СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к занятию «Красота родной земли» Объединение «Волшебная кисточка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование, одно из любимых занятий юнных художников, которое позволяет максимально раскрыть их творческие способности. Рисование пейзажа тесно связано с процессом познания окружающей действительности в частности родного края (через наблюдения, знакомство с произведениями живописи и пр.). На занятии воспитанники познакомятся с видами пейзажа, приемами построения композиции с использованием правил линейной перспективы.   

Просмотр содержимого документа
«Конспект к занятию «Красота родной земли» Объединение «Волшебная кисточка»»

Конспект к занятию «Красота родной земли»

Объединение «Волшебная кисточка»

Тема «Красота земли родной»

Цель урока: Формирование углубленного представления о пейзаже.

Задачи.

Образовательные:

-познакомиться с видами пейзажа,

-изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа,

-вспомнить художников-пейзажистов.

Развивающие

-развивать интеллектуальные и образовательные умения,

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки,

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.

Воспитательные

-воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: комбинированный

Технологии: поэтапное рисование.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой,

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства для решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

-строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие ,что партнёр знает и видит, а что нет;

-использовать в общении правила вежливости.

Предметные:

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры мирового искусства, изображающие природу,

-создавать простые композиции на заданную тему.

Оборудование: карандаши, акварель, кисточки, альбомы, емкость для воды, палитра.

Ход урока

I.Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

Посмотрите, а что здесь изображено?

Пейзаж – это изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей его своей красотой и эстетикой. В зависимости от типа изображаемой среды пейзажи подразделяются на горные, морские, лесные, космические, сельские и городские.

II. Ученики формулируют содержание темы урока.

Посмотрите на эти картины и ответьте на вопрос

Учитель: К какому виду изобразительного искусства относятся эти картины?

Учащиеся: Эти картины относятся к живописи и графики.

Учитель: К какому жанру можно отнести эти картины?

Учащиеся: К жанру пейзажа.

Учитель: Надеюсь все, при просмотре были внимательны. Хочу уточнить, все ли картины относятся к жанру пейзажа?

Учащиеся: Нет, несколько картин относятся к жанру натюрморта, портрета.

Учитель: Правильно! Молодцы!

Учитель:- Назовите мне, главные элементы пейзажа?

Учащиеся: - Земля, небо, вода, деревья…

Учитель:- Главными элементами всякого пейзажа являются земля, небо, вода, деревья, холмы, горы, различные постройки. Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться рисовать эти элементы в особенности деревья. Иначе рисунок пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен - все деревья окажутся одинаковыми, и не будет чувствоваться горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.

Учитель:- ПЕЙЗАЖ - жанр живописи, один из любимых зрителями жанров изобразительного искусства в котором основной предмет изображения – природа. Художник в своих пейзажах делится со зрителем радостью общения с природой, учит нас видеть красоту земли. С пейзажа, передающего красоту нашей земли, начинается любовь к Родине.

Занятие сегодня так и называется «Красота земли родной»

Наша страна очень большая и очень разная. На севере вечная мерзлота. На южных границах горы. Теплое море. 
Через всю страну текут полноводные реки Волга, Дон, Енисей. Реки поменьше несут к ним свои прозрачные воды. 
Могучие таежные леса сменяются перелесками и предгорьями на Урале. Прячутся в лесных чащах озера. Темные хвойные леса сменяются прозрачными и нежными березовыми рощами, мощными дубравами, сосновыми борами, лугами, полями. 
Поля всегда разные: ярко желтые с подсолнухами, синие от растущего льна, золотистые от спеющей пшеницы. Наша природа часто меняет наряды.

В каждое время года она прекрасна особенной красотой. Весной просыпаются реки, ломая лед. Возвращаются птицы, чтобы свить гнезда и вырастить птенцов. Цветут сады, покрываются цветами луга и поляны. Летом мы видим оранжевые стволы сосен, разогретые жарким солнцем, чистую зелень березовых рощ, стога скошенного сена на лугах. Осень радует неповторимыми переливами листопада, грустит вместе с нами туманами и плачет тихими дождями. Зима с метелями и морозами меняет все. Прячет под снежной шубой поля, сковывает льдом реки и озера. Мы оказываемся в гостях у Зимы. Каждое время года прекрасно. 

Художники всегда умели замечать, видеть удивительное в родной природе. Русские живописцы – И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, В.Поленов и другие мастера, посвятившие свое творчество русской природе (просмотр репродукций и слайдов). Так написать, изобразить, создать образ родной природы могли только люди искренне любящие свою отчизну, свою землю. О красоте природы поют песни, пишут стихи.

III. Постановка учебной задачи

- Чтобы нарисовать пейзаж в красках или пейзаж в живописи что нам необходимо знать или повторить?

- Что является основой художественной выразительности языка живописи?

Цвет – главное средство живописи – позволяет передать всё многообразие мира.

Цвет:

- Радости, светлости.

-Ощущение грусти, печали, тоски.

-Тревогу, ужас, страх.

Перед вами пейзажные картины.

- К какой цветовой гамме отнесёте эти картины и какое эмоциональное состояние они у вас вызывают.

- просмотрим ещё несколько картин художников-пейзажистов.

-определим тему пейзажа «Красота земли родной»

-какой это будет пейзаж - по виду пейзажа, по времени года,

по состоянию природы – дождь, солнце, закат

Первичное закрепление

- Какое настроение можно передать с помощью каждого из цветов?

- При смешивании любого цвета с белым мы получаем -

- При смешивании с серым цветом –

- Чёрная краска, добавленная в небольшом количестве к чистым цветам, вызывает –

Правила при изображении пейзажа:

Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) 

На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке .При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

V. Работа над пейзажем.

Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения.

Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе  с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды.  Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

Затем – детальная проработка.

Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Ученики пишут пейзажи.

VI. Физкультминутка 

Гимнастика для глаз - проводиться в середине практической работы.


VII. Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию. Проанализируем:

А) Цвет. Б) Композицию. В) Аккуратность.

Закончить фразу:

-У меня получилось…

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. В конце урока на доске организуется выставка. По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

Делают вывод.

Домашнее задание. Проанализировать пейзаж с мотивом «Перед грозой»




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!