СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа: "Народные традиции древних славян".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока- знать традиционные народные праздники древних славян, их особенности, происхождение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа: "Народные традиции древних славян".»



Народные традиции славян.



Цели урока- знать традиционные народные праздники древних славян, их особенности, происхождение.


Задачи урока

  • организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность учащихся и учителей способствующей культурному, интеллектуальному и речевому развитию учащихся

  • развитие познавательной активности учащихся; 

формирование духовно-нравственных ценностей

Ход

Учащиеся делятся на 4 группы. В течении 10 с придумайте название из одного слова в своей рабочей группе.

Назовите ведущего. Ведущий, назначьте презентатора и оформителя, остальные участники генераторы идей.

Стадия вызова:

1.Ассоциации: Ребята, мы с вами проходим раздел «Как люди жили в старину», мы узнали, как выглядели славяне, как работали, как принимали гостей и как отдыхали, в каких богов верили. Давайте сейчас подумаем, а что еще нам нужно изучить? Какие события объединяли людей?

2. Сообщается тема занятия: «Народные праздники древних славян».

3. Мозговой штурм. В течении 1 минуты пообщайтесь в своей группе и вспомните, в каких богов верили славяне и чему они поклонялись? Запись на доске.

4. Раздаются тексты про народные праздники:1-Коляда,2-Масленица,3-Великодень,4-Ивана Купала.

Установка: Группа, в которой Вы сидите – это Ваша домашняя группа. Пересядьте, пожалуйста, согласно Вашему номеру (номера соответствуют номеру текста) в экспертную группу. Осмысление: Чтение текста. Установка. Ваша группа работает с одним текстом. Сейчас Вам предстоит самостоятельно прочитать и проструктурировать текст, а затем обсудить его с членами группы. У Вас должен быть готов общий рассказ, с которым каждый вернется в домашнюю группу, а также вопрос на понимание текста для членов своей домашней группы. 5. Обсуждение текста в группе. Составление общего рассказа.

6. Составление вопроса на понимание.

Через 10 минут – возвращение в родные группы без текстов!!! Работа в домашних группах. Установка. Каждый из Вас возвращается в домашние группы и расскажет остальным то, что он прочитал в экспертной группе. По окончанию рассказа задайте вопрос на понимание и уточните, что осталось не понятым. Размышление: Теперь мы с Вами выясним, удалось ли нам узнать и запомнить.

Размышление: Теперь мы с Вами выясним, удалось ли нам узнать и запомнить сведения о народных праздниках древних славян и насколько глубоко мы изучили части текста. Для этого мы попробуем ответить на ряд вопросов, но задавать их будут не ведущие, а Вы сами будете их задавать друг другу. Вспомним, что вопросы бывают разных типов, мы ограничимся тремя. 1. Тип на воспроизведение информации (фактически по тексту).

2. Тип на понимание (заложенный между строк).

3. Тип на связывание (выход за рамки текста). Выделяем категории информации

1) На какие категории можно подразделить всю информацию, полученную нами из изученного текста? Работа фронтально в течении 10 минут.

2) Выберем категории для составления таблицы (по количеству групп)

3) Выносим предложения групп на доску в таблицу.

Приведен возможный вариант таблицы.

Тип вопроса

Название праздника


Сам праздник

Когда отмечают

Поверья

1 тип вопроса





2 тип вопроса





3 тип вопроса





Взаимоопрос (15 минут)

1. Группы задают друг другу вопрос, следуя алгоритму:

а) одна группа называет блок информации и тип вопроса, на который они хотели бы ответить; б) группа, составлявшая этот вопрос, задает и слушает ответ, выражает свое удовлетворение или неудовлетворение;

в) другие группы в это время готовятся также ответить на этот вопрос или выступить с дополнениями;

г) когда вопрос закрыт, в таблице на доске в соответствующей графе ставится крестик;

д) затем та группа, которая задавала вопрос, имеет право выбрать, на какой тип вопроса и из какого блока информации она хотела бы ответить;

е) далее цикл повторяется до тех пор, пока все вопросы, подготовленные всеми группами, не будут заданы.



Тексты:

1-Праздник «Коляда»

В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.  В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков), который символизировал благословение силы Рода.  Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

2. «Масленица»

Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий.  Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.  Издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Масленица - называли еще и Комоедица. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского  Медвежьего бога: приносили  "блинные жертвы" великому Медовому зверю.  Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьёз, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.


3. «Иван Купала»

Не менее значимый день Силы приходился на время, когда был самый длинный день в году и самая короткая ночь. На эту дату припадало, пожалуй, самое веселое и поистине волшебное празднование славян – Купайла (Ивана Купалы). В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. А еще на рассвете собирали целебные травы - считалось, что в это время они наполнялись наибольшей силой.  В наши дни актуальны многие купальские обрядодействия, вот только из-за смены календарей далеко не все знают, что эти магические действия стоит проводить в самые короткие ночи июня, а не 7 июля, как принято сейчас.

На Купайла принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для ворожбы о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

По завершению празднования Купайла с горы скатывают пылающее колесо в речную воду. Символически это означало, что теперь день будет становиться все короче и короче. Но главная суть колеса и речной воды не только в сокращении дня. Это символ Священного Союза: соединения сил огня и сил воды, союз сил неба и сил земли, мужского и женского начала.

В эти последние июньские дни земля начинает активно приносить плоды и фрукты, поэтому праздник зрелого Солнца-Купайла знаменует собой начало сбора урожая.

В этот день творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»  Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.  После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

 




4. «Великодень»

 Важный весенний праздник встречали, когда день и ночь становились равны между собой. Как раз этот день и отмечает наступление древнеславянского Великодня Даждьбожьего, праздника возродившегося юного Солнышка. Великодень праздновали в первую же неделю после наступления весеннего равноденствия. В этот светлый день люди позволяли себе радоваться жизни как малые дети, катались на «гойдалках», сделанных из веревок, привязанных к крепким деревьям. Такие качели будто соединяли славян с Небом. Детки радостно бегали по дворам и звонили в маленькие колокольчики, чтобы призвать добрых духов. Ну и, конечно, раскрашивали яйца - символы Солнца и силы плодородия, дарили друг другу писанки, крашанки и куличи, славя силу Солнца-Даждьбога. После празднования возродившегося Солнца наши предки вплотную приступали к началу полевых работ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!