Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока в форме круглого стола (с элементами дебатов)
по обществознанию для 10 класса
На тему: «Коррупция. Можно ли её победить»
Автор: Магас М.С.
Конспект круглого стола в 10 классе на уроке обществознания
по теме «Коррупция. Можно ли её победить»
Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.
Задачи урока:
Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;
Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.
Тип урока: круглый стол (дебаты).
Материальное обеспечение: Уголовный кодекс, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет ресурсы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня я предлагаю вам нестандартную форму урока- круглый стол с элементами технологии дебатов. Тема станет вам понятна после просмотра видео ролика. Внимание на экран- ПУТИН 1.
Итак, тема нашего урока? СЛАЙД 1
Давайте определим цели и задачи урока. СЛАЙД 2
Сегодня мы повторим основные понятия темы «Коррупция» и попробуем обобщить ранее полученные знания о коррупции и способах борьбы с ней в современной России. Эпиграфом к уроку пусть станет цитата Президента СЛАЙД 3
Хочу добавить, что это общемировая проблема. Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. Он был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года. СЛАЙД 4
Дебаты предполагают разные точки зрения на проблему. Давайте сформулируем проблему. Как вы думаете, можно ответить однозначно? Нет?( Поднимите руки те кто…..команда 1 и команда 2
СЛАЙД 5
Дебаты невозможны без экспертов: представить Махсудян, Сидорова. Лихачева, Королёва Н.В. их задача определить, кто из вас будет более последователен в аргументах, убедительнее в своей позиции. Побеждает команда, которая сумеет логично и убедительно отстоять свою точку зрения, работает в рамках регламента, у каждого на выступление 2-3 минуты, ведет себя корректно.
План урока
Начнем урок с «Мозгового штурма».
I. Мозговой штурм. Работа ведётся в быстром темпе – 2-3 минуты.
У вас на столах бумага и фломастеры для каждой группы,
1 команда- по кругу напишите понятия по данной теме, все что нам известно с прошлого урока.
2 команда- напишите каждый свою ассоциацию к слову коррупция.
Представляют работу. Вопросы к листу:
1.Дайте определение: коррупция-это?
2. Причины коррупции?
3. Виды?
4. В каких формах?
Достаточно, я вижу вы разбираетесь в теме…
II. Экспресс–дебаты – 30 минут.
Задание командам! сформулировать аргументы «за» и «против» следующего тезиса «Можно ли победить коррупцию?» Команда «ЗА» Теплых Катя. Мы считаем, что данная тема актуальна: в последнее время государство принимает серьезные меры по борьбе с коррупцией во всех ее проявлениях, усиливается уголовная ответственность за данный вид преступления – это позволит победить коррупцию в стране. СЛАЙД 5
Команда 2 Тарасова Дарья Мы считаем, что данная тема
действительно актуальна, но коррупция стала набирать обороты. Коррупция имеет место быть во всех сферах жизни общества, все это приводит к регрессу общества. С коррупцией боролись еще в древней Руси, однако до сих пор победить ее не смогли. Поэтому возможно только временный успех, снизив уровень коррупции до минимума. СЛАЙД 6
1 выступающий - Шворак о наказаниях по УК РФ СЛАЙД 8
Видео ПУТИН 2
Вопрос: то есть все меры законодательно приняты, и наказания серьёзные. Но почему не работает?
2 выступающий- Сарафанников об истории борьбы в России СЛАЙДЫ 9 и 10
Вопрос: Ты подтверждаешь историей что это неизбежность в большой стране?
3 выступающий- Никитина о громких процессах в России СЛАЙДЫ 11, 12,13
Но ребята из команды 2 утверждают, что этого недостаточно… Выступление Чурилова.
Что ж аргумент принимается. Чем ответит команда 1?
Выступление Лихачева СЛАЙДЫ 14,15,16,17
Что ж, давайте обратимся еще раз к Президенту. Видео Путин 3
Пора обратиться к экспертам, вы можете задать вопросы…
Сидорова- Недоливко отвечает из опыта других стран.
Лихачёва- Костяева о коррупции в ВУЗах.
Какие последствия коррупции для государства, экономики, простых людей?
Подведем итоги. Вернемся к вашей схеме. На экране такая же блок-схема. Практически все мы уже повторили. Остался последний блок: Как решить проблему? Это дело только ужесточения мер со стороны государства и УК? Общество что-то может противопоставить коррупции? Сами граждане?
Куда обратиться, если столкнулся с этой проблемой? Трофимова Полина.
Итак, каков же итог урока? Вывод очевиден- Коррупция в России пока не побеждена, эта проблема важна не менее национальной безопасности и от её решения зависит будущее страны.
Слова экспертам! 1 минута.
Спасибо всем за урок, было здорово, вы провели огромную работу.