СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсно-игровая программа "Всемирный день дикой природы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсно-игровая программа направлена на расширение кругозора школьников, воспитывает правильному отношению детей к окружающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсно-игровая программа "Всемирный день дикой природы"»

К онкурсно-игровая программа

«Всемирный день дикой природы»

Камнева В.И., учитель географии

Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района

Тамбовской области

Цель: развитие интереса учащихся к дикой природе посредством участия в воспитательных мероприятиях.

Задачи: 

-Расширять и систематизировать знания учащихся о празднике «Всемирный день дикой природы».

-Закреплять и расширять знания учащихся о жизни диких животных о разнообразии растительного мира дикой природы, о народных поверьях и традициях.

-Развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

-Развивать у учащихся чувство ответственности за сохранность дикой природы.

-Воспитывать у учащихся стремление бережно относиться к дикой природе, активно участвовать в мероприятиях по защите дикой природы.

Форма проведения: конкурсно-игровая программа.

Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, метод конкурсов и игр.

Условия для проведения: отдельный кабинет.

Оборудование: ноутбук, карточки для игр, эмблемы с символикой праздника, фотографии с изображением дикой природы, рисунки детей о дикой природе, стенд оформленный символикой праздника.

Ход мероприятия:

Учитель:

День дикой природы - особая дата,

Ведь многое нужно природе сказать:

Спасибо, родная, за свежесть прохлады,

Спасибо за неба просторную гладь.

Спасибо за море, за горы и солнце,

Спасибо за то, что все мы живем.

Спасибо, что даришь нам новые весны,

Мы обещаем - тебя сбережем!

Ведущий: Сегодня 3 марта отмечается экологический праздник «День дикой природы». Это Всемирный праздник, который отмечается во всем мире, вот и мы с вами постараемся сегодня отметить Всемирный день дикой природы и провести игровую программу. Для чего создан этот праздник? Для того, чтобы люди знали, что есть дикая природа, которую нужно беречь, нужно охранять. Что же такое дикая природа?

Ответы детей.

Учитель: Правильно ребята, дикая природа – это животные, насекомые, птицы, луга, леса, поля, реки, озера. Сегодня мы с вами проведем конкурсно-игровую программу «Всемирный день дикой природы».

Ведущий: Какова история возникновения праздника «Всемирный день дикой природы». Откуда же появился этот праздник? Праздновать экологический праздник «Всемирный день дикой природы» начали совсем недавно, в 2013 году. Главная цель праздника стало желание обратить внимание общественности на красоту дикой природы и напоминание важности бережного отношения к объектам дикой природы. Ведь из-за нашего бездумного поведения скоро все может исчезнуть с лица Земли. В наше время очень много браконьеров, которые ради сиюминутной наживы губят все вокруг.

Для любителей охоты созданы специальные дни, в которые они могут охотиться на определенных животных, а вот люди, которые не соблюдают эти правила и называются браконьерами.

Вот именно по этой причине и был создан такой праздник, чтобы люди не оставались равнодушными к природе и обратили внимание на проблемы в дикой природе.
Игра «Звуки дикой природы».

Учитель: Итак, я предлагаю начать игровую программу и вспомнить объекты дикой природы. Первая игра называется «Звуки дикой природы». Мы с вами часто слушали на занятиях и голоса птиц, и животных и звуки природы. Перед вами на столе находятся карточки с изображениями объектов дикой природы. Сейчас, я буду включать вам записи звуков разных объектов дикой природы. Это могут быть звуки, которые издают животные, насекомые, птицы. Вы внимательно слушаете и, если кто-то из вас догадается кто это, поднимает карточку, с изображением того чей это звук.

Дети угадывают звуки (звуки белки, волка, вороны, волка, лося, дикого кабана, жабы, медведя, оленя, синицы)

Игра «Символы».

Учитель: Молодцы, практически всех угадали, а кого и не узнали сразу, я надеюсь теперь запомнили. Итак, это были звуки дикой природы. А сейчас следующая игра «Символы».

