СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная методическая разработка занятия внеурочная деятельность «Школа развития речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная методическая разработка занятия внеурочная деятельность «Школа развития речи»»

Муниципальный конкурс занятий внеурочной деятельности

«Кирпичик за кирпичиком: новый урок; моё новое занятие»









Конкурсная методическая разработка занятия

внеурочная деятельность «Школа развития речи»

для 4 класса














Ангарск, 2021



Разработка занятия 4 класс Бойченко Л.В.


Технологическая карта

Тема «Фразеологические обороты»

Составитель Бойченко Людмила Владимировна, учитель начальных классов

Предмет: занятия внеурочной деятельности курса «Школа развития речи»

УМК : система Л.В.Занкова

Форма работы: фронтальная, групповая

Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления знаний

Межпредметные связи : информатика, литературное чтение, изобразительное искусство

Цели урока:   

Образовательные: сформировать у учащихся представления о фразеологизмах, как об устойчивых выражениях, употребление которых в речи способствуют её обогащению

Развивающие: развивать у детей мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение, монологическую речь, умение создавать видеоклипы

Воспитательные: воспитывать любовь к слову и родному языку, чувство товарищества и взаимопомощи

Планируемые результаты:

предметные: формировать содержание понятия «фразеологизмы»; о синонимии и антонимии фразеологизмов, умение употреблять фразеологизмы в речи;

личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремление к речевому самосовершенствованию; проявление познавательного интереса к учебному материалу; осознание ценности дружбы и взаимопонимания, оценивание своей работы.


Оборудование: телефоны учеников, карточки с заданиями для работы в группах, цветные карандаши, фломастеры, бумаг для рисования


Ссылка на интерактивный ресурс: https://www.google.com/search?newwindow=1&rlz=1C1HLDY_ruRU936RU936&sxsrf=ALeKk00tmgBYBTpbEDevWTcHDzC0RrhOcA%3A1614051689636&ei=aXk0YN2tJs-GwPAPv_uMiAI&q

Краткое содержание курса: Курс «Речь.Школа развития» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данный курс внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработан в соответствии с программой курса «Речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Разнообразный практический материал данного курса способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Литература:

  1. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 4 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.

  2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 4 класс; М: Издательство РОСТ, 2013 г.

  3. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Характеристика этапов

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат

1

Организационный этап


Доброе утро, друзья. Подарите друг другу улыбку, чтобы день был удачным.



Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой

Приветствуют учителя и одноклассников


Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия


Создана эмоциональная ситуация, направленная на создание ситуации успеха.

2

Актуализация знаний

Понимая, что СО ДНЯ НА ДЕНЬ мне нужно провести открытое занятие, никак не могла СОБРАТЬСЯ С МЫСЛЯМИ, ТОЛКЛА ВОДУ В СТУПЕ. Это занятие НЕ ДАВАЛО ПОКОЯ мне, я НЕ НАХОДИЛА СЕБЕ МЕСТО, всё ЛОМАЛА ГОЛОВУ, что же мне такое придумать, чтоб вы не КЛЕВАЛИ НОСОМ, не СЧИТАЛИ ВОРОН, а РАБОТАЛИ НЕПОКЛАДАЯ РУК ,ЗАСУЧИВ РУКАВА. Ведь ПОТЕРПЕТЬ ФИАСКО для меня это всё равно что СО СТЫДА СГОРЕТЬ.

Так я БИТЫЙ ЧАС ТОЛКЛА ВОДУ В СТУПЕ, пока не ВЗЯЛА СЕБЯ В РУКИ, и хотя В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ, но всё же у меня открылось ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, всё ДОВЕЛА ДО УМА

Вас что-то удивило? Вы всё поняли?


Какая тема нашего урока?

(Открыть на доске слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ)



















Выявляет уровень знаний



















Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции





Выдвигают предположения о теме урока




Познавательные:

-умение наблюдать, делать выводы;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме





Развитие мыслительных операций

Межпредметная связь с предметом «Литературное чтение»

















Формулировка учебной задачи как темы урока.


3

Постановка учебной задачи

Что вы уже знаете о фразеологических оборотах?

устойчивые сочетания слов в языке



Как можно объяснить происхождение слова фразеологизм?

Где вы можете узнать информацию?




Какие цели мы перед собой поставим?

  1. 1. Закрепить понятие о фразеологических оборотах

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.


Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на занятии?

Работать, засучив рукава

Клевать носом

Зарубить себе на носу

Считать ворон

Не ударить лицом в грязь

Сесть в галошу


Сейчас вы объединитесь в группы согласно цвету: зелёная группа, жёлтая группа, синяя группа

У каждой группы будет своё задание “Отгадай что это?”

