Библиотечный урок в 2-4 классах
«МУДРЫЕ УРОКИ ВАЛЕНТИНЫ ОСЕЕВОЙ»
(посвящается юбилею со дня рождения писательницы)
Подготовительная работа: чтение рассказов В.Осеевой
Цель: формирование читательской грамотности и развитие нравственных качеств посредством чтения детской художественной литературы.
Задачи:
Личностные: расширять знания детей о важнейших нравственных качествах; воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ произведений; формировать умение эмоционально откликаться на события, происходящие в произведении.
Метапредметные: развивать умение строить продуктивное речевое высказывание, используя информацию, полученную на занятии и свой жизненный опыт, развивать умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано строить свою; учиться работать в группе.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости!
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к известной детской писательнице. Ее рассказы читали ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Кто же это? Постарайтесь узнать ее имя по иллюстрациям к произведениям.
Дети: Отвечают Валентина Осеева
Учитель: Валентина Александровна Осеева - замечательный автор детских коротких рассказов. В апреле этого года ей исполнилось бы 120 лет со дня рождения.
Учитель: сегодня мы познакомимся с рассказом писательницы «Печенье», послушайте.
Кто герои рассказа? (Миша и Вова, мама и бабушка)
Как можно их назвать одним словом? (семья)
Учитель: А что такое семья?
Ответы детей: Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции.
Учитель: Ребята, посмотрите, как определяют это слово лингвисты В.И. Даль и С. И.Ожегов
«Семейство (семья ) - совокупность близких родственников, живущих вместе». В.И. Даль
«Семья - группа живущих вместе родственников»
С.И. Ожегов
Учитель: до наших дней дошло много народной мудрости, пословицы, поговорки о семье. А вы знаете пословицы о семье?
Ответ детей: В родной семье и каша гуще.
В семье дружат — живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша один.
В семье разлад, так и дому не рад.
Учитель: Перед вами пословицы только слова перепутаны, соберите правильно
Семья в куче, не страшна и туча.
На что и клад, когда в семье лад.
В недружной семье добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Учитель: Ребята, скажите какие настроения, описывает Валентина Осеева в своем рассказе. Найдите фрагменты и прочитайте. (Прием с остановками)
Ребята зачитывают фрагменты.
1.Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол.
2. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба...
Учитель: А что произошло? Почему настроение в семье изменилось?
Ответ детей: Ребята съели все печенье и не поделились с мамой и бабушкой
Учитель: А для чего мама испекла печенье?
Ответ детей: Мама хотела вместе попить чай с вкусным печеньем и порадовать всю семью.
Учитель: Можно ли считать просьбой высказывание Миши? «Бабушка, налей нам чаю!». Чем больше всего были озабочены мальчики?
Ответ детей: Слова Миши совсем не похожи на просьбу, это похоже на приказ, мальчики были больше всего озабочены тем, чтобы им печенья досталось поровну печенья
Учитель: у вас на столах паспорта литературных героев рассказа, заполните их и зачитайте характеристики героев.
Ребята зачитывают характеристики героев рассказа
Вова. Жадный, неблагодарный мальчик.
Миша. Глупый и жадный мальчик.
Мама и бабушка. Добрые и грустные.
Учитель: Какова главная мысль рассказа?
Ответы детей: Надо всегда делиться с родственниками и любить своих родных. Нельзя думать только о себе. В семье все должны заботиться друг о друге.
Учитель: Чему учит рассказ "Печенье"?
Ответ детей: учит уважать своих родных и все делить поровну. Нельзя жадничать и объедаться. Надо быть щедрым и внимательным к своим родственникам. Рассказ учит жить по совести и не быть эгоистом в семье.
Учитель: Ребята предлагаю вам изменить рассказ таким образом, чтобы он стал добрым и со счастливым концом, на столах у вас есть листок с рассказом и части рассказа, в которой надо внести изменение.
Дети читают рассказ с хорошим концом (каждая группа читает свою часть)
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по ровну, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на четыре кучки.
э— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей, пожалуйста, чаю!
Бабушка подала всем чай. За столом было весело. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
За столом было радостно и дружно, все нахваливали вкусное печенье.
Ребята зачитывают измененный рассказ
Подведение итога
Учитель: Сегодня мы познакомились с небольшим рассказом В. Осеевой «Печенье». Какой вывод вы сделали? Что поучительного вы взяли из урока?
Ответ детей: рассказ учит нас любить своих родителей, бабушек и дедушек, учит быть внимательными к ним. Учит помогать им. Учит отзывчивости и доброте, щедрости
Учитель:
Каждый из вас - это счастье, радость, гордость своих родителей
Без мамы и папы, не было бы вас,
Без ваших бабушек и дедушек,
Конечно, не было бы ваших родителей.
Каждый из нас в семье очень важен.
Ведь самое главное для каждого человека – это семья.
А сейчас, ребята, на столах лежат ладошки, каждый возьмите по ладошке и напишите на ней, что вы можете делать и делаете, чтобы помочь маме, папе, бабушке и дедушке, какую лепту вы вносите, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.
Ладошки размещаются на классной доске
Как оцениваете свою работу? (смайлики)
Вам все понравилось.
Урок вас заставил задуматься и побудил изменить в себе что-то?
Вам захотелось прочитать другие произведения В.Осеевой?
Учитель: 22 декабря мы будем отмечать юбилей детского писателя
Эдуарда Успенского, следующий библиотечный урок будет посвящен творчеству этого писателя. На выставке представлена литература, которая есть в нашей школьной библиотеке.
Закончить наш библиотечный урок мне хочется словами В.А. Осеевой
«Мало уметь читать, надо уметь думать».
Ребята, читайте и думайте, делайте выводы из прочитанного!