СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука - Ш в слогах, словах, формирование правильной речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое логопедическое занятие. 2 класс, дети с УО. Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени при интеллектуальном нарушении; дизартрия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука - Ш в слогах, словах, формирование правильной речи.»

Логопедическое занятие.

Тема: Автоматизация звука – Ш в слогах и словах, формирование правильной речи.

  1. Тип занятия: комбинированное занятие.

  2. Цель занятия: решение одновременно дидактических и коррекционных задач, автоматизация звука – Ш в слогах, словах, формирование правильной речи.

3 Задачи занятия:

здоровьесберегающая:

- подбор средств обучения, специальных методов и приемов логопедического воздействия, соответствующих уровню развития каждого ребенка;

- учет «зоны ближайшего развития» детей;

- установка психологического контакта с каждым обучающимся;

- создание на занятии атмосферы эмоционального комфорта;

- насыщение занятия разнообразными по содержанию и форме видами деятельности;

- соблюдение оптимальной продолжительности каждого вида деятельности и их смену, сопровождая наглядным материалом, демонстрационным и раздаточным;

- подбор заданий, позволяющих сочетать познавательную деятельность с двигательной активностью (сопровождение физическими упражнениями);

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения.

- последовательное усложнение речевого материала, предъявляемого детям;

- учет психологических особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса;

коррекционно-образовательная:

-уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звука - Ш;

-упражнять в правильном произношении звука – Ш в слогах, словах, формировать правильную речь ребенка;

-упражнять в определении наличия и места звука - Ш в слогах, словах;

коррекционно-развивающая:

-развитие дыхания и голоса;

-развитие подвижности речевого аппарата;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие фонематических процессов через упражнения в определении места звука в словах;

-формирование лексико-грамматических средств языка;

-обогащение словарного запаса;

-совершенствование связной речи;

-предупреждение и исправление недостатков письма и чтения;

-развитие мыслительных операций;

-развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, дидактических игр;

- использование современных развивающих технологий: ИКТ;

формированию элементарных учебных навыков:

- умение слушать учителя;

-целенаправленно выполнять поставленную задачу;

-адекватно оценивать результат своей работы.




Конспект занятия

Организационная информация

Тема занятия

Автоматизация звука - Ш в слогах, словах, формирование правильной речи.

Предмет

Логопедическое занятие

Группа

(4 ученика)

2 класс, дети с УО. Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени при интеллектуальном нарушении; дизартрия. 

Автор занятия (ФИО, должность)

Пархоменко Наталья Викторовна,

учитель – логопед.

Образовательное учреждение

КГКОУ ШИ 3

Населённый пункт

город Хабаровск

Методическая информация

Тип занятия

комбинированное занятие.

Цель занятия

решение одновременно дидактических и коррекционных задач, автоматизация звука – Ш в слогах, словах, формирование правильной речи.

Задачи занятия

здоровьесберегающая:

- подбор средств обучения, специальных методов и приемов логопедического воздействия, соответствующих уровню развития каждого ребенка;

- учет зоны ближайшего развития детей;

- установка психологического контакта с каждым обучающимся;

- создание на занятии атмосферы эмоционального комфорта;

- насыщение занятия разнообразными по содержанию и форме видами деятельности;

- соблюдение оптимальной продолжительности каждого вида деятельности и их смену, сопровождая наглядным материалом, демонстрационным и раздаточным;

- подбор заданий, позволяющих сочетать познавательную деятельность с двигательной активностью (сопровождение физическими упражнениями);

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения.

- последовательное усложнение речевого материала, предъявляемого детям;

- учет психологических особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса;

коррекционно-образовательная:

-уточнять артикуляцию и правильное изолированное произношение звука - Ш;

-упражнять в правильном произношении звука - Ш в слогах, словах);

-упражнять в определении наличия и места звука - Ш в слогах, словах;

коррекционно-развивающая:

-развитие дыхания и голоса;

-развитие подвижности речевого аппарата;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие фонематических процессов через упражнения в определении места звука в словах;

-формирование лексико-грамматических средств языка;

-обогащение словарного запаса;

-совершенствование связной речи;

-предупреждение и исправление недостатков письма и чтения;

-развитие мыслительных операций;

-развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, дидактических игр.

