Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема: Брейн-ринг по русскому языку
Учитель: Рамазанова Умухат Джалавовна
Тема: Брейн-ринг по русскому языку
Девиз игры: Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!
Правила игры: в каждом туре идёт игра до трёх очков. На размышления над вопросом даётся одна минута. В случае готовности капитан команды даёт сигнал звоночком. Нельзя подавать сигнал. Если не прозвучала команда к началу игры.
Если команды не отвечают ни на один из предложенных вопросов, они обе выбывают из игры. Победительницей будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков. Порядок вступления в игру определяет жеребьёвка. После жеребьёвки команд, начинается игра.
1-ый тур.
О каких словах идёт речь?
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает? (О человеке несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.)
Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (строчку, прошитую на машинке.)
У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов.)
Каким ключом нельзя открыть замок? (Музыкальным знаком: скрипичным ключом, басовым ключом.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв? Если да, то в каком? (Стол, стоп, стог.)
Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками (Точь-в-точь.)
Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
2-ой тур.
Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения «сего» «этого» и существительного «дня».)
Почему названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: азбука и алфавит? Откуда произошли эти слова? (Из названия первых букв: в русском языку «аз» и «буки», в греческом «альфа» и «вита».)
Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но д на н лишь замените –
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей)
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С п от вас не утаю,
Тоже в школе я стою.
(Карта - парта)
Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)
Что здесь написано? (Каша) (Плакат с ребусом).
Как сказать: У рыб нет зубов? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубов?
Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки: выходите, сходите или встаёте? (Выходим)
3 – ий тур.
Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).
Какой город называет себя спортивной одеждой? (Ямайка)
О каком слове идёт речь?
Союз – мой первый слог,
Второй мой слог – предлог,
А целое – у молодца
Посреди лица.
(Нос)
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
Родственны ли слова пот и потолок? (Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении.)
Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогом? (Именительный.)
Как превратить слова ай и но в местоимения? (Я, он.)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
Какой раздел науки о языке, изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)
Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле