СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс-викторина "Старину мы помним, старину мы чтим"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс-викторина "Старину мы помним, старину мы чтим" проводится с применением предметов из школьной музейной комнаты, расширяет кругозор детей.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс-викторина "Старину мы помним, старину мы чтим"»

Конкурс-викторина

«Старину мы помним, старину мы чтим»

Камнева В.И., учитель географии

Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района

Тамбовской области

Цель: 

-создать эмоционально-положительное настроение детей, активизировать память школьников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.

Задачи: 

-закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.

-знакомить детей с русскими народными традициями, обрядами своего народа.

- обогатить словарь детей старыми русскими словами и правильно понимать их значение;

- развивать интерес к событиям прошлого;

- воспитывать интерес к прошлому свой страны и её культуре.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов, разгадывание кроссворда.

Наглядные: рассматривание старинных вещей.

Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой, коромыслом, самопряхой, маслобойкой, скалкой.

Ход мероприятия: 

Ведущий: Вы уже бывали в нашем школьном музее. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе-викторине «Старину мы помним, старину мы чтим».

Ученик: Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним нашу старину.

Ведущий:  Чем дальше в будущее входим,

                    Тем больше прошлым дорожим,

                     И в старом красоту находим

                     Хоть новому принадлежим.

Ведущий: Слава нашей стороне

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказать начну.

Мероприятие начинается с общих занимательных вопросов.

  • Чем топят русскую печь? (Дровами)

  • Глаз по старинке? (Око)

  • Русский напиток? (Чай)

  • Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)

  • Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)

  • Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)

  • Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)

  • Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)

  • Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)

  • Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)

  • Что помещали в красном углу дома? (Икону)

  • Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)

  • Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)

  • Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)

  • Автор пословиц и поговорок? (Народ)

Ведущий проводит конкурс-викторину «Старину мы помним, старину мы чтим», загадывает загадки, дети должны сказать ответ, показать предмет, указать способы и приёмы применения этого предмета старины и за это они получают жетон.

Вопросы конкурса-викторины:

1.Сам худ,
голова с пуд. (Безмен)

2.Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

3.Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся. (Лапти)

4.Согнут в дугу - летом на лугу,

Зимой - на крюку. (Серп)

5.Что в избе за рога коровьи? (Ухват)

 6.Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)

7.Колесо крутится - жизни нить прядётся…(Самопряха, прялка)

Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка начинала прясть с 6-8 лет. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

8.Оля по лесу гуляла,

И грибочки собирала.

Набрала хотя немножко,

Но клала грибы в … . (Лукошко) 

9. Бегал бегунок
да шмыг в уголок.

10. Без рук, без ног
по полу ходит. 

11. По избе пляшет,
а в угол спать ходит. (Веник)

 12. Два братца
пошли в воду купаться. (Вёдра)

13. Три братца
пошли в реку купаться,
два купаются,
третий на берегу валяется. (Вёдра на коромысле)
14. Жил-был —
много душ кормил,
умер — ни погребенья,
ни поминовенья. (Глиняный горшок)

15. Новая посудина —
вся в дырах (дырье). (Решето)

16. Без рук,
без ног —
на плечо скок.

17. Два братца
хотят подраться.
да руки коротки. (Коромысло)

18. Всех кормлю с охотою,
а сама безротая.

19. Выну изо рта ягодку,
оближу и опять положу.

20. Поцелую, полижу
и опять положу. (Ложка)
21. Маланья толста:
сухой Матвей
привязался к ней —
не отвяжется. (Пест и ступа)

22. Щука в воде,
а хвост наружи. (Половник)

23.Висит, болтается, все за него хватаются. (Полотенце, утирка)

24. В небо дыра,
в землю дыра,
в посреди
огонь и вода.

25. Четыре ноги,
два уха,
один нос
да брюхо. (Самовар)
26. Лежит волк -
вырубленный бок. (Солоница)

27. Черная овечка
вся в огне горит. (Таган)
28. Идёт пароход -
то взад, то вперёд,
а за ним такая гладь -
ни морщинки не видать. (Утюг)

29.Деревянный бочонок, в котором сбивают масло. (Маслобойка)

30.Чтобы вылепить пельмешки
Нужно тесто раскатать...
Подскажите - ка, ребятки,
Что мне надо в руки взять? (Скалка)
31. Сколько ни мучь,
ни кипяти,
а белее не сделаешь. (Чугун)

32.Мишка Попов
сел на коня,
поехал в огонь,
ржёт и хохочет,
выскочить хочет. (Чугун или горшок на ухвате)

Игра «Перенос чугунов с помощью ухватов».

Хороводная игра «Дед Ермак»

Дети встают в круг. Тот, на ком закончился счёт, встаёт в середину круга - это Ермак. Вокруг него водят хоровод и поют, По окончанию каждой песенной строфы круг «останавливается» и все дети спрашивают Ермака:

Дед Ермак, ты сеял мак?

Ермак: Сеял! (песня возобновляется).

Дети: Дед Ермак, ты полол мак?

Ермак: Полол! (песня)

Дети: Дед Ермак, цветёт мак?

Ермак: Цветёт! (песня)

Дети: Дед Ермак, созрел мак?

Ермак: Созрел! (песня)

Дети: Дед Ермак, пора трясти мак?

Ермак: Пора!

После этого ответа играющие с криками «Тряси, тряси мак!» подбегают к Ермаку и тормошат его.

Ведущий: Дети, давайте вспомним как были одеты наши предки, что они носили и как называлась их одежда.

Мальчик и девочка показывают одежду наших предков, ведущий рассказывает об одежде.

 Ведущий подсчитывает жетоны у игроков, объявляет знатоков старины, награждение игроков сладким призом.

Ученик: Жизнь такая, не иная

           Не заморская, чужая

           Это наша сторона,

           Всё, что было вспоминая

           Пусть живёт страна родная,

           Очень русская, земная

           В мире лучшая страна!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!