- использование современных развивающих технологий: ИКТ;

формированию элементарных учебных навыков:

- умение слушать учителя;

-целенаправленно выполнять поставленную задачу;

-адекватно оценивать результат своей работы.

Время реализации занятия

35 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия

- закрепили умения правильно произносить звук – Ш в слогах, словах;

- научились определять наличия и места звука – Ш в слогах, словах;

продолжили работу по развитию:

- фонематических процессов;

-формированию лексико-грамматических средств языка;

-обогащению словарного запаса;

-совершенствованию связной речи;

- предупреждению и исправлению недостатков письма и чтения;

-развитию мыслительных операций и психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

Необходимое оборудование и материалы

-столы и стулья по количеству детей;

-индивидуальные зеркала 9х12см. по количеству детей;

-мешочек с объёмными буквами;

-игрушка «Мишутка»;

-насадки на ручки для формирования правильного захвата пальцами при письме;

-ручки, цветные карандаши, тетради, альбомные листы;

-наглядный материал;

-учебные пособия;

-методическая литература;

-бумажные салфетки;

-компьютер;

-микрофон.

Дидактическое обеспечение занятия

-предметные картинки, иллюстративный материал к занятию;

-таблица для чтения;

- опорные картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

-шнуровки «Буква и звук – Ш»;

- «Смайлики» с изображением лиц - определение настроения ребёнка;

-игры: «Письмо», «Волшебный мешочек»;

-ИКТ – «Игры дл Тигры».

Список

учебной и дополнительной литературы

1. Звукарик.

А.Ундзенкова, Л.Колтыгина

2. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

(Учебно-методическое пособие).

Л.Р.Лизунова.

3. Логопедическая азбука.

В.А.Ракитина, Е.Н.Рыжанкова

4. Логопедия. Практическое пособие.

В.И.Руденко

5. Основы логопедии.

Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина

6. Пальчиковые игры.

Е.А.Савельева.

7. Уроки логопедии.

З.А.Репина, В.И.Буйко

Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Создание игровой ситуации, комфортной психологической атмосферы, использование ИКТ, награждения за хорошую работу на занятии.

Подробное описание всех этапов занятия


1.Организующий момент. (Мобилизирующая часть занятия)

Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами, а с каким настроением вы пришли на занятие?

«Смайлики» - психологический настрой учеников - используются изображения лиц с разным настроением.

yandex.ru/imaqes.

Дети выбирают «Смайлики», объясняют, почему именно выбрали этот «Смайлик». Логопед психологически настраивает детей на занятие, создаёт комфортную и доброжелательную обстановку для учеников.

2.Сообщение темы.

Логопед демонстрирует наглядный материал с изображением буквы – Ш.

yandex.ru/imaqes.

-Сегодня мы продолжим работу со звуком - Ш. Вы уже научились правильно произносить звук - Ш. На сегодняшнем занятии мы будем закреплять это умение, повторим произношение звука изолировано и закрепим произношение звука – Ш в слогах и словах.

А чтобы язычок нас «слушался», мы выполним гимнастику для язычка и для губ.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Я читаю стихотворение, вы называете упражнение, смотрите на картинку и выполняете задания, контролируя движения языка и губ, смотря каждый в своё зеркало. (Упражнения для постановки звука – Ш.

Упражнения:

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

yandex.ru/imaqes.

-Открыть рот. Языком облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна подниматься вверх.

«Ступеньки»

Язычок устал гулять,

По ступенькам стал шагать:

Раз-губа, а зубы-два,

Три-за зубы. Спать пора.

yandex.ru/imaqes.

-Широким кончиком языка выполнять движения под счет:

1-прикоснуться к верхней губе,

2-к верхним передним зубам,

3-спрятаться за верхние зубы.

«Грибок»

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть-нет головы.

yandex.ru/imaqes.

-Открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Удерживать под счёт до 5.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

-Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки.

Удерживать на счёт до 5.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

yandex.ru/imaqes.

-Положение языка как в упражнении «Грибок».

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд.

4. Дыхательные упражнения

-упражнения на дыхание «Ветерок», «Одуванчик», «Кораблики» (Блок «Просодика», модуль «Дыхание» ИКТ- Игры для Тигры». Необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребёнка, не рекомендуется повторять упражнение более 2-3 раз подряд без перерыва с целью избегания перегрузки дыхательного центра).

