Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Республика Крым
Конспект
итогового занятия
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Речевая", «Социально-коммуникативная»
«Подарок для Пяточка»
для детей второй младшей группы
Цель: Формировать представление о воздухе и его свойствах
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие. Расширять представление детей о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений, знакомить с разнообразными свойствами воздуха (невидим, бесцветен, прозрачный, движется, ощущается ); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
В данном НОД происходила интеграция с другими образовательными областями.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие. Учить детей делать выводы, отвечать на вопросы. Развивать речь, речевое дыхание
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность, чувство помощи сказочным персонажам.
Методические приёмы: проблемная ситуация, беседа-диалог, эксперимент, анализ, подведение итогов.
Материал: полиэтиленовые пакеты, снежинки, дидактическая игра «Найди домик» , дидактическая игра «Кому нужен воздух?» ,воздушные шары ; трубочки для коктейля (по количеству детей) ; стаканчики с водой (по количеству детей)
Словарная работа: воздух, прозрачный, невидимый, легкий, теплый, холодный.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями:
С Добрым утром! Здравствуйте!
Говорим мы вам с утра,
«Мы желаем всем здоровья.
И конечно же, добра».
(садятся на стульчики)
Сюрпризный момент. Под песню входит Вини Пух (игрушка).
Вини Пух :- Здравствуйте, ребята! Я иду на День рождения к Пятачку, и несу ему подарок воздушный шарик. Ой, а что же с ним случилось, почему он стал таким маленьким, как мне теперь идти к Пятачку? (плачет, т. к. шарик сдулся)
Воспитатель: Не волнуйся Вини, мы обязательно тебе поможем. Ребята, что случилось с шариком Вини?( шарик с дулся). Как вы думаете, что нужно сделать чтобы шарик снова стал большим и красивым? (надо надуть его )
— А вот чем мы его надуем, вы узнаете если отгадаете загадку?
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но, невидим он для нас!
Что это? (воздух).
Воспитатель: Значит внутри шарика воздух.
Ребята, а что такое воздух?
Дети читают стихи:
"Он прозрачный невидимка,
лёгкий и бесцветный газ,
невесомою косынкой
он окутывает лес.
Он в лесу - густой, душистый,
как целительный настой,
пахнет свежестью смолистой,
пахнет дубом и сосной".
Воспитатель: Ребята. Как же нам помочь Вини Пуху? Интересно , где живет воздух, слышите поднялся сильный ветер, смотрите кто к нам прилетел. (тучка). Ребята, ее прислал, к нам воздух, он приглашает нас к себе в гости, он поможет нам надуть шарик Вини Пуха. Давайте сядем на тучку и полетим к нему.( Берутся за ленточки и идут по кругу, под музыку)
Вот мы и прилетели в страну «Воздуха»
— Ребята, а как вы думаете, кому нужен воздух (людям, растениям, животным) Давайте разберемся , кому нужен воздух.
Дидактическая игра «Кому нужен воздух»
( 2 обруча – красного и синего цвета, картинки живой и не живой природы. Дети разлаживают картинки в красный – тех кому не нужен воздух и в синий – тех кому нужен воздух)
Воспитатель: Вини, давай проверим , правильно дети справились с заданием. Я буду показывать картинку, а дети ласково называть, то, что увидели.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Человек – человечек, цветок – цветочек, камень – камушек, дерево – деревцо и т.д.
Вини: — Ой! Получается, я тоже воздухом дышу! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха! А где он есть? Ребята, где можно взять побольше воздуха? (ответы детей) Ребята, давай те попробуем поймать воздух ладошками. (Воспитатель вместе с Мишкой и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Вини: Ничего не получается!
Воспитатель: Нам помогут полиэтиленовые пакеты
1.Опыт с полиэтиленовыми пакетами «Поймай воздух»
Каждый ребёнок берет по одному полиэтиленовому пакету. Дети берут двумя руками раскрывают его и зачерпывающим движением , по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель: Получилось?
Вывод: воздух можно поймать.(ставятся карточки)
— А какого он цвета? Мы его видим (руку через пакет видим смотрим)
Воспитатель: Дети воздух невидимый, бесцветный.
