Конспект классного часа на тему «Дорогою добра»
Цель: расширить представления учащихся о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни; формировать навыки толерантного поведения.
Задачи:
Образовательные задачи:
Способствовать формированию нравственных качеств.
Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Воспитательные задачи:
Создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления придти на помощь, совершать добрые дела, поступки.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова, выставка творческих работ, индивидуальные карточки.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с песни из знакомого вам мультфильма (песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
-Ребята, о каком человеке поёт Леопольд?
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О доброте.)
2. Сообщение темы и целей классного часа.
Наш классный час называется «Дорогою добра».
Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
Словарная работа.
- Что такое доброта? (Отзывчивость, дружелюбное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
-Посмотрите в словарь Сергея Ивановича Ожегова. (работа со словарём)
«ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Человек от природы склонен к добру, милосердию, благу, добросердечию.
- Послушайте стихотворение.
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
- А что такое добро для вас? (Это всё положительное, хорошее, полезное.)
- А мы всегда встречаем в жизни только добро?
- А что такое зло? (Зло – дурное, вредное, противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое.)
Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
3. Основная часть занятия.
- Разговор о доброте мы проведем в форме устного журнала. Давайте откроем первую страницу. Доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем легче было жить, общаться друг с другом. В русском языке очень много добрых слов и выражений.
Вспомните слова, в которых «спряталось добро».
Добродушный Добропорядочный
Добросердечный Добросовестный
Добронравный Доброжелательный
Основа всех этих слов «добро».
Вторая страница: «Притча о добре»
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Третья страница: индивидуальная и групповая работа «Собери пословицы»
( раздаются карточки – собери пословицы!)
(Доброе слово лечит, а злое - калечит. Не одежда красит человека, а его добрые дела. От добра - добра не ищут. Учись доброму - так худое на ум не пойдет.)
Четвертая страница: « Собери РОМАШКУ!»
(На лепестках написаны слова. Найди слова о добре)
Доброта, злоба, любовь, сопереживание, справедливость, милосердие, сочувствие, забота, безразличие, ненависть, верность, зависть, предательство, равнодушие, эгоизм, обман, неуважение, трудолюбие, лень, доброжелательность, добросовестность, добродушие.
Пятая страница: «Копилка добра.»
- Скажите, пожалуйста, чего на земле больше: добра или зла? (ответы детей)
Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь. А добро будем собирать «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.
• Сейчас ребята мы прослушаем ваши сочинения на тему «Зачем творить добро?», в которых вы рассказываете о своих добрых поступках. (учащиеся рассказывают о своих добрых делах)
Шестая страница: Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”. Дети передают цветок и говорят комплименты.
- Как вы думаете, где находится царство вежливости и доброты у каждого человека?
- В сердце!
- Давайте с вами придумаем м и составим памятку с Законами дружбы.(дети предлагают свои версии)
Законы дружбы:
*Не обзывай и не унижай своего друга.
*Помогай другу в беде
*Умей с другом разделить радость
*Не смейся над недостатками друга
*Выбирай друзей по душевным качествам
*Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
*Умей признать свои ошибки и помирись с другом
*Не предавай своего друга
(Дети получают памятку.)
Седьмая страница: «Страничка мудрости.»
- Тему доброты затрагивали известные во всём мире люди. Давайте посмотрим, что об этом говорили мудрецы:
«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
Л.Толстой
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»
М.Сервантес
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»
Ж.Ж.Руссо
- Зачем творить добро?
- Человек должен спешить делать добро потому, что в этом мире зло часто бывает активней добра. Деятельная любовь и проявление милосердия требуют не только трудов, но порой и подвига. Зло же приманивает людей мнимыми благами и засасывает человека. Поэтому зло умножается в мире.Жизнь быстротечна. Надо уметь использовать драгоценное время.
4. Вывод.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что такое добрые дела?
5. Итог.
- На свете нет ничего дороже доброты. Путь к доброте нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Даже взрослому человеку не всегда удается быть добрым. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
- В конце нашего занятия предлагаю исполнить песню из к/ф "Маленький Мук" «Дорогою добра». - На этом наш классный час окончен. Всем спасибо!