1.Организующий момент. (Мобилизирующая часть занятия) Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами, а с каким настроением вы пришли на занятие? «Смайлики» - психологический настрой учеников - используются изображения лиц с разным настроением. yandex.ru/imaqes. Дети выбирают «Смайлики», объясняют, почему именно выбрали этот «Смайлик». Логопед психологически настраивает детей на занятие, создаёт комфортную и доброжелательную обстановку для учеников. 2.Сообщение темы. Логопед демонстрирует наглядный материал с изображением буквы – Ш. yandex.ru/imaqes. -Сегодня мы продолжим работу со звуком - Ш. Вы уже научились правильно произносить звук - Ш. На сегодняшнем занятии мы будем закреплять это умение, повторим произношение звука изолировано и закрепим произношение звука – Ш в слогах и словах. А чтобы язычок нас «слушался», мы выполним гимнастику для язычка и для губ. Артикуляционная гимнастика. Я читаю стихотворение, вы называете упражнение, смотрите на картинку и выполняете задания, контролируя движения языка и губ, смотря каждый в своё зеркало. (Упражнения для постановки звука – Ш. Упражнения: «Вкусное варенье» Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. yandex.ru/imaqes. -Открыть рот. Языком облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна подниматься вверх. «Ступеньки» Язычок устал гулять, По ступенькам стал шагать: Раз-губа, а зубы-два, Три-за зубы. Спать пора. yandex.ru/imaqes. -Широким кончиком языка выполнять движения под счет: 1-прикоснуться к верхней губе, 2-к верхним передним зубам, 3-спрятаться за верхние зубы. «Грибок» Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть-нет головы. yandex.ru/imaqes. -Открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Удерживать под счёт до 5. «Чашечка» Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. -Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5. «Гармошка» На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. yandex.ru/imaqes. -Положение языка как в упражнении «Грибок». Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд. 4. Дыхательные упражнения -упражнения на дыхание «Ветерок», «Одуванчик», «Кораблики» (Блок «Просодика», модуль «Дыхание» ИКТ- Игры для Тигры». Необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребёнка, не рекомендуется повторять упражнение более 2-3 раз подряд без перерыва с целью избегания перегрузки дыхательного центра). 5. Повторение пройденного материала -Ребята, давайте вспомним, положение наших губ, языка при произношении звука – Ш, дайте ему характеристику: звук –Ш всегда твёрдый глухой согласный, обозначаем букву синим цветом. Используя наглядный материал, собственный показ логопеда, ИКТ – «Игры для тигры» блок «Звукопроизношение», дети произносят звук - Ш, смотря в зеркало и контролируя движения артикуляционного аппарата. yandex.ru/imaqes. - Ребята, посмотрите на экран компьютера, почему на одной стороне язычок улыбается и внизу надпись – правильно, а на другой картинке – язычок грустит. Дети устно объясняют, почему язычок грустный – не правильно принял положение для постановки звука – Ш, а потом ещё раз показывают перед зеркалом правильное положение языка и губ при произношении звука – Ш и исправляют ошибку в компьютере с помощью мышки. Приход в гости Мишутки с «Волшебным мешочком», конвертом. Дидактическая игра: «Волшебный мешочек» - ребенок на ощупь находит среди букв в мешочке – букву- Ш, даёт ей характеристику. Мелкая моторика пальцев рук. Выполнение шнуровки буквы - Ш. 7.Изложение и закрепление нового материала. Автоматизация звука - Ш в слогах и словах. -игра «Конверт» Медвежонок «предлагает» выполнить задания, которые он принёс в конверте: -чтение слогов по таблице; Звук [Ш] в слогах со стечением согласных звуков: Шта Шра Нша Шка Шна Вша Шла Пша Шва Шма Шты Шры Нши Шкы Шны Вши Шлы Пши Швы Шмы Штэ Шрэ Нше Шкэ Шнэ Вше Шлэ Пше Швэ Шмэ Што Шро Ншо Шко Шно Вшо Шло Пшо Шво Шмо Шту Шру Ншу Шку Шну Вшу Шлу Пшу Шву Шму yandex.ru/imaqes. -разгадывание загадок: На квадратиках доски Короли свели полки. Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков. (шахматы) yandex.ru/imaqes. Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел, я побежал. (шарик воздушный) yandex.ru/imaqes. Сверху голо, снизу лохмато, Теплом богата, что твоя хата. (шуба) yandex.ru/imaqes. -произношение слов со звуком - Ш, определение его наличия и места в словах – ИКТ «Игры для Тигры». Блок «Фонематика», модуль «Анализ», задание «Поезд». 8. Творческая работа: - задание – «Придумайте дети из буквы Ш свой рисунок и расскажите о том, что получилось и почему?». Прописывание буквы Ш, слогов и слов с буквой Ш – в начале, середине и конце слова. Работы учеников: 9. Физкультурная минутка: – смена вида деятельности с использованием физических упражнений и развития фонематического внимания. - Устали мы с вами сидеть на одном месте, пора нам подвигаться вместе с Мишуткой. В игровой форме, с использованием детских стихотворений развиваем общую моторику. Формирование лексико-грамматических средств языка. - Следующее задание приготовил нам Мишутка, посмотрите дети на экран: Блок «Фонематика, модуль «Слова» упражнение «Четвертый лишний». ИКТ – «Игры для Тигры» - исключение картинок, где нет изображения со звуком -Ш. Дети не просто называют, они объясняют свой выбор и проговаривают, где в других словах находится звук –Ш (в начале, середине или в конце слова). -Развитие связной устной речи, психических процессов, ребята учатся правильно употреблять грамматические формы слов и предложения. Лексический материал соответствует теме занятия. Обобщение изученного, подведение итогов: Вот и заканчивается наше занятие, пора прощаться с Мишуткой: - проговаривание того, что повторили дети на занятии и чему новому научились, прощание со сказочным персонажем; Рефлексия: Дети отвечают на вопросы, используется наглядный материал. infourok.ru - поощрение – Мишутка «награждает» детей медальками за работу. |