В народе каждое животное, растение, насекомое, птица что-то символизирует. Эти символы создаются в разных религиях и культурах. Сейчас я размещу перед вами карточки с надписями символов и карточки с изображениями объектов дикой природы, которые что-то символизируют, а вы должны под символами разместить карточки объектов природы, которые, по вашему мнению, являются символами.

Дети выполняют задания (богатырская сила и неуклюжесть – медведь, красота и хитрость – лиса, мудрость и познание - сова, долголетие – заяц, самостоятельность, справедливость, победа – волк, пророчество, добро, мудрость - ворон)

«Дикая природа».

Учитель: Какие вы молодцы, так быстро справились с заданием и практически все символы определили правильно. Двигаемся дальше и следующая игра «Дикая природа».

Для этой игры нам нужно выбрать одного человека, к которому мы прикрепим картинку с изображением объекта дикой природы, что это он не будет знать, потому что картинка будет сзади, а вот мы с вами будем знать. Итак, тот, у кого картинка задает вопросы, чтобы выяснить, что же это за объект, а мы отвечаем на вопросы только «да» или «нет» и не подсказываем.

Примеры вариантов игры (ель, комар, лиса, слон, береза, волк)

Учитель: Молодцы, практически всех угадали, а кого и не узнали сразу, я надеюсь теперь запомнили.  

Блиц-опрос «Животные»

Животный мир разнообразный и интересныйЖивотных можно встретить повсюду. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. И хотя со многими из них мы хорошо знакомы, всё же знаем о некоторых совсем мало.

Но сегодня я вам не буду рассказывать ничего нового о них, а проверю ваши знания. Вы согласны? Тогда начинаем!

1. Царь зверей. (Лев)

2. Король пустыни. (Верблюд)

3. Самое крупное животное в мире. (Синий кит)

4. Самое крупное животное на суше. (Слон)

5. Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса)

6. Гиппопотам по-другому. (Бегемот)

7. Главная особенность этого животного — рог на лбу. (Носорог)

8. Самое высокое животное на Земле. (Жираф)

9. «Разлинованная» лошадка. (Зебра)

10. Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер)

11. Серый, страшный и злой. (Волк)

12 Подземный житель. (Крот)

13. Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса)

14. Самое колючее животное. (Еж)

15. Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь)

16. Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц)

17. Детеныш белого медведя. (Умка)

18. Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк)

19. Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка)

20. Не любит красной тряпки. (Бык)

21. Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось)

22. Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь)

23. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна)

24. Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые)

25. Животные, жизнь которых не зависит от человека. (Дикие)

Учитель: Какие вы молодцы, так быстро справились с заданием и практически всех животных определили правильно. Двигаемся дальше и следующая игра «Кто Я?». Нужно определить, о каком животном идет речь. 

1. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь)

2. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк)

3. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса)

4. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц)

5. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень)

6. «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь)

7. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».(Белка)

8. «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот)

9. «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон)

10. «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна) 

Конкурс «Ассоциации».

Учитель: Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?

  1. Гриб. (Лисичка)

  2. Бездельник. (Ленивец)

  3. Маршрутка. (Газель)

  4. Денежная единица Болгарии. (Лев)

  5. Военный корабль. (Броненосец)

  6. Автомобиль. (Ягуар)

  7. Шахматы. (Конь, слон)

  8. Компьютерный манипулятор. (Мышь)

  9. Безбилетный пассажир. (Заяц)

  10. Пешеходный переход. (Зебра)

  11. Река. (Тигр)

  12. Торговая марка. (Пума)

  13. Оборонительное заграждение. (Еж)

  14. Шипы для лазанья по столбам. (Кошки)

  15. Жилище животного. (Норка)

  16. Символ России. (Медведь)       

Конкурс «Особые приметы»

1. Если дотронуться до листьев этого дерева, жгучие волоски вспрыснут под кожу такой заряд едкой жидкости, что человек может упасть в обморок. А потом еще долго будет страдать в сырую погоду. Поэтому местные жители стараются обходить стороной эту «злючку». Как называется дерево? (Лапортея гигантская —могучее крапивное дерево растет в лесах Австралии, оно является родственником обычной крапивы.)

