- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | - Мы начинаем урок окружающего мира. 1-2-3-4-5! Светит солнышко опять! 1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире! 1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать! Окружающий нас мир интересно познавать Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!) Присаживайтесь! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации Практический: выполнение проверочной работы Словесный: подводящий диалог Словесный: монолог учителя | 5 мин | - Ребята, как называется наш изучаемый раздел? (Путешествия) - Зачем люди отправляются в путешествие? (За открытиями) - А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями? - Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытие. Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои. В конце урока вы поделитесь своими открытиями. - Прежде чем отправиться в путешествие, сыграем в игру «Верю - не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете. Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да) Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да) Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет) Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет) Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север,? (да) - Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию. Отправляемся в путь! - Перед вами физическая карта России. - Какие цвета присутствуют на ней? - Что на карте обозначено синим цветом? - А что обозначено коричневым цветом? А зеленым? | - Синий, зеленый, коричневый - Водная поверхность - Горы, леса и равнины | |
III. Постановка учебной задачи Словес.: подводящий диалог | 3 мин | - Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины. Посмотрите на экран. - Попробуйте определить тему урока, как она звучит? Тема урока: Формы земной поверхности. -Кто попробует поставить цели на наш урок? Цель: узнать, какие бывают формы земной поверхности. | - Тема урока: «Формы земной поверхности» - Цель: узнать, какие бывают формы земной поверхности | П: построение речевого высказывания К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации Р: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Словесный: подводящий диалог Словесный: монолог учителя | 10 мин | - Посмотрите фотографии. На них вы видите основные формы земной поверхности. Кто может их назвать? - А почему их так назвали? Равнина – это ровные или почти ровные участки земной поверхности. - Это изображения двух равнин. Чем они отличаются? - Равнины бывают плоские и холмистые. - Какую равнину вы видите на первой картинке? - На второй? - Объясните, почему такие названия? - Правильно! Холмистая равнина имеет возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – оврагами. Значит, ХОЛМ – это возвышения на равнинах. - Давайте посмотрим на физическую карту России. Вспомните, какими цветами показаны равнины? - Найдите на физической карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. - А здесь что изображено? - Что такое горы? - Горы – это неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Но горы очень редко встречаются по одиночке, чаще всего, они расположены рядами, это называется – горные хребты. - Откройте учебники на странице 79. Рассмотрите картинку. В чем отличие горы от холма? - В чем сходства? - А теперь давайте проверим правильно ли вы нашли отличия и сходства. Прочитайте текст после картинки. - Что такое подошва? - Что такое вершина? - Что располагает подошвой и вершиной? - Какие они бывают? - Давайте еще раз обратимся на физическую карту России. Каким цветом обозначаются горы и горные хребты? - Какие вы нашли горы и горные хребты? Давайте найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские. - Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад. Длина Уральского хребта - более 2000 километров. - А в Кавказских горах есть самая большая гора России. Эльбрус - бесценная гордость и достояние России. - Какая гора находится вблизи нашего города? Именно здесь, в начале Уральских гор, находится гора Нарыш-тау, высота которой составляет 349 метров над уровнем моря. - Можем ли мы теперь сказать, что мы находимся на равнинной земной поверхности, ведь даже в нашем районе есть скалистые участки. | - Равнинная - Равнинная поверхность и гористая, - Высотой - Холмистая - Плоская - Холмистая – потому что не совсем ровная, а плоская – которая не имеет никаких возвышенностей - Зеленым и желтым - Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье - Горы - Это неровные участки земной поверхности - Холм имеет высоту до 200 м, а горы могут быть более 200 м - И у гор и у холмов есть подошва, склон вершина - Это место, где начинается холм или гора - Самая высокая часть холма или горы - Склоны - Крутые и пологие - Коричневым - Уральские горы, Алтай и т.д. Сообщение ученика (Риана) Сообщение ученика (Реналь) - Нарыш-тау Просмотр видеоролика - У нас присутствуют разные земные поверхности | П: построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации П: построение речевого высказывания П: поиск и выделение необходимой информации К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. П: поиск и выделение необходимой информации |
