СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока "Биосфера-сфера жизни" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Биосфера-сфера жизни" 6 класс»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

«БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ».

6 КЛАСС.

Цель урока:

  • обобщить материал о биосфере из курса географии и биологии 6 класса

  • проверить качество его усвоения

Задачи урока:

Обучающие

  1. закрепить и проверить знания учащихся о биосфере - живой оболочке Земли

Развивающие

  1. развивать общеучебные навыки и умения работать по плану, с раздаточным материалом

  2. развивать мышление учащихся (сравнение, анализ)

  3. развивать умения делать самостоятельные выводы

  4. развивать различные виды памяти (механическую, зрительную, слуховую)

Воспитательные

  1. формирование экологической культуры

  2. привить любовь к природе родного края

  3. продолжить формирование толерантного отношения к окружающим

  4. воспитывать чувство ответственности, коллективизма

Тип урока: урок контроля и обобщения знаний

Оборудование:

  • компьютер

  • проектор

  • доска

  • раздаточный материал

  • маршрутные листы для каждого учащегося



Ход урока.


Географ - Здравствуйте! Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. В путешествие по стране ваших знаний и умений, которые вы получили на уроках географии и биологии при изучении природы нашей планеты.

Мы постоянно говорим, что Земля – уникальная планета. А в чем уникальность нашей планеты? (………)

Биолог – Да, ребята, главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Жизни в пределах особой оболочки, которая называется ? (……..). География и биология - науки очень похожи – обе они занимаются изучением природы, обе применяют для этого схожие способы и методы и, даже, используют одни и те же термины. Вот мы и предлагаем Вам сегодня убедиться в этом, путешествуя по биосфере – живой оболочке Земли. Слайд 1

Географ - А сейчас давайте познакомимся с нашим маршрутом. Где же мы сегодня побываем? Слайд 2

Итак, отправляемся в путь!


Задание 1. Страна эрудитов.

Биолог - Перед Вами лежит зашифрованная информация, которую надо расшифровать. Термины и их определения перепутались. Для того чтобы путешествие началось, надо навести порядок, т.е. к каждому термину необходимо подобрать верное определение. Надеюсь, у вас это получится.


  1. Биосфера – внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими.

  2. Биологический круговорот- перенос веществ и энергии из одних частей биосферы в другие, осуществляемый живыми организмами

  3. Почва- поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием

  4. Почвоведение- наука о почве, законах ее образования и сохранения плодородия

  5. Флора- растительный мир

  6. Фауна- животный мир

  7. Ботаника – наука о растениях.


Давайте проверим, что получилось. (слайд 3)

Замечательно! Эту страну мы прошли без потерь! Но нас ждет новое приключение!

Географ - Вы уже знаете, что очень много людей разных национальностей и возрастов в разное время занималось изучением природы. И было бы очень невежливо с нашей стороны не вспомнить о них и об их вкладе в науку.

Итак, мы с вами в стране знакомых лиц. (слайд 4 )

Задание 2. Страна знакомых лиц.

Перед вами два изображения - две фотографии знаменитейших ученых. Кто это? (В.В. Докучаев и В.И. Вернадский). Оба ученых внесли неоценимый вклад в развитие, как географии, так и биологии. Сейчас мы проверим, знаете ли вы о том, что каждый из них сделал для развития наук о природе.

В ваших маршрутных листах написаны предложения, в которых содержатся сведения об этих ученых и их вкладе в науку. Ваша задача определить, какое из высказываний характеризует работу каждого ученого, и записать номер соответствующего утверждения в нужную строку Готовы? Тогда начинаем!

(слайд 5) проверка выполнения задания.

В.И. Вернадский.

  1. создал учение о взаимоотношении природы и общества

  2. первым провел систематические исследования закономерностей строения и состава литосферы, атмосферы и гидросферы

  3. написал труды о биосфере, став тем самым основоположником современного учения о биосфере.

В.В. Докучаев

  1. разработал учение о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы

  2. Заложил основы физической географии

  3. основоположник почвоведения, основатель русской школы почвоведения и географии почв, в 1886 году дал первую в мире научную классификацию почв.


Задание 3. «Страна трудных вопросов».

Биолог - сейчас мы переходим в страну трудных вопросов. Здесь мы проверим, как вы умеете работать с текстом. Вам необходимо выполнить несколько заданий. Итак, первое задание.

1 По описанию вам необходимо определить название царств живой природы и составить схему. Привести примеры организмов каждого из царств.


Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. (Бактерии)

Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Слайд 6


Географ – переходим к следующему заданию. Вам необходимо внимательно прочитать текст и ответить на вопросы.


Биосфера – это земное пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?

 По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.

 Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +1000 С.

 Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км. В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее. Наиболее густые скопления живого вещества Вернадский назвал “пленками жизни”. На суше это, прежде всего почвы и растительный покров нашей планеты, его животный мир, а в Мировом океане – так называемый планктонный приповерхностный слой.