Винни:— Что-то этот воздух какой-то невидимый. И поймать его невозможно. А почувствовать-то его можно?
2. Опыт с бумажными снежинками
Воспитатель:— А мы сейчас это узнаем.
Звуки метели. Ребята, какое время года наступило? (зима) Посмотрите сколько намело снежинок, возьмите по одной в руку и помашите на себя.
Воспитатель раздаёт каждому ребенку по одной снежинке и, по своему примеру, предлагает помахать на себя снежинкой. Что вы ощущаете? (ответы детей).
Вывод, что воздух можно почувствовать.
Воспитатель: Ребята, сколько у вас холодных снежинок в руке? (одна). А сколько у нас детей? (много). У вас руки наверно замерзли давайте широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает ребенка). Ой смотрите снежинки тают ,а теперь сделаем трубочку и подуем, какой воздух полетел на ладошку? И снежинки перестали таять, почему? Какой был воздух?
Вывод: воздух может быть горячим и холодным.
Дидактическая игра « Найди домик»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на наших снежинках, что то нарисовано. Что, это? (геометрические фигуры). Саша, какая , геометрическая фигура у тебя нарисована? (круг), а у тебя Максим, какая геометрическая фигура нарисована? (квадрат). Ребята, оказывается , снежинки живут , каждая в своем домике, давай те поможем им попасть в свой домик. ( дети раскладывают, по домикам с геометрическими фигурами)
Винни: Как же интересно в стране Воздуха, смотрите самые настоящие столы и стульчики, ну - ка ребята, быстренько садитесь за столы, на них, что то интересное лежит.
(Воспитатель подводит детей к оборудованному столу. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Винни).
3.Опыт «Пузырьки»
Вини: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. (ответы детей)
Давайте, сначала вдохнем носиком воздух, а потом выдохнем, через трубочку и посмотрим, что получится. Дуйте в трубочку сильно –сильно. Что вы увидели в водичке?)
Винни: Ой! А что это булькает! (Пузырьки)
Воспитатель: Что это дети? (воздух) Да это тоже воздух.
Вывод : Воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.
Воспитатель : Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? (Мыльные.)
Дети читают стихи:
«Мыльные пузыри».
От зари и до зари мы пускаем пузыри:
Мыльные, воздушные, ветерку послушные.
Всё летят они, летят, улетают от ребят –
Яркие, игристые, словно золотистые.
Воспитатель :Давайте немного отдохнем .Поиграем в игру «Поймай мыльный пузырь» (дети ловят мыльные пузыри)
Винни:— А я умею делать дыхательную гимнастику. Хотите и вас научу?
Дыхательная гимнастика:
Подуем на плечо, подуем на другое.
теперь на облака и остановимся пока.
Вини — Как мне понравилось с вами путешествовать я так много сегодня узнал о воздухе! Но мы не как , не можем найти Воздух, он все время играет с нами и прячется, а я уже опаздываю, на день рождение, мне пора к Пятачку. Но как же я пойду, кто мне надует шарик??
Воспитатель: Вини не волнуйся, ты так не чего и не понял. Ребята, где находится воздух? (ответы детей) Правильно, он все время рядом с нами, вокруг нас. Просто мы его не видим, но можем дышать, И сейчас Воздух надует тебе шарик.
4. Опыт «Лимон надул шарик»
Воспитатель : Вот тебе шарик (воспитатель дает Вини воздушный шарик). Дети, а давайте тоже сделаем Пятачку подарок, а Вини передаст его). ( ответы детей).
Воспитатель: Вот шарики (показывает, только они могут улететь. Давайте завяжем каждому шарику свою веревочку (подбор по цвету). Воспитатель с детьми отдают подарок Вини.
Вини: Спасибо. Обязательно передам. Прощается.
— Ребята, мы сегодня с вами помогли Вини, узнали о воздухе. (воспитатель делает выводы).
Итоги:
• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде.
Воспитатель: Молодцы. Ой, слышите , кто – то стучится (выходит за дверь и заносит посылку. Открывает. Достает письмо) Ребята, это Пятачок благодарит нас за подарки и угощает конфетами).