МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-В КЛАССЕ
Учитель начальных классов
Карелова Г.В.
Директор МБОУ Трещёва Н. В.
«Школа-гимназия №10»
Симферополь 2015г
11.12.15. Развитие речи №7
Тема: Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану (по рассказу Г. Цыферова «Ёжик»).
Цели: а) образовательная: формировать умения строить повествовательный текст,определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста,определять последовательность частей в тексте, составлять план в соответствии с каждой темой абзаца, воспитывать любовь к природе.
б) деятельностная: Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).
Планируемые результаты:
а) Предметные:
- учебно-языковые умения: научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
- речевые умения: научиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
б) Личностные:
научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
в) Метапредметные:
- познавательный: развить умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, определятьосновную и второстепенную информации, сжато передавать содержание текста, анализировать и делать выводы;
- регулятивные: развить рефлексивные качества личности;
- коммуникативные: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать ивступать в диалог, работать в паре, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой.
II. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Нет ушей, не видно ножек,
Шар в колючках – это …(ёжик) (слайд 1,2)
2.Песенка о ёжике.
III.Самоопределение к деятельности.
-Что вы знаете о жизни ёжика? (слайд 3)
-Как вы думаете , почему мы так начали урок? Какой урок у нас будет?
-Что будем делать? (Сочинение. Изложение.)
2. Уточню – письменный пересказ.
3.Повторенние о написании изложения, цели.
4. Оформление тетради. (слайд 4)
IV. Восстановление последовательности частей. (Слайд 5)
1.-Прочитайте текст( у учащихся 1 текст на парту,ножници, белый лист,клей-карандаш, в ходе работы разрезают тексти наклеивают в правильном порядке на лист)
- Что необычного в этом тексте? (части текста перепутаны)
- Как определить последовательность частей?
- Представьте, как происходили события: с чего всё началось, как развивались события, как закончились?
(учащиеся самостоятельно определяют порядок следования частей текста)
-О чём говорится в первой части? (слайд 6)
(О том, как ёжик гулял по лесу)
- Как дальше развивается действие?
- О чём говорится во второй части? (слайд 7)
(О том, как ёжик нашёл звезду)
- О чём третья часть? (слайд 8)
(О том, как утром он нашёл красное солнышко).
- Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, а утром)
2.- Чтение текста учащимися. (слайд 9)
Ежик.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтый листочек и тоже наколол.
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
-
3.Анализ содержания и языковых особенностей. (Слайд 10 )
–О чём этот рассказ? (О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)
- Понял ли ёж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
- Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте.
- Как автор относится к ёжику?
- Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
- Как вы догадались об отношении автора?
- Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко) (Слайд 11)
- Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку». Чем это предложение отличается от того, что дано в тексте?
- Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора)
- Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст? (Слайд 12,13)
- При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в 1 части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки)
- Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
- Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.
- Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие)
- Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ёжик подумал)
- Вспомните, что сделали при подготовке к изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, интересные предложения)
V. Подготовка к изложению и составление плана.
1.Орфографическая подготовка (слайд 14)
1. Вставь пропущённые в словах буквы:
пош_л увид_л н_чего ж_лтые
замет_л л_пушком наш_л подум_л
Найди в тексте слова с приставками, назови приставки.
(возврат по ссылке на слайд 12)
Составление плана (переход по ссылке на слайд 15)
План
Ночная прогулка по лесу.
Голубая звезда в луже.
Утреннее красное солнышко.
4. Написание изложения и его проверка.
Прочитайте ещё раз текст и приготовьтесь к его записи (по ссылке на слайд 12)
-Сколько частей в тексте? Как их нужно показать при записи?
Учащиеся пишут изложение по плану (слайд 15) и проверяют написанное (слайд 16).
5.Итог урока.
- Что было интересным?
- Что оказалось сложным?
Алгоритм самооценки
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
Приложение:
пош_л увид_л н_чего ж_лтые
замет_л л_пушком наш_л подум_л