СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект №2. Особенности творчества Марины Цветаевой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект в сжатом виде содержит информацию об особенностях творчества М. Цветаевой. Перечислены основные темы  и особенности творчества, прилагается материал для проведения практического занятия. Частично материал взят с разных сайтов , он переработан, сгруппирован, имеет удобную форму и может использоваться  в качестве раздаточного для различного вида работ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект №2. Особенности творчества Марины Цветаевой.»

КОНСПЕКТ №2-21. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА М.И. ЦВЕТАЕВОЙ.


Марина Цветаева создала огромное количество произведений: 800 стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, более 1000 писем. Ей суждено было стать летописцем эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Цветаева как бы вобрала в себя все людские трагедии. «Эхо мира» отразилось в её судьбе. Н.Мандельштам в своих дневниках писала: «Я не знаю судьбы трагичнее Марины. Ни один роковой поворот того времени не обошел её стороной». Лирическая героиня дорожит каждым мгновением жизни, каждым переживанием, каждым впечатлением.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЦВЕТАЕВОЙ.




1. Тема поэта и поэзии. Дар поэта делает человека крылатым, не таким как все, он возносит его над житейской суетой, над временем и пространством, наделяет божественной властью над умами и душами, что приводит к вечному конфликту бытового и бытийного в душе поэта, к двоемирию поэзии. Примирение с миром возможно лишь при отказе от своей «особенности». «Я хочу воскресить весь тот мир – чтобы они не даром жили – и чтобы я не даром жила».

Цветаева обладала удивительным даром - умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Поэты – современники были оценены ею глубоко и оригинально.

2. Тема Родины раскрывается острым чувством к России, природе, ее истории, её национальному характеру в стихотворениях о доме, Москве и России. Первоначально Родиной был родительский дом. Понятие дом - это особый уклад жизни, это живое существо, преданное и понимающее. Затем – Москва – ЭТО ТОЖЕ ДОМ, сосредоточие всех путей, сердце России, открытое всем обиженным, заблудшим, страждущим. Россия была в её крови вместе с бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой. Символом Родины с ранних лет для поэтессы стала рябина.

3.Тема любви. Это чувство у Цветаевой многолико, настоящее половодье чувств. ОНО не бывает счастливым, это всегда поединок роковой, спор, конфликт, а порой разрыв. Любовная лирика громогласна, масштабна, гиперболична и внутренне драматична.

4. Философская тема. Жить, по Цветаевой, - это идти, страдать, мчаться в бой, всё изведать, испытать. Редкое жизнелюбие парадоксальным образом связано с размышлениями о смерти, уходе из жизни. С ранних лет поэт ощущает тонкость незримой грани, что отделяет бытие от небытия. Желая понять запредельное, Цветаева мысленно пытается перешагнуть эту грань.

5. Близкие люди. Глубокое ощущение родства душ. Духовное наследство: привычка к труду, самозабвенная преданность делу, обостренное чувства долга, глубина переживаний, благородство сердца, яркость и обостренность чувств.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ.



1. Поэзия Цветаевой – это дневник и летопись эпохи. Касаясь одной темы, поэт всегда касается всей жизни.

2. Основной мотив – дисгармония, странничество, одиночество, спор с самим собой, с судьбой, разминованность душ.

3. Стихи Цветаевой – монолог, но монолог не героини, а результат отсутствия собеседника. Безадресность и музыкальность речи – это сущность фольклора.

4. Основной конфликт произведений – это вечное противостояние творца и мещанина, сиюминутного и вечного, быта и бытия. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество.

Лирическая героиня Цветаевой всегда равна её личности, это человек, тонко чувствующий красоту, для которого притягателен и реальный мир, и мир фантазии, мечты, вымысла. Это сильная яркая личность, стремящаяся к активному действию, готовая спорить даже с Создателем.

6. Основные чувства: искренность, экспрессивность, романтический максимализм, одиночество, требование быть принятой и понятой.

7. Способы выражения чувств:

наличие символов (рябина), детали быта, пейзаж, зрительные образы, цветопись, насыщенная звукопись,

фольклорная музыкальность стиха; раешный стих (акцентный стих с парной рифмовкой), неповторимые интонации с использованием пауз, дробление лирического потока на самостоятельные отрезки, богатство ритма от (фольклорных плачей до военных маршей); стилистические и лексические контрасты, многоплановость слова (слово- звук - смысл), расчленение слова на слоги и морфемы, повторы слов, концентрированность, сгущение речи, особое использование знаков препинания.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.


Литературоведческие термины:

Инверсия

Аллитерация

Анафора

Метафора

Сравнение

Лексический повтор

Эпитет

Антитеза


Анализ стихотворений М.И. Цветаевой «Родина» и «Тоска по Родине! …»

1.СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА»

О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех — до горних звезд —

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!



Вопросы к стихотворению «Родина»

1.

В чем состоит основной смысл стихотворения? Каким способом раскрывается его главная тема?

2.

В каких строчках выражена основная идея стихотворения? Как автор передает эту идею?

3.

Какие художественно-изобразительные средства использует автор для раскрытия содержания?

4.

Назовите образные сравнения России и Родины у М. Цветаевой. В чем их отличие?

5.

Докажите, что данное стихотворение подтверждает приверженность Цветаевой теме России.


2. СТИХОТВОРЕНИЕ «ТОСКА ПО РОДИНЕ»

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, и по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной-непременно -

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...



Вопросы к стихотворению «Тоска по Родине! …»

1

Назовите главную тему стихотворения. Как она связана с творчеством поэтессы?

2

Найдите строчки, подтверждающие основную идею стихотворения.

3

Почему поэтесса часто использует повторы и сравнения?

4

Какие сравнения ассоциируются у М. Цветаевой с образом России? Приведите цитаты из текста .

5

Какие доказательства можно привести в качестве подтверждения приверженности М. Цветаевой традиционной теме Родины в русской поэзии начала XX века?

ВЫВОД:

1. Оба стихотворения написаны в период эмиграции М. Цветаевой. Их объединяет одна тема – тема любви к России и невозможности вернуться на Родину. В стихотворении «Родина» эта тема раскрывается через обращение к родному языку и образу: «Россия, родина моя». В другом стихотворении тема любви к России связана с тоской души, утратившей свою близость к Родине.

2. Главная идея содержит внутреннее размышление о России, в которой открывается «гордыня»,  «родина моя» и символ единения с этой страной – «Но если по дороге – куст встает, особенно – рябина…».

3. Цветаева использует метафоры – «разоблаченная морока», сравнение – «как боль», «как госпиталь или казарма», «как бревно», «все даты – как рукой сняло». Использование стилистически окрашенной высокой лексики – «храм», «едино», «всяк», употребление кратких  форм прилагательных – «чужд», «пуст» придает тексту завершенность.

4. Необычное построение предложений – инверсия – создает особый настрой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!