Конспект комплексного психокоррекционного занятия для детей 2-3 лет с задержкой речевого развития
«Путешествие Колобка»
Цель: формирование у детей положительной мотивации обращения к взрослому в процессе создания различных коммуникативных ситуаций.
Психокоррекционные задачи:
создать благоприятный эмоциональный фон в общении с ребёнком;
формировать положительную мотивацию к общению со взрослым;
создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;
сформировать положительное отношение к содержанию занятий.
Задачи по формированию речевых навыков:
формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать двигательные звуковые реакции;
звукоподражанье звукам «А», «О», «У», «И»;
накапливать словарь существительных по теме «Лесные животные», расширять предикативный словарь;
активизировать словарь по теме «Части тела»;
понимать вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»;
понимать предложные конструкции с предлогом НА;
соотносить слова «большой», «маленький»;
понимать слова, обозначающие геотермические тела: шар;
создать потребность подражать слову взрослого;
создать условия , в которых у ребёнка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно.
Задачи по развитию ребёнка во всех функциональных областях:
развивать речевого слуха;
совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата;
формировать элементарные графические навыки (круговые движения);
развивать навыки общей моторики (ходить по сенсорным дорожкам, прыгать);
развивать тонкие движения пальцев рук;
способствовать развитию координации движений.
Материальное обеспечение: ширма, кукольные игрушки «Би-ба-бо» – «Колобок», «Бабушка», «Дедушка», «Зайчик», «Волк», «Лисичка», «Медведь»; деревянный конструктор, фланелеграф с изображением колобка и частей лица, мяч, масса для лепки, теннисный шарики по количеству детей, детали мозаики, счетные палочки, восковые мелки желтого цвета по количеству детей, раскраска «Колобок» формата А4.
Музыкальное сопровождение:
песенки-игры для общего развития и адаптации в группе. Автор Екатерина Железнова. CD-диск «Развивалочки от 1 до 5 лет. Топ-Топ» («Целый час мы занимались», «Соседи»);
запись песенки «Про Колобка», автор Татьяна Морозова;
запись песенки «Колобок», слова В. Татаринова, Музыка Г. Струве.
Ход занятия:
Приветствие. Коммуникативная игра «Соседи»
Кукольное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Жили-были дед и баба.
Испекла баба колобок.
Лежал колобок, лежал,
да и покатился.
Навстречу ему зайка:
«Колобок, колобок,
Я тебя съем Ам.».
«Не ешь меня, я тебе
песенку спою. А-а-а, -
Ребята, помогите Колобку песенку спеть! Давайте все вместе А-а-а
и покатился Колобок дальше.
Навстречу ему волк:
«Колобок, колобок,
Я тебя съем Ам».
«Не ешь меня, я тебе
песенку спою. У-у-у, -
Ребята, помогите Колобку песенку спеть! Давайте все вместе У-у-у
и покатился Колобок дальше.
Навстречу ему медведь:
«Колобок, колобок,
Я тебя съем Ам».
«Не ешь меня, я тебе
песенку спою О-о-о, -
Ребята, помогите Колобку песенку спеть! Давайте все вместе О-о-о
и покатился Колобок дальше.
Навстречу ему лиса:
«Колобок, колобок,
Спой мне песенку».
Колобок запел песенку:
«И-и-и, -
Ребята, помогите Колобку песенку спеть! Давайте все вместе И-и-и,
а лиса его – ам! – и съела.
Да это только в сказке лиса Колобка съела, а на самом деле он цел-целёхонек.
Педагог показывает детям Колобка
Рисование круговыми движениями с использованием восковых мелков «Колобок»
Коммуникативная игра с мячом «Колобок»
Дети по кругу передают друг другу мячик.
1. Кто там катится в дали
Без тропинок, без дорог?
Ты зачем на край земли
Разбежался, Колобок?
Припев:
Колобок, Колобок,
Ну, куда ты, дружок?
Ну, какой тебе прок
Убегать за порог?
2.- Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
Не попался на зубок,
Вот кукой я Колобок!
3. На пригорок, на горбок,
Через поле и лесок
Полечу я, Колобок,
Жаль, что я не голубок!
4. Снова мчался Колобок,
Улыбался Колобок.
С кем встречался Колобок —
Похвалялся Колобок.
5. Он и волку, и лисе
Всё хвалился и хвалился…
Ну, а дальше знают все
До чего он докатился!
Игры с Колобком на развитие артикуляционной моторики.
Фланелеграф. Изображение Колобка.
Артикуляционные упражнения:
«Домик открываем - закрываем» (опускание нижней челюсти).
«Целуем мамочку» (вытягивание губ вперёд).
«Улыбочка»
«Прятки с язычком»
Игровое упражнение «Покатился Колобок» на развитие речевого дыхания.
На столе перед каждым ребёнком лежит кубик и теннисный шарик. Ребёнок кладёт шарик на кубик, дует на «колобка», шарик катится.
Зарядка для малышей «Прыг-скок Колобок»
По дорожке, по тропинке,
Между сосен - прыг да скок-
Очень весело, игриво
Покатился колобок.
Он от бабушки ушел,
И от дедушки ушел
Покатился, заблудился
Непослушный колобок!
Припев: Прыг -скок, колобок!
Вкусненький, румяненький:
Он похож на пирожок
С изюминкою маленькой.
Повстречался он с медведем
На тропинке на лесной:
Мишка очень рассердился,
Топнул лапою большой!
Ты от бабушки ушел,
И от дедушки ушел:
Покатился, заблудился
Непослушный колобок!
Игра «Большой – маленький»
зайка большой – колобок маленький;
волк большой – колобок маленький;
медведь большой – колобок маленький;
лиса большая – колобок маленький
Игра «Потерялся Колобок» (Ходьба по сенсорным дорожкам).
Дети проходят по всем дорожкам в поисках колобка. По пути они встречают животных, стараются отгадать, кого они встретили. Педагог показывает предметную картинку с изображением животного. Находят Колобка.
Пальчиковая игра «Месим тесто» (работа с массой для лепки)
Колобок рукой катаю
(правой рукой катаем шарик теста по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я смешаю крошку.
(глади шариком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
(сжимаем и разжимаем шарик)
Колобок я разожму и лепить опять начну
Лепка Колобка.
Дети катают шарики из массы для лепки, из деталей мозаики делают глазки, носик, ротик, из палочек ручки и ножки.
Игры с предметами (конструктивная деятельность)
Дети строят из кубика и крыши домик, выполняя инструкцию педагога: «Поставь кубик, возьми крышу, поставь на кубик». «Что получилось? Домик?».
Дети выстраивают в ряд одинаковые кирпичики, выполняют инструкцию педагога: «Положи кирпичик. Ещё положи». Дети обыгрывают постройку, сопровождая свои действия речью «Топ-топ, Колобок идёт, топ, топ».
Прощание Коммуникативная игра «Целый час мы занимались»
Дети выполняют движения в соответствии со словами текста песни.