Образование новых слов с помощью приставок.
Цели: продолжать изучение семантики приставок; повторить алгоритм отличение приставки от предлога на письме; развивать детей при образование слов посредством приставок.
Формируемые УУД: п.- выбор оснований и критериев для классификации объектов; к – умение выражать свои мысли в устной речи в соответствии с поставленной задаче; р – способность к рефлексии собственной деятельности; умение смотреть, видеть и понимать увиденное; л – устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности; готовность к самосовершенствованию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Выборочный диктант .
- запишите слова в два столбика: в первый – слова, в которых есть приставка, во второй – слова без приставки. Обозначьте в них корень и приставку.
Полочка, поляна, поломка, открутить, подносить, начертить, выточить, свет, промах, врун, задорный, запах, зарево, ответить, подбить, наследить, вытолкнуть, след.
(Самопроверка. Учащиеся читают группы слов. Оценивание.)
- Разберите по составу слова поломка, задорный.
- Выполните звуко – буквенный разбор слова след.
(Два ученика работают у доски).
3. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова.
Отвёртка от друга
Запел за грибами
Подрезать под крышкой
Сшить с шитьём
- По какому признаку слова разделены на две группы? (В первой группе - слова с приставками, во второй с предлогами.)
- Чем отличается написание приставки от написания предлога?
- В чём сложность написания таких слов?
-Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что мы знаем о приставках и предлогах, как их различать, учиться различать приставку и предлог на письме.)
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
(Комментированное письмо)
- как отличить предлог от приставки?
Учеб. Стр. 96 упр. 157
Комментированное письмо.
- Чем отличается значение слов?
- Составьте словосочетания.
(Работа со следующими словами ведётся по аналогии. При работе с паронимами надеть – одеть обратить внимание на различие в значениях этих слов.)
- Найдите толкование этих глаголов в словаре.
- Что вы можете сказать об этих словах?
Глагол одеть употребляется в словосочетаниях с одушевлёнными существительными и с небольшим количеством одушевлённых, обозначающих подобие человека (кукла, манекен, скелет), а надеть – только с неодушевлёнными именами существительными.
- Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой.
Одень, надень… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
Одень, надень… Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
- Сделайте вывод о различии в употреблении этих глаголов.
5. Закрепление изученного материала
А) Выполнение задания из рабочей тетради.
Упр. 98 стр. 62. (работа в парах)
Б) Запись под диктовку.
(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду (через)реку (про) тянулась дорога. (На)стёклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по)крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.
- Обозначьте приставки, подчерните пробел между приставкой и словом.
(Проверка с доской)
6. Рефлексия
Работа по карточкам.
- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова. Выделите корень, подчеркните слова с приставками.
Двор, весь заснеженный, ярко блестит.
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день – деньской.
Хвалятся крышки каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлки готовим снежинки, фигурки.
Ставим спектакль весёлой Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видимо во сне.
(взаимопроверка)
7. Подведение итогов урока.
- Какую часть слова называют приставкой?
- Какую роль играют приставки в формировании лексического значении слова?
- Что вы узнали об употреблении глаголов надеть – одеть?
- Как выделить приставку в слове?
- Как отличить приставку от предлога?
- Какие орфограммы мы повторили на уроке?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр. 64 упр. 103