а) Его можно прикусить, за него можно тянуть, держать на замке и за зубами, а можно и дойти до столицы Украины.

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.

в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Придумайте предложение, используя любой из предложенных фразеологизмов

Выявляет знания учащихся о фразеологизмах

Поиск информации на интернет ресурсах

Расширяет кругозор учеников: Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие.






Выявляет умение устанавливать связь между объектами.







Актуализирует знания детей



Расширяет кругозор учеников















Развитие практических навыков

Демонстрируют знания о фразеологических оборотах:


Демонстрируют умение находить информацию в интернете


Формулируют цель занятия












Демонстрируют знания фразеологизмов













Распределение на группы: выбор цвета карточки

(синий – ветер

жёлтый – уши

зелёный – язык )












Развивают речь, творческие способности

Познавательные:

-Слушают учителя;

-Отвечают на вопросы учителя




















Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;










Коммуникативные:

-обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений;

-эффективно сотрудничать;









Межпредметная связь с предметом «Информатика»















































4

Актуализация знаний

Из 12 карточек каждый берёт одну, читает, а затем находит свою группу.

1 гр: Засучив рукава, не покладая рук, в поте лица, усердно трудиться

2 гр: пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, бездельничать

3 гр: во всю прыть, со всех ног, сломя голову, быстро бежать

Как можно назвать все эти фразеологизмы?

( Синонимы)

Прочитайте фразеологизмы в каждом столбике, найдите лишний, объясните почему.

 Рукой подать

У черта на куличках

Быть под боком

В двух шагах                        

 

Рука об руку

Душа в душу

Как кошка с собакой

Не разлей вода.


Будто язык проглотил

Трещать без умолку

Чесать языком

Язык без костей


С каким явлением русского языка встретились? (Антонимы).


Как вы думаете, а зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? 

(Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной)

Организует деятельность по актуализации знаний

Группируются по значению фразеологических оборотов - синонимов

Коммуникативные: -взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Регулятивные:

контролируют результат деятельности по объединению в группы

Сформулирован вывод о фразеологизмах-синонимах































Сформулирован вывод о фразеологизмах-антонимах



5

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Для выполнения практической работы вам надо распределиться на группы.

Какая карточка достанется какой группе, сейчас определим, разгадав загадки.

Кто отгадывает первую, тот первым и выбирает себе задание. И так по очереди. «Доскажи до конца».

Ежата-детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

 Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью услугу.

Мы исходим городок

Буквально вдоль и поперек

 И так устали мы в дороге

Что еле волочили ноги.

Практическая работа

КАРТОЧКА № 1

Вместо точек вставь нужное слово.

Как..  на голову(снег,дождь,град)

Как.. вода(с курицы,с утки, с гуся)

Убить …зайцев (трех, двух, трех),

… соли съесть (пуд, фунт, грамм),

Выеденного не стоит

(огурца, яйца, яблока),

Как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной),

Сказка про … бычка (белого, синего, рыжего),

Как лист … дрожит (березовый, кленовый,осиновый).

КАРТОЧКА № 2

О каком человеке можно сказать :

Он звёзд с неба не хватает:

способный

не очень способный

У него денег куры не клюют:

богатый

бедный

У него семь пятниц на неделе:

надёжный

рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

щедрый

жадный

Он водит всех за нос:

показывает людям дорогу

обманывает людей

КАРТОЧКА № 3

Замени слово фразеологическим оборотом

исчезнуть сильно преувеличивать

обдумать

постепенно

неторопливо, вяло

проучить, наказать

сплетничать


Организует деятельность по практическому применению фразелогизмов в речи, по выявлению умения применять фразеологизмы и объяснять их значение

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку знаний

Коммуникативные:

Устанавливать рабочие отношения с одноклассниками, способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные:

– действовать по инструкции в задании,

–выполнять учебные действия в практической форме;

-Осуществлять самоконтроль


Работают над умением применять знания в практической деятельности

6

Рефлексия деятельности (итог урока)

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Творческая работа :

в группах каждый участник занятия рисует фразеологизм; «оператор» монтирует видеоролик.

Каждая группа демонстрирует свой продукт

Самооценка деятельности


Какая тема занятия?

Как работали?

Погладьте себя по голове, «светлые головы»

Организует работу над созданием продукта

занятия






Организует рефлексию


 Работают над созданием видеоролика в программе inShot








Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.













Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий

Регулятивные:

- Оценивание своих действий

Демонстрация

видеороликов

Межпредметная связь с предметами «Информатика»

«Изобразительное искусство»


Приложение

https://yadi.sk/d/8iAiq8TyrpVESg видеоролики с фразеологическими оборотами


ссылка на урок https://cloud.mail.ru/public/vowW/Nk88fyaYk/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!