СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку "Налог. Налогоплательщики."

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может помочь в проведении урока по теме, где раскрывается понятие "налог", "налогоплательщики", описываются льготы по налогообложению, уровни бюджетов. Подойдет для проведения уроков по предметам экономика, обществознание, финансовая грамотность в 4-6 классах. Идет в сопровождении с презентацией по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку "Налог. Налогоплательщики."»

Аннотация: Данная публикация - это конспект урока по обществознанию/финансовой грамотности блок «Налоговая культура» для 5-6 классов. В ходе урока происходит знакомство учащихся с понятием «налог», «Налоговый кодекс», «налогоплательщики», рассматриваются налоговые льготы, анализируется информация об исторических данных появления налогов, формируется умение работать с дополнительной видеоинформацией, делать выводы. Результат урока – новое знание о налогах.



Методическая разработка урока:

«Налог. Плательщики налога»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5-6 класс)

Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.

Учебное пособие: учебник «Основы экономической культуры» 5-6 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

- обучающая: ознакомить учащихся с понятием «налог».

развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).

- воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 1.индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

2. парная (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

3.фронтальная.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Практическая работа индивидуально- История появления налогов.

  3. Изучение нового материала. Раскрытие понятий «налог», «налоговое законодательство», рассмотрение льгот по налогам. Фронтальная работа в классе.

  4. Налоги разных стран. Парная работа.

  5. Рефлексия

Предварительная подготовка:

Настройка презентации.

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд) (приложение 1) Здравствуйте, ребята! Начнем урок с упражнения «Улыбка».(улыбнитесь друг другу).

Недавно мы с вами узнали, что такое государственный бюджет, какие есть доходы и расходы у государства.

Актуализация знаний.

(3 слайд) (приложение 2) – ~3 мин.

Перед вами пословицы, попробуйте их прокомментировать, как вы их понимаете. Для каждого ряда отдельное суждение.

  1. Казна миром живет, а мир - казною.

  2. В казне холодно - в народе голодно.

  3. Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Екатерина II Великая.

Учитель: Отлично! Вспомните, что является главным источником доходов государственного бюджета? (ответ учеников)

Вопрос к учащимся: Сегодня мы начинаем с вами изучать новую главу. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответ учеников)

Учитель: Действительно, Доходы бюджета любого государства пополняются за счет налогов. Без налогов государство не в состоянии выполнить свои функции.

(4 слайд) (приложение 3) ~4 мин.

Учитель: знаете ли вы когда, где и как появились налоги? Может быть, кто-то из вас уже знает об этом? Поделитесь информацией (ответ учеников) . Отлично / хорошо. Я предлагаю посмотреть небольшой видеоряд – об истории появления налогообложения. А во время просмотра запишите ответы на вопросы: (Предлагается перенести таблицу в тетрадь для удобства записи во время просмотра)

(5 слайд) (приложение 4) ~5 мин.

Практическая работа параллельно с просмотром видеоряда

  1. - Когда появились налоги? – неизвестно точно примерно 5000-10000 лет назад до н.э.

  2. - Что такое ценз? – так назывался налог в Римской империи

  3. - Что привело к ослаблению Византийской империи в средние века? - сокращение налогов

  4. - Какой налог придумали в американских колониях Великобритании? -налог на собственность

  5. -Кто был создателем научной налоговой теории? – Адам Смит

  6. Где и для чего был впервые введен налог на доходы?- в Англии для борьбы с Наполеоном



Ссылка на видеоролик. В презентации активная ссылка вставлена в слайд №5) - 5мин.22сек

(6 слайд) (приложение 5) ~3 мин.

Предложение к учащимся: давайте поработаем в парах. Оцените ответ одноклассника по парте. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записанных ответов. Правильные ответы вы можете увидеть на слайде. Если ответ верный, напротив поставьте 1 балл, так оцените все шесть ответов. Подсчитайте баллы. Если итого получилось 5-6 баллов поставьте оценку «5», если 4 правильных ответа – оценку «4», если 3 правильных ответа -оценку «3», если меньше 3- х правильных ответов не ставьте ничего. В конце урока те ребята, которые получили отметку, по желанию, могут подойти ко мне, я выставлю эту оценку в журнал.

Изучение нового материала. Раскрытие понятия «налог», «плательщики налога»

(7 слайд) (приложение 6) ~3 мин.

Учитель: а мы продолжаем наш урок. Как вы думаете -что же такое налог? (ответы учеников) (налог -это обязательный безвозмездный платеж, который взимается с налогоплательщика в бюджет государства в соответствии с законом).

