СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект дистанционного занятия объединения Юный краевед

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляется методика организации исследовательской работы по оценке жизненного состояния деревьев и тем самым оценки состояния окружающей среды вокруг школы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного занятия объединения Юный краевед»

Конспект дистанционного занятия по дополнительной общеобразовательной программе

«Юный краевед»


Тема: Экологическое состояние деревьев в парке. Методика проведения исследования жизненного состояния деревьев.


Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Продолжаем исследовать окружающую среду. Всем ясно, что в результате загрязнения окружающей среды, в первую очередь страдает экосистема. Наша задача- проверить, в каком состояние находится экология окружающей среды на пришкольном участке. Данная проблема является актуальной во многих городах России, а методики оценки уже апробированы и дают адекватный результат о состоянии окружающей среды. Для этого решено изучить деревья на пришкольном участке, что будет является показателем экологического состояния среды. Так, гипотеза исследования выражается в том, оценка жизненного состояния деревьев на пришкольном участке позволит судить о степени загрязненности окружающей среды. Объектом исследования является жизненное состояние деревьев, предметом – сравнение их с нормальным значением.

Описание состояния деревьев производится на основе общеевропейской методики экологического лесного мониторинга, оценка жизненного состояния деревьев проведена на основе пособия «Санитарные правила в лесах Республики Беларусь» – Мн., МЛХ РБ, 2006.

Также, можете изучить методику исследования деревьев по ссылке:

https://lesoruby.com/kategorii-sostoyaniya-derevev/ - шкала категорий состояния деревьев.

https://studwood.ru/553234/ekologiya/metod_otsenki_zhiznennogo_sostoyaniya_drevesnyh_rasteniy_vaalekseevu - метод оценки жизненного состояния деревьев.

http://neobionika.ru/ekolognapravlenie/150.html – Методика оценки жизненного состояния растений. сайт Необионика. Обучающие материалы для самообразования.

https://school-science.ru/3/1/32689 - сайт Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся.


1.Методика организации работы по оценке состояния деревьев.


Материалы и оборудование: рулетка, лупа, определитель растений.

Ход работы:

 1. Заложить пробную площадку. Площадка не должна выходить за пределы выбранного лесного сообщества (чтобы главный, доминирующий вид был везде в пределах площадки).

2. Определить виды деревьев, растущих на пробной площадке.

3. Определить состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния деревьев проводят по внешним признакам по 5-балльной шкале

Балл

1

2

3

4

5

Характеристика состояния деревьев

Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках

 Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Самотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.

 Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.

 Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).



4. Определить коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициенты состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида деревьев по формуле:

К1=Σb1 ∙ n1 / N;

где К1 – коэффициент состояния конкретного вида дерева;

b1 – баллы состояния отдельных деревьев одного вида;

N – общее число учтенных деревьев каждого вида.

 5. Результаты визуальных определений и расчетов оформить в виде таблицы

Виды деревьев


Количество деревьев


Состояние деревьев (баллы)


Коэффициент состояния вида



6. Определить коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробной площадке:

К = К1 + К2 + …+ Кr / R

где К1, К2 , … Кr – коэффициенты состояния видов деревьев;

R – число видов деревьев.

 7. Оценить состояние древостоя леса, используя следующую градацию:

К

К = 1,6 - 2,5 – ослабленный древостой;

К = 2,6 - 3,5 – сильно ослабленный лес;

К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес;

К › 4,6 – погибающий лес.

При коэффициенте от 2,0 до 2,5 состояние насаждения оценивается как угрожающее, восстановление его возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применении комплекса мероприятий по оздоровлению данных лесных насаждений.

При коэффициенте, превышающем 2,5, состояние оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений.


2. Все результаты исследования необходимо оформить по общепринятым правилам оформления исследовательской работы.


Желаю удачи!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!