  1. Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?

  2. В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?

  3. Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?


Слайд 7

Биолог - Далее вам необходимо вставить пропущенные слова в текст.

…………— это всё пространство, где существует или когда-либо существовала жизнь. Живые организмы зародились в …………….. и постепенно заселили все земные оболочки. Современная биосфера охватывает нижние слои…………, всю гидросферу и верхнюю часть………………. Процессы, протекающие в биосфере, влияют на другие оболочки нашей планеты. Живые организмы способствуют естественному очищению гидросферы, участвуют в формировании почвы. В Мировом океане живые организмы поддерживают солевой состав воды. В процессе …………………. ежегодно поглощается 170 млрд тонн углекислого газа, а запасы кислорода постоянно пополняются. Русский естествоиспытатель …………. определил биосферу как «непрерывный слой живого вещества».

Биолог - А теперь давайте проверим, как вы справились с этими заданиями.

Слайд 9


Слайд 10 Географ - академик Моисеев говорил - «Биосфера — объект уникальный, он существует в единственном экземпляре. Сегодня он не такой, каким был вчера, а завтра он будет не таким, как сегодня. И какие-либо эксперименты с биосферой недопустимы». В наше время человек оказывает большое влияние на все компоненты биосферы.

Наш мир - хрупкое стекло!

Оно уже пошло трещинами!

Нельзя позволить ему исчезнуть!


- По картинкам на экране вам нужно определить, как человек влияет на биосферу.

Слайды 11-16

Биолог – Ребята, а что необходимо делать для сохранения природы? …………

Географ - А сейчас давайте посмотрим, какой красотой будет радовать нас природа, если мы будем заботиться о ней.

Видеоролик «Красота вокруг нас»


Задание 5. Страна быстрых и умных.

Биолог - Немного отдохнули и продолжаем наше путешествие. В стране быстрых и умных вам необходимо ответить на тестовые задания.

Тест по теме «Биосфера»

1. Особая оболочка Земли, в которой сосредоточена жизнь, называется:

1.биосферой

2.атмосферой

3.гидросферой

4.литосферой

2. Верхняя граница биосферы расположена на уровне:

1.поверхности Мирового океана

2.озонового экрана

3.верхней границы тропосферы

4.нижней границы тропосферы

3. В гидросфере живые организмы распространены:

1.везде

2.во всей толщине вод суши

3.во всём Мировом океане

4.до глубины 2–3 км

4. Живые организмы не представлены царством:

1.грибов

2.мхов

3.животных

4.растений

5.бактерий

5. Составьте правильное утверждение.

А. Среди животных наиболее распространены



1.

Насекомые


2.

Грибы

Б. Среди растений наиболее распространены



3.

Покрытосеменные


4.

Бактерии


5.

Млекопитающие


6. Составьте правильное утверждение.

А. По видовому разнообразию преобладают



1.

Грибы


2.

Животные

Б. По массе живого вещества преобладают



3.

Животные


4.

Растения


5.

Покрытосеменные

7. Древние виды животных и растений на нашей планете, пережившие глобальные климатические изменения и оледенения, — это:

1.бактерии

2.покрытосеменные

3.реликты

4.насекомые

8. Основная масса живого вещества сосредоточена:

1.в океане

2.на суше

3.в воздухе

4.в почве

9. Больше всего животных и растений обитает:

1.на высотах от 0,5 до 5 км

2.у поверхности Земли

3.на глубине от 0,5 до 5 км

4.на глубине от 0,1 до 0,5 км

Географ - В путешествии очень важна помощь друзей, без которой порой не обойтись! Вот сейчас и настал именно такой случай. Давайте доверим друзьям проверить результаты своей работы! (поменяйтесь работами с соседом - взаимопроверка). Правильные ответы на экране.(слайд 17).

За каждый правильный ответ – один балл.

Задание 6. Страна выводов.




Биолог - Вот и закончилось наше путешествие по стране ваших знаний и умений. Завершился урок-зачет по теме: «Биосфера - живая оболочка Земли», на котором мы, надеюсь, смогли показать вам, что география и биология не отдельные предметы школьной программы, а науки сообща изучающие нашу планету, нашу маленькую Землю, на которой живет так много разных живых организмов.

Географ - А главное, вы проверили свои знания и умения, которые получили при изучении темы биосфера на уроках географии и биологии.


Рефлексия

Географ - А сейчас подведем итог вашей работы на уроке, заполнив последнюю таблицу в маршрутном листе «Мои достижения по теме»

Я знаю

Что хочу еще узнать

Как я работал на уроке




Биолог - Маршрутные листы, на которых вы выполняли задания, оставьте на парте. Есть ли какие вопросы по сегодняшнему уроку?

Домашнее задание : составить кроссворд по теме «Биосфера»

Спасибо за урок! До свидания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!