Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах, с использованием фрагментов проекта «Насекомые».
Цель: автоматизация звука [Л] в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
имен существительных (клоп, богомол);
имен прилагательных (полосатая, трудолюбивая, красивая, разноцветная и т.д.);
глаголов (летает, собирает, жалит и т.д.);
Коррекционно-развивающие:
автоматизировать поставленные звуки в речи по данной теме;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию фонематического анализа;
развивать связную речь через составление описательных рассказов о насекомых.
Коррекционно-воспитательные:
вызвать у ребенка интерес к явлениям природы;
формировать у ребенка заботливое отношение к самым маленьким обитателям нашей планеты – насекомым.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, зеркало, разрезная картинка, сухой бассейн с горохом, предметные картинки, пособие для дыхательной гимнастики «Идет дождь», Су-джок массажеры.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй. Сегодня у нас на занятии новый гость.
Посмотри, какая у меня есть коробочка. Тебе интересно, что там внутри (сухой бассейн, в нем спрятаны разрезные на 4 части картинки с изображением пчелы).
Ребенок: Да.
Логопед: В этой коробочке спрятана картинка, которая распалась на части, собери её, и мы узнаем, кто сегодня к нам придет в гости. (Ребенок собирает разрезную картинку).
Ребенок: Это пчела.
Логопед: Правильно, это Пчела. Ее зовут Мила.
Логопед: Расскажи, что ты знаешь про пчелу.
Ребенок: Пчела маленькая, полосатая, трудолюбивая. Она умеет летать. Пчела собирает пыльцу с цветов и делает мед.
Логопед: Да, все верно. А сегодня она пришла послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с нами в разные игры.
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Я буду говорить стихотворение, и показывать картинку, а тебе нужно правильно выполнить упражнение.
«Хоботок»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
«Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
«Чистим зубки»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
«Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Логопед: Молодец, Пчелке очень понравилось наша зарядка.
3. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ой, что за звук? (звучит шум дождя)
Ребенок: Идет дождь.
Логопед: Мила очень боится дождя. Мы должны прогнать его, чтобы она смогла играть с нами. Давай сдуем капли дождя от пчелы.
Ребенок сдувает капельки дождя от пчелки.
4. Формирование фонематических представлений.
Логопед: Посмотри, как много лепестков на лужайке после дождя. Мила просит нас помочь ей из лепестков собрать ромашку, но ей нужны только те лепестки, на которых нарисованы картинки со звуком [Л]. Поможем ей?
Ребенок: Да.
Логопед: Лепесточки собирай - звук, старайся, называй!
Ребенок собирает из лепестков ромашки, четко проговаривая слова.
Логопед: Молодец! Посмотри, какая красивая ромашка у тебя получилась.
5. Игра «Четвертый лишний».
Логопед:
Пока мы собирали ромашку, …
Ребенок должен выделить лишнюю картинку, среди 4 предъявленных и уметь объяснить, почему именно её он выбрал.
клоп, стрекоза, бабочка, лягушка;
богомол, слон, муравей, жук;
пчела, клоп, богомол, мышь.
6. Формирование звукового анализа.
Логопед: Посмотри, пчела принесла семечки, на которых нарисованы картинки. Нам нужно определить на каком подсолнухе они росли.
На первом росли семечки со звуком [Л] в начале слова, на втором со звуком [Л] в середине слова, а на третьем подсолнухе созревали семечки со звуком [Л] в конце слова.
Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове, и собирает семечки на подсолнухе.
7. Пальчиковая гимнастика с применением Су-джок массажеров.
Логопед: Мила немного устала. Давай вместе с ней отдохнем. Она принесла собой интересный шарик. Давай с ним поиграем.
Шариком массажируем ручки под стихотворение
Дружно пальчики считаем – насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит,
Ой, сюда комар летит!
Логопед: Посмотри, в этом шарике что-то есть. Это же колечко. Давай с ним поиграем. (Используется массажное кольцо).
Прилетела к нам вчера полосатая пчела, | Пружинкой массажируем большой пальчик |
А за нею шмель – шмелек | Пружинкой массажируем указательный пальчик |
И веселый мотылек, | Пружинкой массажируем средний пальчик |
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. | Пружинкой массажируем безымянный пальчик |
Полетали, пожужжали, От усталости упали. | Пружинкой массажируем мизинчик |
Логопед: Как весело мы поиграли. Посмотри, пока мы с тобой разминали наши пальчики, Мила принесла нам свои любимые подсолнухи.
8. Игра «Посчитай»
Логопед: Давай посчитаем, сколько Мила принесла подсолнухов.
Ребенок считает цветы, которые изображены на картинке.
Ребенок: Один подсолнух, два подсолнуха и т.д.
Логопед: Вот как много принесла нам Пчела цветов.
9. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Ты молодец, справился(сь) со всеми заданиями и правильно проговаривал(а) звука [Л]. Какая игра тебе понравилась больше всего?
Пора прощаться с Пчелкой Милой. Ей пора возвращаться домой. Она благодарит тебя и дарит наклейки со своим портретом.