СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку окружающего мира для 4 класса по теме "Металлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован в соответствии с ФГОС НОО: определены планируемые результаты, содержащие характеристику универсальных учебных действий, различные формы деятельности учащихся, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, осуществлятьрегулятивно-оценочные функции.

Просмотр содержимого документа
«Металлы»

Окружающий мир


Урок 24.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Металлы

Цели:

– сформировать понятие о металлах и их свойствах.

Оборудование: иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи; образцы металлов, в том числе в виде предметов быта: проволока медная и алюминиевая, стальная пластина, кусок чугуна, лампочка, серебряные и золотые украшения (по возможности), термометр, медицинская скрепка, ложка, гайка, зеркало, дощечка и гвозди, мелкая монета, магнит.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


4 3

- Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием,  удивлением.
- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
- Как вы понимаете слово недра? (Недра – это то, что внутри Земли)
- О каком богатстве недр говорится в эпиграфе? (О полезных ископаемых)
- Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке. Для этого нам необходимо привести в систему наши знания об изученных горных породах и минералах.

Кроссворд.

- Предлагаю работать в парах.

1. Сырьё для изготовления стекла.(песок)

2. Камень, отшлифованный каменными плитами украшает здания и станции метро.(мрамор)

3.Мягкий материал, ему можно придать другую форму. (глина)

4.Мелкий порошок, который, смешивая с водой, используют в строительстве.(известняк)

5. Главная часть дорожного покрытия. (асфальт)

6. Непревзойдённое свойство алмазов. (твёрдость)

Проверка


– Что объединяет все тела, изображённые на слаиде?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Все они сделаны из различных металлов – целиком или частично.)

«Металлы».

– Прочитайте диалог на с. 98.

– Какое противоречие вы обнаружили?

- Чем отличаются свойства глины и медной проволоки? Для чего их можно использовать?

- На какой вопрос вы будете искать ответ?


Какой недостаток имеет большинство горных пород? Как его избежать? Какие особенные свойства у металлов?

Какими свойствами обладают металлы и как их люди используют?


- Это проблемный вопрос нашего урока, на который мы должны дать ответ.

- Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

- Почему не можем дать полный ответ? Каких знаний нам не хватает, чтобы дать ответ на вопрос?

- Помогите определить цель урока – «Выяснить, что такое металлы и какими свойствами обладают, где можно использовать».

- Достичь цели урока поможет план работы

1. Что известно

2. Поиск решения проблемы

- как получают металлы;

- свойства;

- использование человеком

3. Вывод

4. Применение нового знания


Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?


надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Что такое твёрдость и прочность? Найдите противоположные им свойства. Приведите примеры.

– Какие вы знаете металлы? Какие общие признаки их объединяют?

– Для каких целей, по вашему мнению, металлы незаменимы?

Знаем

Хотим узнать

Твёрдость – мягкость

Прочность – хрупкость

Для каких целей металлы не заменимы?

  • Какие еще свойства есть у металлов?

Где человек использует металлы, благодаря их свойствам?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

  1. 5 6 7 2 4 3

Работа в учебнике.

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы:

  • Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века? (Человек научился обрабатывать и добывать металлы. Жизнь людей круто изменилась, потому что из бронзы они смогли делать более совершенные орудия труда, чем из камня).

– Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на стр. 99. и ответе на вопросы:

- Из чего получают металлы? Что для этого необходимо? (Руду шахтёры добывают из под земли. Чтобы получить металл, её сильно нагревают в доменной печи.)

Скопление руды в земле называют Месторождением. Месторождения открытого типа называются карьеры или разрезы, закрытого – шахты или рудники.


- Какие металлы называются благородными? (золото, серебро, платина)


– Какими свойствами обладают металлы? (Записывает гипотезы на доске.) Высказывают различные предположения. Наблюдают и делают выводы.

Работа в группах

– Давайте проверим ваши гипотезы на опыте:


1) попробовать, притягиваются ли разные металлические предметы магнитом;

2) попробовать согнуть стальную или чугунную пластинку; (все металлы твёрдые кроме одного)

3) ударить молотком мелкую монету (ковкость); (Металлы пластичны и поддаются ковке)

4) потереть и поскоблить алюминий (блеск);

5) расширение при нагревании (в гладкую деревянную дощечку нужно вбить две булавки или два гвоздика так, чтобы между ними едва проходила монета; затем монета берётся щипцами и нагревается на огне.) (При нагревании металл расширяется (удлиняется))

6.проводят тепло и электрический ток


– Как улучшить качество металла? (Надо изменить его состав, смешать с чем-нибудь.)

– Можно ли смешивать разные металлы? Что при этом произойдёт? (Изменятся свойства металла. Смешивая металлы между собой или с добавками, человек научился получать сплавы.)


– Найдите доказательства на с. 100.


Максимум.


– Где применяют металлы и какие их свойства при этом используют? Заполняют таблицу


– Как мы ответим на вопрос урока?

Человек, изучив свойства металлов, начал производить материалы со специальными свойствами.

Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

- Сравните свой вывод с выводом авторов учебника.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

4 3 7 2 3 4 3 2

1. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради

(одно-два на выбор.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙV. Домашнее задание.


Н. Ур.Чтение учебника (тема 22.) Одно-два задания на выбор в рабочей тетради.

П.ур. Какие рудные месторождения есть в Амурской области. Подготовить сообщение.


V. Итог урока.

4

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

Какие возможности получил человек, научившись выплавлять металлы?



– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?




Возможные ответы на задания проверочной работы № 14.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Из руд. Повышенный уровень. Металлы обычно бывают твёрже камня. Изделия из металлов обычно более прочные, чем изделия из камня. Некоторые вещи можно сделать только из металла. Металлы пластичнее камня: их можно гнуть и ковать. Металлы, в отличие от камня, упруги. Максимальный уровень. Шлаки. 2. Необходимый уровень. Металлы блестят. Повышенный уровень. Пластичные, проводят тепло и электричество. Максимальный уровень. Магний горит ярким искристым пламенем. Золото ярко блестит жёлтым блеском. Железо может намагничиваться. Алюминий в три раза легче железа. Ртуть – жидкий при обычной температуре металл. Серебро убивает бактерии, очищая от них воду.

Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Человек раньше научился пользоваться огнём. Повышенный уровень. Есть такие камни, которые твёрже металла. Камни в природе встречаются чаще, чем металлы. Некоторые вещи можно сделать только из камня. Максимальный уровень. Уголь (для расплавления.) 2. Необходимый уровень. Дом из металла хорошо проводит тепло (в нём жарко летом и холодно зимой), звук, у него холодные стены и т.п. Повышенный уровень. Пластичные, расширяются при нагревании, несжимаемые, проводят тепло и электричество, твёрдые. Максимальный уровень. Золото имеет зеркальный блеск. Алюминий не ржавеет, не окисляется. Олово и свинец легко плавятся паяльником. Железо притягивается магнитом. Вольфрам светится при прохождении по нему электрического тока. Медь хорошо проводит электрический ток.

© ООО «Баласс», 2014

Просмотр содержимого документа
«для команд»

Проведите опыты и определите свойства металлов. Сделайте вывод. Запишите.

Опыт 1. Попробовать, притягиваются ли разные металлические предметы магнитом.


Вывод:



Опыт 2. Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Сделайте вывод:



Опыт 3. Пластичность и поддаются ковке.

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть.

Вывод: металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец).

- Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия

Сделайте вывод.

2. Металлы пластичны и поддаются ковке.



Опыт 4. Расширяется при нагревании 

Обратимся к рисунку. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – расширяется при нагревании.

Вывод:







Опыт 5. Проводит тепло и электричество.

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Вывод: Проводит тепло.

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.



Опыт 6.Потереть и поскоблить алюминий (блеск);























Проведите опыты и определите свойства металлов. Сделайте вывод. Запишите.

Опыт 1. Попробовать, притягиваются ли разные металлические предметы магнитом.

Вывод:

Опыт 2.

Возьмите стальную, чугунную пластину попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Сделайте вывод:

Опыт 3. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть.

Вывод: 

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Опыт 4. Обратимся к рисунку. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо. Какое свойство металлов подтверждает этот опыт? Вывод:



Опыт 5. Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Вывод: 

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.



Опыт 6.Потереть и поскоблить алюминий (блеск);













Просмотр содержимого документа
«кроссворд»



1. Сырьё для изготовления стекла.


2. Камень, отшлифованный каменными плитами, украшает здания и станции метро.


3.Мягкий материал, ему можно придать другую форму.


4.Мелкий порошок, который, смешивая с водой, используют в строительстве.


5. Этот мастер белый–белый

   В школе не  лежит без дела:
Пробегает по доске, 
Оставляет белый след.


6. Камень набережных и площадей,

    Он фундамент массивных домов.

И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов.



Просмотр содержимого презентации
«металлы»

«Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…» А.Е.Ферсман

«Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»

А.Е.Ферсман

Кроссворд  1 п е с о к  т 2 м р а м о р о  3  г л и н а 4 и з в е с т н я к  е м е л 5 ь  г р а н и т 6 ы е

Кроссворд

1

п е с о к

т

2

м р а м о р

о

3

г л и н а

4

и з в е с т н я к

е

м е л

5

ь

г р а н и т

6

ы

е

Металлы

Металлы

месторождения

месторождения

Доменная печь

Доменная печь

Чугун

Чугун

Металлургический завод

Металлургический завод

утюг сковорода провода   градусник Украшения Листы, трубы Инструменты Детали для машин

утюг

сковорода

провода

градусник

Украшения

Листы, трубы

Инструменты

Детали для

машин

Домашнее задание Необходимый уровень Параграф 22;Одно-два задания на выбор в рабочей тетради – стр.38 Повышенный уровень  Подготовить сообщение. Какие рудные месторождения есть в Амурской области.

Домашнее задание

  • Необходимый уровень

Параграф 22;Одно-два задания на выбор в рабочей тетради – стр.38

  • Повышенный уровень

Подготовить сообщение. Какие рудные месторождения есть в Амурской области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!