1 | Организационный этап | Доброе утро, друзья. Подарите друг другу улыбку, чтобы день был удачным. | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой | Приветствуют учителя и одноклассников | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия | Создана эмоциональная ситуация, направленная на создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний | Понимая, что СО ДНЯ НА ДЕНЬ мне нужно провести открытое занятие, никак не могла СОБРАТЬСЯ С МЫСЛЯМИ, ТОЛКЛА ВОДУ В СТУПЕ. Это занятие НЕ ДАВАЛО ПОКОЯ мне, я НЕ НАХОДИЛА СЕБЕ МЕСТО, всё ЛОМАЛА ГОЛОВУ, что же мне такое придумать, чтоб вы не КЛЕВАЛИ НОСОМ, не СЧИТАЛИ ВОРОН, а РАБОТАЛИ НЕПОКЛАДАЯ РУК ,ЗАСУЧИВ РУКАВА. Ведь ПОТЕРПЕТЬ ФИАСКО для меня это всё равно что СО СТЫДА СГОРЕТЬ. Так я БИТЫЙ ЧАС ТОЛКЛА ВОДУ В СТУПЕ, пока не ВЗЯЛА СЕБЯ В РУКИ, и хотя В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ, но всё же у меня открылось ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, всё ДОВЕЛА ДО УМА Вас что-то удивило? Вы всё поняли? Какая тема нашего урока? (Открыть на доске слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ) | Выявляет уровень знаний | Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции Выдвигают предположения о теме урока | Познавательные: -умение наблюдать, делать выводы; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Развитие мыслительных операций Межпредметная связь с предметом «Литературное чтение» Формулировка учебной задачи как темы урока. |
3 | Постановка учебной задачи | Что вы уже знаете о фразеологических оборотах? устойчивые сочетания слов в языке Как можно объяснить происхождение слова фразеологизм? Где вы можете узнать информацию? Какие цели мы перед собой поставим? 1. Закрепить понятие о фразеологических оборотах 2.Объяснять значение фразеологизмов. 3.Составлять предложения с фразеологизмами. Подберите фразеологизмы, которые подскажут вам, как нужно работать на занятии? Работать, засучив рукава Клевать носом Зарубить себе на носу Считать ворон Не ударить лицом в грязь Сесть в галошу Сейчас вы объединитесь в группы согласно цвету: зелёная группа, жёлтая группа, синяя группа У каждой группы будет своё задание “Отгадай что это?” а) Его можно прикусить, за него можно тянуть, держать на замке и за зубами, а можно и дойти до столицы Украины. б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Придумайте предложение, используя любой из предложенных фразеологизмов | Выявляет знания учащихся о фразеологизмах Поиск информации на интернет ресурсах Расширяет кругозор учеников: Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — выражение, логос — слово, понятие. Выявляет умение устанавливать связь между объектами. Актуализирует знания детей Расширяет кругозор учеников Развитие практических навыков | Демонстрируют знания о фразеологических оборотах: Демонстрируют умение находить информацию в интернете Формулируют цель занятия Демонстрируют знания фразеологизмов Распределение на группы: выбор цвета карточки (синий – ветер жёлтый – уши зелёный – язык ) Развивают речь, творческие способности | Познавательные: -Слушают учителя; -Отвечают на вопросы учителя Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: -обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений; -эффективно сотрудничать; | Межпредметная связь с предметом «Информатика» |
4 | Актуализация знаний | Из 12 карточек каждый берёт одну, читает, а затем находит свою группу. 1 гр: Засучив рукава, не покладая рук, в поте лица, усердно трудиться 2 гр: пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, бездельничать 3 гр: во всю прыть, со всех ног, сломя голову, быстро бежать Как можно назвать все эти фразеологизмы? ( Синонимы) Прочитайте фразеологизмы в каждом столбике, найдите лишний, объясните почему. Рукой подать У черта на куличках Быть под боком В двух шагах Рука об руку Душа в душу Как кошка с собакой Не разлей вода. Будто язык проглотил Трещать без умолку Чесать языком Язык без костей С каким явлением русского языка встретились? (Антонимы). Как вы думаете, а зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной) | Организует деятельность по актуализации знаний | Группируются по значению фразеологических оборотов - синонимов | Коммуникативные: -взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме Регулятивные: контролируют результат деятельности по объединению в группы | Сформулирован вывод о фразеологизмах-синонимах Сформулирован вывод о фразеологизмах-антонимах |
5 | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Для выполнения практической работы вам надо распределиться на группы. Какая карточка достанется какой группе, сейчас определим, разгадав загадки. Кто отгадывает первую, тот первым и выбирает себе задание. И так по очереди. «Доскажи до конца». Ежата-детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу. Мы исходим городок Буквально вдоль и поперек И так устали мы в дороге Что еле волочили ноги. Практическая работа КАРТОЧКА № 1 Вместо точек вставь нужное слово. Как.. на голову(снег,дождь,град) Как.. вода(с курицы,с утки, с гуся) Убить …зайцев (трех, двух, трех), … соли съесть (пуд, фунт, грамм), Выеденного не стоит (огурца, яйца, яблока), Как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной), Сказка про … бычка (белого, синего, рыжего), Как лист … дрожит (березовый, кленовый,осиновый). КАРТОЧКА № 2 О каком человеке можно сказать : Он звёзд с неба не хватает: способный не очень способный У него денег куры не клюют: богатый бедный У него семь пятниц на неделе: надёжный рассеянный У него зимой снега не выпросишь: щедрый жадный Он водит всех за нос: показывает людям дорогу обманывает людей КАРТОЧКА № 3 Замени слово фразеологическим оборотом исчезнуть сильно преувеличивать обдумать постепенно неторопливо, вяло проучить, наказать сплетничать | Организует деятельность по практическому применению фразелогизмов в речи, по выявлению умения применять фразеологизмы и объяснять их значение | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку знаний | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения с одноклассниками, способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: – действовать по инструкции в задании, –выполнять учебные действия в практической форме; -Осуществлять самоконтроль | Работают над умением применять знания в практической деятельности |
6 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Осознание учащимися своей учебной деятельности. Творческая работа : в группах каждый участник занятия рисует фразеологизм; «оператор» монтирует видеоролик. Каждая группа демонстрирует свой продукт Самооценка деятельности Какая тема занятия? Как работали? Погладьте себя по голове, «светлые головы» | Организует работу над созданием продукта занятия Организует рефлексию | Работают над созданием видеоролика в программе inShot Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: – Рефлексия своих действий Регулятивные: - Оценивание своих действий | Демонстрация видеороликов Межпредметная связь с предметами «Информатика» «Изобразительное искусство» |