Предложение к учащимся: (клик) на экране вы видите определение - запишите его в тетрадь.

Учитель: Как вы думаете -Как называется этот закон? (ответы учеников) ( Налоговый кодекс)

(8 слайд) (приложение 7) ~5 мин.

Учитель: действительно, такой закон называется – Налоговый кодекс (возможно здесь показать печатную версию НК, а также в сравнении с другими кодексами. *ребята, как правило, удивляются, т.к. печатная версия в разы толще, чем другие кодексы – трудовой, уголовный)

Налоговый кодекс определяет кому, какие и сколько налогов платить. Например, величина налога, который платят граждане с полученного трудового дохода, зависит от величины заработка.

НК устанавливает льготы по уплате налогов, например, ветераны войн имеют льготы по различным налогам (на имущество, транспортный), льготы по налогам имеют предприятия, которые оказывают платные услуги образования и медицины. Уменьшая налоги этим людям и учреждениям, государство берет их под свою защиту и облегчает им условия существования.

Льготы могут иметь и предприниматели, которые только-только открыли свое дело.

Вопрос к учащимся: Ребята, вспомните, пожалуйста, чем же важна деятельность предпринимателей для страны? (ответ учеников)( создание товаров и услуг, новых рабочих мест, поступлением налогов в бюджет и т.д)

Государство уменьшает налоги фирмам на сумму потраченных денег на благотворительность, сохранение окружающей среды, развитие культуры. Снижая налоги этим предприятиям, государство поощряет и стимулирует их деятельность, которая очень нужна для развития государства.

С помощью налоговых льгот государство делает выгодным развитие каких-то предприятий, целых отраслей экономики или территорий. Например, развивать производство или хотя бы какую-то деятельность в территориях, где плохой климат, бедная, неплодородная земля и из-за этого дорогие экономические ресурсы, невыгодно. Поэтому государство в случае необходимости освоения этих территорий с помощью налоговых льгот привлекает туда предпринимателей и наемных работников.

Вопрос к учащимся: давайте попробуем определить -кто же является плательщиком налогов? (Ученики отвечают). – (физические лица, фирмы)

(9 слайд) (приложение 8) (клик- ответ на экране) – (производители товаров и услуг; получатели доходов – зарплаты, прибыли, наследства; владельцы имущества – автомобиля, квартиры, земли).

Предложение ученикам сделать запись схемы в тетрадь. ~3 мин.

(10 слайд) (приложение 9) ~5 мин.

Учитель- Налоги очень мощный рычаг управления экономикой и людьми. Его используют не только государство, но и местные органы власти – муниципалитеты. Часть налогов пополняет казну областей, городов и поселков. Налоги делятся на территориальные уровни, в зависимости от того, в чей бюджет собирается налог. Бюджет бывает федеральным, региональным, муниципальным (его иногда называют местным), соответственно, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Какие виды налогов существуют мы разберем с вами на следующем уроке.

Предложение ученикам сделать запись схемы в тетрадь.

(11 слайд) (приложение 10) ~7 мин.

Учитель: В нашем мире существует множество налогов. Но есть среди них необычные, странные, порой нелепые. Я предлагаю Вам посмотреть видеоролик, в котором по мнению автора собраны топ 10 необычных налогов. Видеоролик вставлен в презентацию (~6 мин.).

Вопрос к учащимся: Ребята, вы узнали о необычных налогах в мире. Предлагаю обсудить в парах ответ на вопрос. Какой. по вашему мнению, из озвученных в видео, является самым необычным налогом, какой из налогов запомнился больше и почему? (Минуты 2-3 на обсуждение, ответы учеников). 

Ученики совместно выполняют работу. Учитель наблюдает и напоминает про время. По окончанию работы, ученики представляют свой ответ. – Спасибо, все молодцы.

Итог урока. Рефлексия

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы узнали что такое налог, кто может быть налогоплательщиком, рассмотрели историю возникновения налогов, а также определили, что налоги, ставки, сроки, льготы устанавливает закон, который называется Налоговый кодекс. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире и попробовали предположить, какие из них самые интересные.

(12 слайд) (приложение 11) ок.1 мин

Учитель: Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(13слайд) (приложение 12) ок.1 мин

Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

  1. Подготовьте сообщение о самом необычном налоге (на выбор один или несколько).

  2. Составить синквейн на тему «Налог» -правила составления (14слайд) (приложение 13)



Приложение 1

Приложение 2



Приложение 3

Приложение 4





Приложение 5

Приложение 6



Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Приложение 11

Приложение 12



Приложение 13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!