2. Известно предание, что самые отважные воины великих завоевателей древности -викинги -перед боем выпивали необычный отвар. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно. Из чего был сделан этот отвар? (Из мухомора.)

3. Французский медик Амбруаз Паре в XVI веке рассказывал о таком случае: «Недалеко от Тулузы два купца во время прогулки в саду нарвали листьев шалфея и положили их в вино. Выпив вино, они вскоре почувствовали головокружение и впали в обморочное состояние; появилась рвота и холодный пот, пульс пропал и быстро наступила смерть. Судебное следствие установило, что в том месте сада, где произрастал шалфей, водилось множество... (животных); отсюда было сделано заключение, что отравление последовало от яда животного, попавшего на указанное растение». Особая примета -это животное в народных поверьях всегда непременный атрибут ведьм и колдунов. О каком животном идет речь? (Жаба.)

4. Есть предположение, что виновниками человеческих смертей, начиная с каменного века, являются опасные насекомые. Как они называются? (Комары -переносчики паразита, вызывающего малярию, от которой ежегодно умирает свыше миллиона человек.)

5. Рассердившись, животное, поднимая хвост, широко расставляет лапки, шипит и воет. Если этого недостаточно, оно направляет на врага струю невероятно вонючей жидкости из желез, расположенных под хвостом. Оно очень метко попадает этой струей в цель на расстоянии до 3 метров, а отвратительный запах жидкости чувствуется за полкилометра. Как называется это животное? (Скунс.)

6. Зверек обманывает своих врагов тем, что прикидывается мертвым. Когда хищник нападает, животное опрокидывается на спину и замирает, лежа с открытым ртом и остекленевшими глазами. Хищник обычно теряет к нему всякий интерес и убегает, а зверек бросает быстрый взгляд вокруг себя и, если опасность миновала, возвращается к обычной жизни. Кто он? (Американский опоссум.)

7. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак —сырье для производства опиума.)

8. Животное может изменять окраску и рисунок своей кожи, чтобы лучше замаскироваться на дереве, где оно охотится за насекомыми. Ему удается достичь этого с помощью особых желтых желез, черных и белых отражательных клеток, находящихся в его коже. (Хамелеон.)

9. Кто является чемпионом среди рыб по скорости и совершенству камуфляжа? Распластавшись на дне, рыба всего за несколько минут меняет свою окраску под цвет грунта и даже создает на коже узор из пятен и крапинок, воспроизводящий рисунок того участка дна, где она расположилась. (Камбала.)

10. Свое название животное получило за громкий устрашающий рев. Повышенную громкость их крикам придает резонатор -гортанный мешок. Проснувшись около пяти часов, они начинают устраивать хоровые концерты, продолжающиеся час-полтора. На приезжих людей «спевки» оказывают устрашающее действие. (Ревуны, род обезьян.)

11. Громкий голос этой птицы удивительно похож на хохот человека. Что это за птицы? (Кукабарра, знаменитый смеющийся зимородок, живет в Австралии.)

12. В XIX веке английское страховое агентство Ллойда выплатило владельцам судна несколько тысяч стерлингов за повреждения, нанесенные корабельной обшивке рыбой. У нее скверная привычка нападать на шлюпки, боты и даже крупные суда. Как называется эта рыба? (Рыба-меч.)

13. Две птицы постоянно «дежурят» в цехе одной венгерской фабрики, производящей сильный яд -синильную кислоту. Стоит птицам почувствовать в воздухе хотя бы небольшое количество яда, как своими криками и тревожным поведением они сообщают об этом рабочим. Что это за птицы? (Попугаи.)