5. Повторение пройденного материала

-Ребята, давайте вспомним, положение наших губ, языка при произношении звука – Ш, дайте ему характеристику: звук –Ш всегда твёрдый глухой согласный, обозначаем букву синим цветом. Используя наглядный материал, собственный показ логопеда, ИКТ – «Игры для тигры» блок «Звукопроизношение», дети произносят звук - Ш, смотря в зеркало и контролируя движения артикуляционного аппарата.

yandex.ru/imaqes.

- Ребята, посмотрите на экран компьютера, почему на одной стороне язычок улыбается и внизу надпись – правильно, а на другой картинке – язычок грустит.

Дети устно объясняют, почему язычок грустный – не правильно принял положение для постановки звука – Ш, а потом ещё раз показывают перед зеркалом правильное положение языка и губ при произношении звука – Ш и исправляют ошибку в компьютере с помощью мышки.

  1. Приход в гости Мишутки с «Волшебным мешочком», конвертом.

Дидактическая игра: «Волшебный мешочек» - ребенок на ощупь находит среди букв в мешочке – букву- Ш, даёт ей характеристику.

  1. Мелкая моторика пальцев рук.

Выполнение шнуровки буквы - Ш.

7.Изложение и закрепление нового материала. Автоматизация звука - Ш в слогах и словах.

-игра «Конверт»

Медвежонок «предлагает» выполнить задания, которые он принёс в конверте:

-чтение слогов по таблице;

Звук [Ш] в слогах со стечением согласных звуков:

Шта    Шра    Нша    Шка    Шна    Вша    Шла    Пша     Шва    Шма

Шты   Шры   Нши    Шкы   Шны   Вши    Шлы   Пши    Швы    Шмы

Штэ    Шрэ    Нше    Шкэ    Шнэ    Вше    Шлэ    Пше     Швэ     Шмэ

Што    Шро    Ншо    Шко    Шно   Вшо    Шло    Пшо     Шво    Шмо

Шту    Шру    Ншу   Шку    Шну   Вшу    Шлу    Пшу    Шву     Шму

yandex.ru/imaqes.

-разгадывание загадок:

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(шахматы)

yandex.ru/imaqes.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

(шарик воздушный)

yandex.ru/imaqes.

Сверху голо, снизу лохмато,

Теплом богата, что твоя хата.

(шуба)

yandex.ru/imaqes.

-произношение слов со звуком - Ш, определение его наличия и места в словах – ИКТ «Игры для Тигры». Блок «Фонематика», модуль «Анализ», задание «Поезд».

8. Творческая работа:

- задание – «Придумайте дети из буквы Ш свой рисунок и расскажите о том, что получилось и почему?». Прописывание буквы Ш, слогов и слов с буквой Ш – в начале, середине и конце слова.

Работы учеников:

9. Физкультурная минутка:

– смена вида деятельности с использованием физических упражнений и развития фонематического внимания.

- Устали мы с вами сидеть на одном месте, пора нам подвигаться вместе с Мишуткой.


В игровой форме, с использованием детских стихотворений развиваем общую моторику.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

- Следующее задание приготовил нам Мишутка, посмотрите дети на экран:

Блок «Фонематика, модуль «Слова» упражнение «Четвертый лишний». ИКТ – «Игры для Тигры» - исключение картинок, где нет изображения со звуком -Ш.

Дети не просто называют, они объясняют свой выбор и проговаривают, где в других словах находится звук –Ш (в начале, середине или в конце слова).

-Развитие связной устной речи, психических процессов, ребята учатся правильно употреблять грамматические формы слов и предложения. Лексический материал соответствует теме занятия.

Обобщение изученного, подведение итогов:

Вот и заканчивается наше занятие, пора прощаться с Мишуткой:

- проговаривание того, что повторили дети на занятии и чему новому научились, прощание со сказочным персонажем;

Рефлексия:

Дети отвечают на вопросы, используется наглядный материал.

infourok.ru

- поощрение – Мишутка «награждает» детей медальками за работу.

Рефлексия на занятии

В результате «Рефлексии» я определила уровень доступности получения знаний и психологическое состояние детей

Домашнее задание

Повторять упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику и придумать слова с буквой Ш в начале, в середине и в конце слова.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!