СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспек урока по окружающему миру на тему "Жизнь в пресных водах".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспек урока по окружающему миру на тему "Жизнь в пресных водах".»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

по теме «Жизнь в пресных водах»

Цели:

  1. Сформировать представление учащихся о пресном водоёме, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием обитателей водоёма.

  2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

  3. Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки.



Оборудование:

  1. Учебник - Плешаков А.А. «Окружающий мир».

  2. Дополнительная литература - Плешаков А.А. «Атлас – определитель», «От земли до неба», «Зелёные страницы».

  3. Персональный компьютер, мультимедиа – проектор, экран, презентация по теме «Жизнь пресного водоема».

  4. Картинки «цепи питания», карточки - «помогайки», сигнальные карты «светофорчики»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд №1

Включение детей в деятельность на лично – значимом уровне.

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?

(Выслушивать друг друга, совещаться, не кричать и т.д.)

- Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз:

«Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас всё получится».

  1. Актуализация знании.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в деятельности группы.

- Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущем уроке.

(«Жизнь луга».)

- Какое было домашнее задание?

(Прочитать текст в учебнике, выполнить задание в тетради, по желанию создать страничку для Красной книги.)

- Мне хочется начать с нашего проекта о редких обитателях нашей республики. Выходите к доске и кратко рассказывайте, о каком редком виде вы приготовили страничку.

(Сообщения детей.)

- Молодцы, очень интересно. Сейчас предлагаю выполнить следующее задание: составить пищевую цепочку луга. Задание вы найдёте в конвертах.

(В конвертах 6 карточек с изображением нивяника, гусеницы махаона, трясогузки, водоросли, головастика, цапли.)

Слайд №2

- Какая группа готова? Проверим вашу работу. Просигнализируйте «светофорчиками», как вы справились.

  1. Самоопределение к деятельности.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели и темы урока.

- Какие трудности возникли? Почему вы не использовали оставшиеся карточки?

(Пока не знаем этих обитателей.)

- А вы можете предположить, где обитают эти живые существа?

(Да, в водоёме.)

- На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

(Узнать название этих обитателей, как они живут.)

- Как будет звучать тема урока?

(«Жизнь в пресных водах».)

- Как мы можем узнать, верно ли ваше предположение?

Слайд №3

- Прочитайте в учебнике тему урока.

IV. Открытие нового знания.

Решение учебной задачи.

- Где мы можем найти ответы на возникшие вопросы?

(прочитать в учебнике, в энциклопедии.)

- Совершенно верно. Вы сегодня будете исследовать водоём по трём направлениям. Кто догадался, по каким направлениям?

(Исследовать растения, животных, экологию.)

- Правильно. Лидер группы выберет карточку названия своей научной группы: биологии, зоологии, экологии. Для группы зоологов задание будет немножко посложнее, чем у других групп (Больше информации). Посовещайтесь и решите: может быть, какая–нибудь группа хочет выбрать это направление?

(Вытягивают карточки и ставят по центру стола.)

- Для помощи вам даю карточки – «помогайки». Пожалуйста, приступайте к работе. Кому нужна помощь, сигнализируйте.

Учащиеся самостоятельно работают в группах, по необходимости пользуются энциклопедиями.

Учитель следит за процессом работы, если возникают затруднения, оказывает помощь.

V. Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Слайд №4

- Пора поделиться знаниями. Покажите свою готовность.

(Дети поднимают руки вверх, присоединяя, ладошки друг к другу.) Начнёт группа биологов.

Учащиеся рассказывают, что они узнали о растениях водоёма.

- Как приспособились растения для жизни в воде?

(У некоторых корни прикрепляются ко дну, а листья находятся на поверхности води. У других – не прикрепляются.)

Слайды №5 – 8

- Мне хочется обратить ваше внимание на эти замечательные растения. Кубышку часто называют кувшинкой, это ошибочно. Кувшинку белую ещё называют водяной лилией. А вы знаете, под каким номером на слайде изображён камыш?

Дети называют номер.

- Молодцы. Очень часто камышом называют рогоз. Запомните, как он выглядит. Корни камыша фильтруют воду, поэтому играют огромную роль в водоёме.

- Какую роль играют растения в водоёме?

(Они служат домом и пищей для животных, выделяют кислород.)

VI. Физминутка.

VII. Продолжение закрепления.

Слайды №9 – 10

- Кто же живёт в пресном водоёме? Это нам поведают зоологи.

Учащиеся рассказывают, что они узнали о животных водоёма.

- Какую роль играют животные в жизни водоёма?

(они уничтожают останки мёртвых растений, других животных, очищают воду.)



Слайды №11 – 12

- Посмотрите на моллюсков. Какие они разнообразные. Их роль в водоёме огромна. Но не всегда человек осознает это.

Слайды №13 – 15

- Экологи нам расскажут, что происходит, когда человек нарушает гармонию природы.

Учащиеся рассказывают, что они узнали о вмешательстве человека в жизнь водоёма.

VIII. Вторичное закрепление.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.



Слайд №16

- Вспомните вопросы, возникшие в начале урока.

(Должны были узнать, что растёт и кто живёт в водоёме, а также как живут обитатели водоёма.)

- Мы нашли ответы на эти вопросы? Попробуем построить цепи питания от группы. Проверим. Сигнализируйте о своей работе. Кто не согласен, у кого есть вопросы?

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

IX. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей группы.

- Подведём итог урока. Что мы сегодня исследовали?

(Исследовали пресный водоём.)

- Можем ли мы водоём назвать природным сообществом? Почему? Что очень важно для любого природного сообщества?

(Не нарушать связи.)

- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как? Оцените свою работу в группе. Просигнализируйте «светофорчиками».

Дети показывают оценку своей деятельности.

X. Домашнее задание.

Применить полученные знания на практике.

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о жизни пресного водоёма? Вы хотели ещё больше бы узнать? Откуда можно получить эти сведения? Нужно ли нам знать водных обитателей, которых осталось мало в нашей области?

Домашнее задание: прочитать учебник, стр. 191 – 200; задание в тетради: стр. 64, №2 -6, подготовить страничку для Красной книги нашей республики (по желанию).

- Урок окончен. Спасибо за работу.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!