ему выполнять функции якоря, насоса и хранилища. Пользуясь материалом учебника, препаратами проростка семени фасоли и гербарием растений ответьте на вопросы заданий и заполните бланки. 1. Виды корней.

Какие виды корней выделяют?

Отличия их друг от друга.

Каким функциям это способствует?

Найдите на препарате проростка фасоли главный корень, на гербарии растения боковые и придаточные корни.

.2. Корневые системы.

Чтобы эффективно выполнять функции все виды корней объединяют в системы. Заполните таблицу.

Корневые системы

Стержневая

Мочковатая

Разросшийся главный корень

Разросшиеся боковые и придаточные корни.

Репа, морковь, свёкла.

Пшеница, рожь, лук.

Чем корневые системы отличаются и чем похожи?

Какой корень будет удерживаться в почве прочнее – стержневой или мочковатый?

У мочковатых корней за счёт площади поверхности увеличивается и поверхность всасывания. Что сделать на ваших препаратах проростка фасоли, чтобы у фасоли образовалась мочковатая корневая система? Этот процесс называется пикировка и используется садоводами для стимулирования работы корней.


Итак, мы узнали, как строение корня помогает растению удерживаться в почве. А вот каким образом корень выполняет функцию насоса и хранилища?

Игра «Местокорень»: учитель загадывает загадку, а ученики называют цифру, обозначающую нужное место на изображении анатомического строения корня. Учитель дополняет рисунок терминологическими обозначениями.

1. Колпачок из нескольких слоёв живых клеток, раздвигающий частички почвы при росте.

2. Молодые клетки, которые постоянно делятся и находятся под защитой чехлика.

3. Выросты клеток наружного слоя, которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

4. Место вытягивания клеток.

5. Место, где образуются боковые корни.

6. Место, где происходит перенос растворов.


В какой зоне в корень поступает вода с растворёнными в ней минеральными веществами? Покажите этот путь на рисунке стрелками.

Подсказка: корневой волосок →клетки внутреннего слоя корня→клетки ксилемы (проводящая ткань).

Какова причина движения веществ? Почему вода двигается в одном направлении?

Корневое давление – нагнетание растворов клетками корня. Демонстрация опыта.


Кроме воды и минеральных веществ нужны ли растениям другие вещества для жизни? Какие?

Как они их получают?

Способны ли они их сохранять? Где?

Организуется игра «У корня свои секреты».

Учащиеся представляются растениями, выходят парами.

1 пара.

.






Какой одуванчик быстрее сформирует листву и корневую систему на следующий год?

Зачем в корнях запасаются ЗПВ?



2 пара.








Для чего рыхлить почву?





3 пара.






Почему корни располагаются на разной глубине?

Корни располагаются на разной глубине как приспособление к местам обитания с разным запасом влаги.

Строение корня. Функции корня. Условия, при которых корень выполняет свои функции.

Корень.







Корень – якорь, насос и хранилище.




Организуется работа в парах.


Главный, боковые, придаточные.

Растут от разных корней.

Укреплению растения в почве.










Отличия: разрастаются различные виды корней.

Сходства: корни нарастают верхушкой, на них никогда не образуются листья.


Мочковатый.




Отщипнуть кончик главного корня. (Выполняют на препарате).















Чехлик. (1)


Зона деления. (2)


Зона всасывания. (4)


Зона растяжения. (3)

Зона ветвления. (5)

Зона проведения. (6)




Зона всасывания.

Выполняют задание на бланках.


Организуется работа с учебником.



Причина движения воды в одном направлении – корневое давление, испарение.



Да, углеводы, белки, жиры.


Сами синтезируют.

В корнях, в листьях, в стеблях.




- Я одуванчик, многолетнее растение, рос на песчанной почве, мало ЗПВ в корне накопил.

- Я многолетний одуванчик накопил много углеводов и белков в корне за лето. Рос там, где земля рыхлая, чёрная, богатая микроэлементами.

Одуванчик с мощной корневой системой.

Для того чтобы растение смогло набрать силу пред неблагоприятным сезоном.

-Я морковка, жила у хозяйки-лентяйки. Дождь в этом году лил, лил и залил все грядки, а хозяйка моя грядки не рыхлила. Как мне было душно.

-А мне, морковке, повезло. Жила я вольготно. Землю рыхлили – дышалось всё лето легко.

Корни дышат кислородом воздуха, как все живые организмы, и выделяют углекислый газ через почву. В дождливое лето дыхание затруднено из-за закупорки пор.

- Я – верблюжья колючка, расту в пустыне Средней Азии. Мои корни уходят глубоко под землю на 15м.

- Я – звездчатка Эдвардса, расту в Арктической тундре. Мои корни располагаются на глубине 15-20 см.

У верблюжьей колючки корни тянутся к запасам подземных вод. Звездчатка растёт в условиях вечной мерзлоты при недостатке доступной для усвоения воды. Водяные пары – источник воды в верхних слоях почвы.




Слайд №5.







Слайд №6.







Слайд №7.







Слайд №8.















Слайд №9.










Слайд №10.


















Слайд №11.








Слайд №12.





Слайд №13.

























Слайд №14.











Слайд №15.



Итог, применение знаний

Итак, ответим на вопрос урока «Зачем растению много корней?»



В каких условиях корень лучше осуществляет свои функции?



Подтвердились ли версии, выдвинутые вами в начале урока?

Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

Ответьте на вопросы задачника.

1. Чем деревьям помогает рыхление в саду?

2. Корни растений отмирают и сгнивают, а на их месте в почве остаются глубокие скважины. Чем полезны эти скважины животным и растениям?

Корни выполняют функции: удержание в почве, запасание веществ, проведение воды к органам растения.

В условиях доступа воздуха в прорыхленной, плодородной почве (чернозём) с необходимым запасом влаги.

Сравнение с версиями на доске.


В садово-огороднических работах

(например, знания о пикировке корня).

Ответы.

Слайд №16.










Слайд №17.

Рефлексия.

Продуктивной ли была ваша деятельность сегодня на уроке? Кого из вас мы можем оценить?



Домашнее задание.

Учебник: параграф 6-7, задачник-практикум: 42.3-42.8 (на выбор 3 задания).

Спасибо, урок окончен, до свидания.


Слайд №18.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!