СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщающее интегрированное
занятие - проект
по математике
из цикла
«Основы экономических знаний»
Учитель математики: Агапова Е.А.
Нестандартный подход к изучению темы, использование разнообразных технологий повышает мотивационную деятельность учащихся. Межпредметная интеграция способствует целостному восприятию окружающей действительности.
Цель кружковых занятий: формирование основ компьютерной грамотности.
Цель цикла: формирование основ экономических знаний.
Цели данного занятия:
Образовательные:
- создать условия для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
- помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала.
Развивающие:
- развитие образного мышления учащихся;
- развитие математической речи;
- создание условий для творческой самореализации личности, развития познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения математических знаний в окружающей жизни;
- развитие исследовательских способностей.
Воспитательные:
- воспитать аккуратность, любовь к предмету;
- воспитание настойчивости при решении проблемы;
- формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы, социальной компетентности.
Элементы технологии проектного обучения
Описание технологии реализации.
Для реализации планируется:
проведение подготовительных блоков:
1-ый блок – «Блок экономических знаний» - решение задач с экономическим содержанием, используя реальные тарифы
2-ой блок – «Блок компьютерной практики» - работа в Microsoft Offis Word
3-ий блок – «Блок СБО» - экскурсии в учреждения: ЖКХ, банк, почта.
Деление детей на 3 группы: «практики-экономисты», «практики-математики», «практики - информатики».
Группа «теоретиков-математиков» обобщает практический материал по теме «Основы экономических знаний».
Группа «практики-информатики» готовит задание: выполняет заготовки бланков, для дальнейшего построения таблиц (квитанций).
Учитель готовит презентацию к уроку, помогает группе «информатиков» выработать навыки работы в Microsoft Offis Word.
Оборудование:
компьютеры;
магнитная доска;
домики, вырезанные из листа А4 (разноцветные);
бейджики с должностями и фамилиями;
таблички (бухгалтер, кассир, гл.бухгалтер, администратор);
имитация денежных купюр (заранее распечатать на цветной бумаге), монеты
Ход занятия
- Здравствуйте ребята! Заканчивается учебный год в течение, которого вы многое узнали, многому научились. Сегодня на нашем практическом занятии вам представляется возможность применить свои знания на практике.
-Этот год в нашей стране объявлен «Годом семьи». А как появилось слово семья? Стихотворение читает ученик.
Как появилось слово «семья»?
Раньше о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы подруга моя!
И Ева ответила: «Я»
Сказала она знаменитых 7 «Я»
И так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Слово «СЕМЬЯ» входит в наше сознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Я думаю, что каждому из нас нужно такое место, где тебя ждут, где тебе рады, где спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – наша семья.
- А что для вас значит семья? Подождите, не отвечайте вслух ( даётся время подумать над ответом). А сейчас, возьмите домики, которые лежат у каждого на парте, положите на них свои ладошки и обведите их. Напишите на отпечатках, что для вас означает слово «семья».
Дети обводят ладошки и пишут свои значения слова семья
Я обвожу вместе с ними и на своём домике пишу «Умелое планирование семейного бюджета»
- А теперь поочереди каждый из вас скажет, что он написал и прикрепит свой домик на доску.
- Ребята, посмотрите, какая прекрасная семья нас получилась, в ней царят (прочитать, что написали дети), но мне кажется, что чего-то не хватает. Давайте подумаем, чего же не хватает в нашей семье?
- Вот теперь, я думаю, у нас настоящая семья.
- Ребята, а из чего строится семейный бюджет?
(ответы детей)
- А куда расходуется семейный бюджет?
(ответы детей)
- Какие платежи вы знаете?
(ответы детей)
- А где же оплачивают счета?
(ответы детей)
- Ребята, а вы были когда-нибудь в этих учреждениях?
(ответы детей)
- А в качестве кого вы их (учреждения) посещали?
(ответы детей)
-А хотели бы вы побывать в роли служащих этих учреждений?
(ответы детей)
- Но так как эти организации находятся в разных местах, давайте мы объединим их и назовём полученную организацию РКЦ (расчётно кассовый центр).
- Сейчас мы с вами проведем деловую игру, по правилам которой, вы превратитесь в персонал и клиентов «РКЦ» и вам представится возможность самим рассчитывать плату за квартиру, свет, газ, телефон, оплачивать счета, узнаете, что же происходит внутри этого учреждения. Но сначала давайте придумаем название нашей игры. (ответы детей)
- Идеи появились?
- И так, назовём нашу игру « … ».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ИГРА
- Позвольте представить служащих:
Администратор – Тимофеева Оксана Александровна (принимает плату за телефон)
Бухгалтера: Клейн Сергей Владимирович ( кв. плата)
Шпунтов Александр Андреевич( кв. плата)
Мачульская Дарья Юрьевна( кв. плата)
Кассиры: Емельянова Галина Владимировна ( плата за свет)
Мураненко Алёна Викторовна ( приём платежей)
Валуев Павел Николаевич (плата за газ)
Гл.бухгалтер (преподаватель) Агапова Елена Анатольевна (представляет администратор)
Гл. бухгалтер: - Уважаемые коллеги, прошу пройти в офис на свои рабочие места. (Ребята рассаживаются за компьютеры, компьютеры включены заранее)
Администратор: Уважаемые коллеги, месяц подходит к концу, скоро начнут
подходить люди оплачивать счета, поэтому прошу
своевременно подготовить квитанции и сдать их мне.
/раздаёт поручения/
Администратор: Если возникнут вопросы, обращайтесь к главному
бухгалтеру.
Ребята приступают к работе (вписывают в заранее подготовленные бланки квитанций фамилии клиентов, рассчитывают сумму), в это время кассир (Алёна) ставит на своём столе табличку «У управляющего» и уходит на некоторое время, назад возвращается с деньгами и раскладывает их по ячейкам. Разложив деньги, начинает распечатывать квитанции и сортировать их по фамилиям.
Когда ребята закончат со своими заданиями (квитанциями), копируют их ( на дискеты, флеш-диски) и сдают администратору. Администратор с помощью гл. бухгалтера выводит через проектор квитанции на экран и проверяет правильность расчетов.
Администратор: спасибо, после обеденного перерыва я отдам их главному бухгалтеру. /Смотрит на часы/ Можете идти на обед.
Оксана, Сергей, Даша и Саша снимают бейджеки. Сергей звонит Оксане и приглашает доехать до банка оплатить счета. За ними Саша и Даша.
Счета ребята оплачивают у кассира (Алёна).
Оплатив счета, Саша прикрепляет их на доску рядом с домиками.
- Ну вот, ребята, в нашей семье все счета оплачены, а это значит, что у взрослых одной заботой меньше и они не будут нервничать и расстраиваться, а дети будут окружены теплом и заботой.
А сейчас я попрошу вас высказать своё мнение о нашем занятии:
/ответы детей/
Я в свою очередь, хочу выразить вам благодарность за ваше участие, активность, трудолюбие, желание и стремление узнать новое. Мне очень приятно с вами работать. Очень хочется, чтобы всё то, что вы узнали осталось с вами и помогла вам в будущем, чтобы ваш дом был радостным и уютным, а в семьях царили: /прочитать надписи на домиках/
В финале нашего занятия я хочу, чтобы вы поблагодарили и похвалили друг друга. Станьте парами, лицом друг к другу, положите правую руку на плечо напарника и поблагодарите друг друга за совместную работу (Спасибо, Саша, мне было приятно работать с тобой).
Спасибо, всего доброго!