СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку по русскому языку на тему "Образование новых слов с помощью суффиксов" УМК "Перспектива" в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку по русскому языку на тему "Образование новых слов с помощью суффиксов" УМК "Перспектива" в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку по русскому языку на тему "Образование новых слов с помощью суффиксов" УМК "Перспектива" в 4 классе»

Дата:.

Класс: 4 б класс

Тема:Образование новых слов с помощью суффиксов

Цель:закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Познавательные умения:определять способы словообразования с помощью

суффикса и обосновывать своё мнение;использовать приобретённые знания при

выполнении учебного задания, выделять суффикс в словах, знание семантики ряда

морфем как основы грамотного использования словав различных речевых ситуациях

Регулятивные умения:выполнять учебное задание, используя правило;выполнять самопроверку, взаимопроверку ивзаимооценку при выполнении учебного задания;ориентироваться в разных способах выполнениязадания;соотносить поставленную цель и полученный результат.

Образовывать новые слова,используясуффиксальныйспособсловообразования.Писать орфограммы в новыхсловарных словах.Писать текст, вставляяпропущенную орфограмму ираскрывая скобкирезультат деятельности.

Коммуникативные умения:действовать по правилам сотрудничества,

принимая во внимание позиции партнёров;формулировать понятные высказывания,

используя термины, в рамках учебного диалога;договариваться и приходить к общему решениюпри работе в паре и группе;учитывать общепризнанные правила в совместнойдеятельности;

Оборудование:учебник « Русский язык 4 класс, автор Климанова Л.Ф»,плакаты, карточки с заданиями, тесты, изображение домов.

Ход урока:

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день, всегда, везде

На уроке и в труде

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.



2.Актуализация знаний

-Давайте с вами повторим,“Вспоминай, быстро хором отвечай!”.

- Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

- Часть слова без окончания это… (основа), что такое основа?

- Окончание изменяет….(форму слова), что такое окончание?

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием

- Откройте тетради, запишите число после образцов, образцы пропишете дома

- Запишите посередине строчке «словарный диктант»

- Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте, в строчку.

Апельсин, бетон, гардероб, гостиница, женщина, здание, здоровье, корабль, фонарь, халат, хоккей, чувство.

- Поставьте ударение в словах и подчертите орфограмму.

- Давайте проверим, ваши диктанты, поменяйтесь с соседом тетрадкой

- На доске весит плакат с правильными словами, проверти, так ли у вашего соседа, если нет, исправьте и поставьте рядом минус.

- Поставьте оценку5 если нет ни одной ошибки, 4 если 2-3 ошибки, 3 если 3-4 ошибки, 2 если более 4 ошибок.

3Самоопределение к деятельности.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

- Правильно, ребята тема сегодняшнего урока образование новых слов с помощью суффиксов. Сегодня мы с вами продолжим работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

-Ребята давайте, вспомним, что такое суффикс?

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

- Откройте учебники на странице 100, найдите упражнение 165

- Прочтите его. Кто нам прочтет?Читайте задание внимательно. Запишите в тетради слова, которые у вас получились и выделите в словах суффиксы.

Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов -енье- , -енок- , -ик.Выделите суффиксы.

- Назовите, существительные, которые вы нашли?

- Утенок, тигренок, домик.

- Спомощью этих суффиксов, какие получились слова (ласковые) 

Уменьшительно-ласкательные значения слов образуются с помощью суффиксов-енье, -енок, -ик.

Обратите внимание на доску, придумайте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.Работа по теме урока

-Найдите упражнение 166

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Запишите предложения в тетрадь, кто выйдет к доске и запишет?

Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами.Выделите суффиксы.

1. Глазищами-ножищами (суф.- ищ., ножище, волчище)

2. Глазки-ножки(суф.-к, рожки,сапожки)

3. Хвостик-хвостище(суф.- ик.,ище, ключик, замочек)

Обратите внимание на последнее предложение.

У кого больше хвост?

Как вы это поняли?(Хвостик- хвостище)

Увеличительные оттенки существительных также обозначаются при помощи суффиксов, посмотрите на доску (домик-дом-домище), приведите свои примеры

-Давайте, с вами немного отдохнем

Физминутка

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься!


- Найдите упражнение 167

- Прочтите его. Кто нам прочтет? Кто пойдет к доске?

От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов еньк -, -очк-, -ок-, -ик-, -чик-, образовывайте новые слова только от существительных.

Курносый нос. Зеленая ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта. (Носик, ёлочка, котик, петушок, шкафчик, кофточка)

- Разберите получение слова по составу, остальные 3 запишите самостоятельно

- Давайте, с вами поиграем в игру «Переведи», я буду говорить вам предложения, а должны назвать это одним словам.

1.Преврати большой дом в маленький. (Домик)

2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)

3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)

4. Преврати слово «трактор» в человека. (тракторист)

5. Преврати слово «стол» в комнату. (столовая)

6. Преврати слово «рыба» в человека. (рыбак)

7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)

- Найдите упражнение 168

- Прочтите его. Кто нам прочтет?

Образуйте с помощью суффиксов слова - название разных профессий и специальностей. Запишите эти слова.Выделите суффиксы.

- Как вы думаете, какие суффиксы мы будем использовать

(Вертолет-вертолетчик, скрипка- скрипач, двор- дворник, пианино- пианист, учить- учитель, химия- химик, барабанить- барабанщик)

- Какой частью речи являются эти слова?

Название лица по характерному для него действию образуется при помощи суффиксов (резать -резчик, носить -носильщик, )

Название лица по предмету, характерному для его деятельности, профессии, образуется при помощи суффиксов

- Найдите упражнение 169

- Прочтите его. Кто нам прочтет?

Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковые отношение к героям сказки. Выделите суффиксы.

- Какие слова вы записали?

5. Рефлексия

- Наш урок подходит, к концу давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, решим, маленький тест, у вас на столах лежат листочки с тестами нужно прочитать и выбрать, подчеркнуть один правильный ответ

Имя:

Фамилия:

1.Суффикс- это

А) это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием

Б) это часть слова, которая образует форму слова и служит для связи

В) это общая часть родственных слов

2. Как обозначают суффикс?

А)¬

Б)^

В)

3.Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы

А)–ище, ищ

Б)-тель,-чик, щик

В)-енье, -енок, -ик.

4.Найдите увеличительные суффиксы?

А)-очк,-чик

Б)–ище, ищ

В)- ак,-ник

5. Найдите лишнее

А) петь - певец

Б) танцевать - танцор

В) готовить - повар

Давайте проверим, ваши тесты, поменяйтесь с соседом

-Я буду говорить правильный ответ, если у вашего соседа правильно ставьте плюсик, если нет то минус.

- Поставьте оценку 5, если нет ни одной ошибки, 4, если 1 ошибка, 3, если 2 ошибки, 2, если более 3 ошибок.

– С какой частью слова мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

- Запишите домашние задание страница 101, упражнение 171



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!