СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Родимый край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящён 100 летию Шадринского района

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Родимый край"»

Классный час «Родимый край»

Пояснительная записка

«Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм…»

М.И. Калинин.

Малая Родина… Что это такое? Откуда и куда она простирается? Малая Родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. У каждого из нас есть своя малая Родина. Это место, где мы родились и выросли. Место, с которым связаны самые счастливые воспоминания. Место, где живут наши родные, близкие нам люди. Наша малая Родина – село Юлдус, Шадринский район, Курганская область область. Родной край – понятие очень широкое. Это место, где ты родились, это речка, где первый раз купались, это лес, где растут деревья, цветы, поют птицы. Это небо, это солнце, согревающее нас, это поля, луга, рощи и горы. Нет ничего прекраснее родного края!

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.

А хорошо ли мы знаем сой город, свою область? Какие важные события произошли в области за ее долгую история? Какие города наполняют нашу область? Чем мы сегодня можем гордится, что мы можем рассказать о своем любимом крае? На эти и многие другие вопросы сможет ответить классный час «Родимый край».

 Цель классного часа:

- формирование представления о Родине, о малой родине;

         Задачи классного часа:

- обобщить и актуализировать знания о Родине;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

-  формировать понятийный аппарат.

          Оборудование:

мультимедийный проектор, карта Шадринского района, фонограммы песен (песни «Песенка для России», «Наш край»),  выставка книг о Шадринском районе.

       Межпредметные связи:

- изо « Пейзаж»

- литературное чтение «Стихи русских поэтов»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Чтобы узнать тему нашего классного часа, вам необходимо отгадать загадку.

За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

-  О чём пойдёт речь ?

- Какие задачи  стоят перед нами на уроке?

1. Объяснить значение слова «родина».

2. Вспомнить авторов и произведения на тему Родины и т.д.

III. Изучение нового материала.

  1. - Составьте ряд родственных слов со словом

родина , … (род, родной, родимый, родичи,…)

- Откуда же произошло слово «родина»?  

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Подберите синонимы к слову Родина.

Родина …(Отчизна, Отечество…).

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Давайте споём песню, которая так и называется «Песенка о России»

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского (читает подготовленный ученик)

                               Наше Отечество

   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

 Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

    Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

- Так почему же Родину называют Отечеством?

- Как ещё называет Ушинский  нашу Родину? (матушка)

 2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

Послушайте стихотворение о Родине (читает наизусть подготовленный ученик)

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

 - Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

(Показ иллюстраций картин известных художников: И.Левитан «Тихая обитель», А.Саврасов «Грачи прилетели», В.Д.Полёнов  «Московский дворик» , Г.А. Травников «Курган»)

Вывод : родина у каждого своя.

  1. Мы с вами живём в Шадринском районе. Нынче мы отмечаем 100-летие. Посмотрите на карту Шадринского района. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, озёра находятся на её территории? Какие города вам известны?

Район расположен в северо-западной части Курганской области и граничит со Свердловской областью а также с Шатровским, Каргапольским, Мишкинским, Шумихинским и Далматовским районами области. С северо-запада на юго-восток территорию района пересекает железная дорога «Екатеринбург—Курган».

      « Наша малая родина – это наш Шадринский район с её озёрами и реками. Это такие реки как – Барнёва, Ичкина, Канаш, Комария, Солодянка, Терсюк, Шайтанка. В Шадринском районе очень много сел и деревень. В каком селе мы живём? (Юлдус)

Богат наш район природными богатствами: урановые руды, торф; строительные пески, титан, глина, лечебные грязи; минеральные подземные воды, железные руды. 

Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ.

    5. -  Какие русские военачальники вам известны?  

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов,  П.И.Багратион,  Г.К.Жуков)

- Наш Шадринский район тоже знаменит Героями Советского Союза: Михаил Степанович Шумилов, Фёдор Ефимович Хребтов, Аркадий Андреевич Руднов, Геннадий Андреевич Приходько, Леонид Кузьмич Кузнецов, Фёдор Анисимович Коуров, Николай Александрович Зверев, Прохор Денисович Залесов, Анатолий Иванович Заговеньев, Хамазан Гатауллович Гизатуллин, Филипп Иванович Безруков, Николай Васильевич Архангельский, Георгий Филиппович Барыкин.

-Каких знаменитых людей Шадринского района вы ещё знаете? (Т.С.Мальцев – великий хлебороб, Герой Социалистического Труда, К.Д.Носилов- знаменитый путешественник, Петровских Виктор Романович –советский педагог, Народный учитель СССР)

-Посмотрите на слайд «Герои Шадринского края». Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?  

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 - Все ли из перечисленных людей русские? (нет).

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

- Наша школа гордо носит имя Героя Советского Союза Х.Г.Гизатуллина. Гордитесь этим!

IV. Закрепление.

 Самостоятельная работа.

 1. Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

    В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что  её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

V. Подведение итогов классного часа.

Объясните смысл пословиц:

- Нет земли краше, чем родина наша!

- Береги землю любимую, как мать Родимую.

- Кто за родину горой – тот истинный герой.

Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?

- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине, о земле Шадринской после сегодняшнего классного часа?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

А закончим мы наш классный час песней «Наш край» (исполняют песню)




Скачать

© 2024, 62 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!