Динамическая пауза | 1 мин | - Путешествуя с нами, я вижу, вы устали. Предлагаю вам немного отдохнуть. Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. До горы сейчас дойдём. Вот - подошва, вот – вершина, Левый склон и правый склон. Мы взберёмся на вершину И осмотрим всё кругом! - Представьте, что вы – гора. - Покажите вершину, подошву, склоны. | Выполняют динамическую паузу | |
V. Первичное закрепление | 5 мин | - Ребята, путешествуя по нашей земной поверхности, будем учиться замечать и ценить красоту природы. Представим себе на миг, что мы с вами художники, у нас есть уникальная возможность запечатлеть красоту земной поверхности. - Слово передаю Дарье Андреевне. - Еще раз здравствуйте, ребята, рада всех видеть! Итак, на ваших столах лежат альбомы и краски, как вы думаете, для чего? Правильно, сегодня мы с вами будем рисовать. Но для начала послушайте одно письмо из страны Смешариков. «Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишут ваши друзья Смешарики. Мы хотели к вам приехать и погулять по вашим просторам, но, к сожалению, вокзалы и аэропорты закрыты. Очень жаль, что никак не получается посмотреть на красоту природы, в которой вы проживаете. От ваших учителей мы узнали, что сегодня у вас урок, посвященный горам, холмам и равнинам. Попробуйте изобразить какую-либо из данных поверхностей, чтобы мы посмотрели, насколько прекрасен ваш округ.» -Чтобы понять, что мы будем с вами изображать, разгадайте ребус, представленный на доске. - Какое слово получилось? (холм). Исходя из темы нашего урока, вы уже имеете представление о том, как выглядит холм, поэтому особых трудностей у вас возникнуть не должно. -Итак, сейчас нам предстоит выполнить очень важное задание. | Слушают письмо Собирают слово из букв и определяют тему рисунка | П: поиск и выделение необходимой информации |
VI.Самостоя-тельная работа Практический: самост. работа; графическое выполнение работы | 8 мин | - В качестве примера, я принесла вам уже готовую работу. Обратите внимание, какие цвета используются, линии. - Перед тем, как начнём рисовать, вспомним также правила при работе с красками, кисточками, непроливайкой. - Ребята, чтобы рисунок получился красочным и более естественным, начнем изображать сразу красками. (Рисование на доске с объяснением). -Ребята, покажите, что у вас получилось? Очень красивые работы! Команде Смешариков очень понравится, и они узнают, насколько прекрасен наш окружающий мир! | Выполняют задания в альбомах самостоятельно. Вспоминают правила работы на уроке изобразительного искусства Выставка и представление своих работ | |
VII. Включение в систему знаний | 5 мин | - Для закрепления сегодняшней темы пройдем тест. Выберите правильный ответ к вопросу, выпишите ниже эту букву. 1. Назови форму земной поверхности – ровные или почти ровные участки земной поверхности: у) равнины ф) горы а) холмы 2. Определи части горы: у) подошва, скала, верхушка; с) подошва, склон, вершина; ы) низина, склон, вершина. 3. Вершина – это: о) место, где начинается холм или гора п) самая высокая часть холма или горы 4. Что такое холм? е) возвышение, высота которого меньше 200 метров; ж) возвышение, высота которого больше 200 метров; з) это углубление с крутым склоном. 5. Что такое горный хребет? у) это холмы, расположенные недалеко друг от друга; х) это горы, расположенные рядами; о) это неровные участки земной поверхности. - А теперь соедините выбранные вами буквы, какое слово у вас получилось? Молодцы, ребята! | 1) у; 2) с; 3) п; 4) е; 5) х. УСПЕХ | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 1 мин | -Какая была тема нашего урока? Какую цель урока ставили в начале урока? - Используя опорные слова, оцените свою работу на уроке… - Я узнал … - Я научился … - У меня получилось / не получилось… - Я хочу узнать подробнее еще о… | - Тема урока: «Формы земной поверхности» - Цель: узнать, какие бывают формы земной поверхности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
Домашнее задание | 1 мин | Подписать на вашем рисунке части холма. Выполнить в тетради схематический рисунок «Формы земной поверхности». Подготовить проект о крупных формах рельефа на территории нашей страны (горы, равнины, плоскогорье, низменности) по желанию ученика. | | |
Рефлексия | | - Мы хотим узнать ваше мнение о нашем уроке. Перед вами желтые кружочки. Нарисуйте на нём смайл - ваше впечатление об уроке (грустный, безразличный, весёлый). Грустный, если урок вам не понравился, равнодушный, если вы ничего не узнали, весёлый – если урок вам понравился. Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины были по плечу. Хотелось бы процитировать слова из песни Владимира Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, На которых ещё не бывал!» Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным! -Всем спасибо, за урок! | | |