14. В Стокгольмском зоопарке в целях предотвращения краж редких животных одно из них назначили «охранником». По ночам это животное стали выпускать, а у входа в здание был установлен плакат: «Ночью здание охраняется...». Случаев краж после этого не отмечалось. Кто стал «охранником» здания? (Террариум «охраняла» двухметровая королевская кобра).

Учитель сообщает интересные факты о диких животных:

-Самая быстрая птица в мире – страус. Он развивает скорость до 70 км/ч.
-В мире около 70 тысяч видов пауков и 6 тысяч видов рептилий, при этом ежегодно открываются новые виды.
-Тигры имеют полоски не только на шерсти, но и на коже, а их когти достигают длины до 10 см.
-У жирафа самое большое сердце среди животных, живущих на суше. А его язык достигает 45 см в длину.
-У дельфинов есть имена, которые им даются при рождении. Это было доказано учеными, когда они записали свист дельфина, на который откликался всегда один и тоже дельфинёнок.
-Акулы боятся дельфинов. Они своими носами на большой скорости атакуют хищника до его полнейшего уничтожения. Поэтому акулы, завидев этих млекопитающих, спасаются бегством.
-Дикие животные, которые дольше всех могут не пить – это крысы.

-В теле гусеницы больше мышц, чем у человека.
-Крокодилы проглатывают камни, чтобы глубже погрузиться в воду.
-У акул иммунитет к раку.
-У белок в гнезде всегда есть два выхода. Второй нужен на случай эвакуации.
-Не зря существует поговорка – «не буди спящего медведя». Ведь пробуждение в период спячки делает его особо опасным, поскольку он нападает на все, что попадается на пути.
-Почти всю свою жизнь ленивцы проводят на деревьях, спускаясь не чаще раза в неделю.

-Медведь любит лакомиться муравьями. Он засовывает язык в муравейник, ждет, пока муравьи облепят его и втягивает язык, проглатывая их.
-Волки развивают скорость до 60 км/ч, но долго держать такой темп не могут.

Учитель: Давайте свою дружбу с природой, выразим в памятке. Напишем «Экологическую памятку» и распространим её в нашем селе.

(Дети предлагают свои версии, учитель координирует)

Экологическая памятка:

-Не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

-Не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса;

-Нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;

-Не обижайте диких животных, они опасны в разъяренном состоянии.

-Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!

-Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

-Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

-Убирайте за собой мусор!

-Не разжигайте костры!

-Берегите прекрасный мир растений!

-При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!

-Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

-Чтобы в лесу было чисто, не оставляй после себя мусор, всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа становится непригодный для жизни животных.
-Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
-Будь другом животных, не разоряй гнезда птиц, муравейников, норы зверей, животные могут остаться без дома.
-Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
-Не ломай ветки, деревьев и кустарников, не рви цветы с корнем.

Ученик: В день дикой природы я всех призываю:
Давайте леса и поля защищать,
Растенья беречь, охранять водоемы,
А редких зверей нам нельзя истреблять,
Пора сохранять нам родную планету,
Чтоб нашим потомкам досталась она,
Давайте все вместе возьмемся за это,
Природа воздаст нам все это сполна!
Давайте природу мы будем ценить,
Ведь кто, как не мы, ее будет хранить?
Пусть мир не совсем справедливо устроен,
Но каждый зверек хорошо жить достоин!
С днем дикой природы я всех поздравляю,
Животным всем жизни комфортной желаю!
Прошу всех леса, водоемы хранить,
Чтоб нашу природу совсем не сгубить!

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2018. 256с. (Мозаика детского отдыха.)

  2. Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2018. 176с. (Мозаика детского отдыха.)

  3. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2020. 288с. (Мозаика детского отдыха.)

  4. Аспембитова .Н. Классный час "Всемирный день дикой природы"- https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/klassnyy-chas-quot-vsemirnyy-den-dikoy-prirody-quot-304744 

  5. 3 марта - Всемирный день дикой природы- http://www.un.org/ru/events/wildlifeday/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!