СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку литературного чтения Дрожжин "Зимний день. Привет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация к уроку литературного чтения Дрожжин "Зимний день. Привет"»

Урок литературного чтения в 3 классе

Пейзаж зимнего утра. С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»


УУД: научится объяснять заглавие стихотворения «Привет» и подбирать синонимы к слову привет. Находить пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работать с иллюстрацией и текстом самостоятельно. Получит возможность научиться сравнивать темы стихотворений и их интонационные рисунки.

П. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи.

Р. Определяет критерии оценивания совместной работы.

К.Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Работает в парах. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

1. Организационный момент. Введение в тему.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ... (зима)

СЛАЙД 1

- Давайте выберем слова, которыми мы можем охарактеризовать зиму (хмурая, веселая, суровая, холодная, жаркая, морозная, снежная, дождливая, солнечная, белая, волшебная, яркая,)

- Вспомните поэтов, которые писали стихи о зиме. Прочтите отрывок наизусть и назовите автора. В помощь на слайде я разместила первые строки из произведений.

СЛАЙД 2


Не ветер бушует над бором… (Николай Алексеевич Некрасов)

Однажды в студеную зимнюю пору… (Николай Алексеевич Некрасов)

Вот север, тучи нагоняя… (А.С.Пушкин)

Буря мглою небо кроет… (А.С. Пушкин)

Вот моя деревня… ( Иван Захарович Суриков)

2. Постановка цели урока.

- Молодцы! А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Как может звучать тема нашего урока?


СЛАЙД 3


- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?


СЛАЙД 4

-Перед тем как приступить к знакомству со стихотворением, хотелось бы познакомиться с творчеством поэта.

- А как называется описание жизни человека, сделанное другими людьми?

- Какую информацию дает нам биография?

- Сегодня мы будем знакомиться с творчеством еще одного поэта, который очень любил это время года. Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин.


3. Освоение нового материала.

СЛАЙД 5


Знакомство с творчеством Спиридона Дмитриевича Дрожжина

- Самостоятельно прочитайте биографию, и поделитесь новой информацией.


Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.  Вся жизнь С.Д. Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.

В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург. Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни. Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни».


- Узнав дату рождения, можете сказать в каком веке творил свои произведения Спиридон Дмитриевич? (в 19 веке)


Работа над произведением. Проверка первичного восприятия


Чтение стихотворения учителем.


- Какую картину рисует поэт?

- Как автор описывает наступление дня? Прочитайте именно этот отрывок.

- Какое время суток изобразил поэт? (утро)

- Как автор описывает наступление дня?

- Сравните пейзаж зимнего утра на иллюстрации в учебнике и описание его поэтом.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- А сколько строк в одной строфе?

Строфа́ - сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым, ритмическим, интонационным строением.

- Какой литературный прием использует автор в первой строфе? (олицетворение)

- Что такое Божий храм - церковь.

Дайте определение слову задворье (Задворье – задний двор, место позади двора).

Вторичное чтение

Самостоятельное чтение учащихся. Чтение учащихся вслух (2 - 3 человека)


Физкультминутка


- У Спиридона Дмитриевича есть еще одно замечательное стихотворение «Привет»

- Видя заголовок можно ли определить тему этого произведения?

- К кому и к чему обращается автор?

- Какое настроение у героя стихотворения?

- Вспомните стихотворение Ивана Никитина «Русь». Есть ли между ними что - то общее?

- Какие повторы вы видите в стихотворении? Для чего они? (с помощью повторов автор старается придать более яркое значение повторяющейся фразе, привлечь к ней внимание)

- И художники не остались в стороне от темы зимней природы. Посмотрите на репродукции картин.

1. Василий Дмитриевич Поленов СЛАЙД 6

2. Ефим Ефимович Волков СЛАЙД 7

3. Кондратенко Гавриил Павлович СЛАЙД 8


- Хотелось бы вам представить и музыкальное произведение, описывающее красоту зимней природы. Слушание произведения. СЛАЙД 9

4. Закрепление пройденного.

- При помощи чего поэт передает нам красоту зимней природы? А художник? Композитор?

- Какие литературные понятия мы сегодня повторили?


СЛАЙД 10

5. Итог урока. Рефлексия деятельности.


СЛАЙД 11


- Дети, прошу продолжить фразу и подвести итог урока.


  • На меня произвело впечатление…

  • У меня появилось желание …

  • Мне пригодятся эти знания…

  • На уроке я узнал (а) …

  • Во мне пробудились чувства, мысли…


- Рефлексия «Пейзаж чувств». Нарисуйте на этом сером зимнем пейзаже столько ярких синих снежинок, сколько положительных эмоций вы сегодня испытали на уроке литературного чтения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!