-закреплять у обучающегося навык правильного выделения артикуляционных и акустических признаков звуков [С]-[Ш] посредством анализа данных звуков;
-развивать подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики;
-развивать фонематического слуха и восприятия посредством различения на слух звуков [С]-[Ш] изолированно, в слогах и в словах.
-воспитывать у обучающихся самоконтроля за звукопроизношением.
№ п/п | Этап занятия | Содержание |
1 | Организационный момент | Здравствуй,...!Садись на стульчик, выпрями спину. Какой у нас сегодня день недели? (ответ) Молодец. Давай вспомним, чему мы учимся на наших занятиях? (На логопедических занятиях мы учимся красиво и правильно говорить). |
2 | Объявление темы | Чтобы узнать, кто или что поможет нам сегодня на занятии, нужно собрать пазл. Из этих элементов у тебя получится 2 картинки. Собери их, пожалуйста, и скажи, что у тебя получится. Правильно, это мышка и миска. Звук «Ш» мы слышим в каком слове? А звук «С»? Правильно, значит мы будем продолжать учиться отличать эти два звука. Назови еще раз, какие это звуки? |
3 | Развитие мелкой моторики | Повторим зимние виды спорта. Лыжи (Скользить по столу ладонями вперед-назад) Санки (Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад) И коньки (Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в одном направлении). |
4 | Развитие мимической моторики | Изобрази эту эмоцию (По карточкам). Когда ты испытываешь такое настроение? |
5 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Давай потренируем наши губы и язык. Первое упражнение – «Улыбочка». Сейчас «заборчик», покажем зубки. «Хоботок», как у слоника, сделаем губы круглыми. Теперь «Лопатка». Подержим язык расслабленным. «Чашечка», держим 5 секунд. Чашечку убираем в шкафчик (завести «чашечку» за верхние зубы), а теперь обязательно почистим зубы («Чистим зубы»). В конце поиграем с язычком, покачаем его на качелях. («Качели») |
6 | Изолированное произношение звуков | Теперь, когда я покажу карточку со змеей, ты будешь шипеть как змея, называть звук…? Правильно, звук «Ш». А когда с насосом, то свистеть, произносить звук…? Верно, звук «С». |
7 | Сравнительный анализ артикуляции звуков | Когда мы произносим звук «С» губы у нас в каком положении? А когда звук «Ш»? А язык где? Зубы. Давай сравним воздушную струю. |
8 | Характеристика звуков | Работает ли у нас горло, когда мы говорим звук «С»? А когда звук «Ш»? Нет, значит они оба глухие или звонкие? Глухие. Оба звука твердые, так как спинка языка опущена. Звуки «С» и «Ш» гласные или согласные? Правильно, ведь преградой при произнесении звуков «Ш» и «С» являются зубы и язык, значит оба согласные. |
9 | Динамическая пауза | Давай теперь встанем, немного отдохнем, представим как ветер колышет деревья и его ветки шуршат «шшш», а теперь мы накачаем колесо насосом, приседаем и «нажимаем»- «Ссссс». |
10 | Дифференциация звуков на слух. (Развитие фонематического слуха) | Мишка решил проверить твою внимательность. Один звук слышится в начале слов, которые я сейчас назову: санки, сок, сумка, сын. Какой? (Звук С.) Другой звук – в конце всех слов: наш, душ, мышь, ковш. Какой это звук? (Звук Ш). А теперь сложнее, внимательно слушай и ответь, какое слово будет лишним? Машина, шкаф, собака, шуба. И объясни, почему, полным предложением. Собака, потому что в слове «собака» звук «С», а в остальных звук «Ш», молодец. |
11 | Дифференциация звуков в слогах | Какое у нас сейчас время года? Зимой холодно или жарко? Теперь расскажи немного сама про время и года, что еще у нас бывает зимой. Зимой мерзнут руки. Надо надеть перчатки, но не простые, а волшебные, говорящие: левая перчатка любит произносить звук «С» с разными гласными, а правая – «Ш». Имитация надевания перчаток (на левую руку: са-со-су-сы-сэ; на правую руку: ша-шо-шу-ши-ше). Загибание пальцев то левой, то правой руки: са-ша, со-шо, су-шу, сэ-ше, сы-ши. |
12 | Дифференциация звуков в словах | Теперь давай разделим картинки. Какие-то дадим мишке, а остальные положим рядом с миской. Как ты думаешь, слова с каким звуком мы дадим мишке? Да, со звуком «Ш». А положим рядом с миской? Со звуком «С», верно. Выбираем вещи, предметы и говорим: «подушка-мишке, сапоги к миске и т.д.» |
13 | Формирование фонематического восприятия | Теперь нам нужно вспомнить любые 3 слова со звуком «Ш», а сейчас со звуком «С». Молодец. Повтори за мной: «са-ша, ша-са, ша-ша-ша, ша-ша-са, ши-сы, сы-ши-сы …). Некоторые слоговые сочетания прошу повторить без опоры на мою артикуляцию. |
14 | Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах. | Чтобы сделать следующее задание, нам нужно поделить эти картинки, те, в названии которых звук «Ш» положим в миску, а где звук «С», дадим мишке. Теперь давай покормим мишку. Будем давать ему еду, в названии которой звук «С». Проговариваем «мишка съест ананас» и т.д. Сейчас посмотрим, что у нас в миске. Будем проговаривать «В миске шоколад» и т.д. Мишка говорит тебе спасибо. |
15 | Итог занятия | Что мы учились делать? Чем отличаются звуки «Ш» и «С»? |
16 | Оценивание | Молодец, ты получаешь наклейку в твою тетрадь. Выбери ее сама. |
17 | Домашнее задание | Домашнее задание будет в твоей тетради. Спасибо за твои старания, можешь идти в группу. |