СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс школьных экологических бизнес - идей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы. Выбор идей для создания школьной бизнес-компании, основным видом предпринимательской деятельности которой является защита природы Витебского района.

1.Вводная часть.

 Цели проекта на данном этапе работы:

  • комплексная оценка экологического состояния местности, населенного пункта, школы и пришкольной территории,
  • выявление существующих проблем,
  • выбор приоритетных направлений деятельности,
  • обоснование предложения для школьного эколого-ориентированного бизнеса.

Просмотр содержимого документа
«Вред пластиковой посуды и как ее маркируют»







Маркировка пластиковой посуды

(памятка)


































Вред пластиковой посуды и как ее маркируют


Пластик прочно занял место на наших кухнях, на полках которых появились различные пластиковые миски, емкости для хранения, формы для выпечки, тарелки и чашки. Из пластика мы пьем, едим, сохраняем в нем продукты, подогреваем в нем еду микроволновке. В наше время, в отдельных европейских странах до 70% жителей едят дома из разовой посуды.

Высокая популярность посуды из пластика обусловлена тем что, она удобна, легка и дешева, а если она одноразовая, то ее нет необходимости мыть.

Знаки на пластиковой посуде

Для сортировки пластика была разработана интернациональная маркировка, треугольник образованный стрелками с цифрой внутри. Под треугольником, вместе или вместо цифры может быть указан буквенный код пластика. Упаковка из пластика делится на 7 видов.

Полиэтилентерефталат PET(E) или ПЭТ применяют для производства одноразовых бутылок для:

  • воды,

  • газировки и пива,

  • косметической продукции,

  • молочных продуктов,

  • растительных масел.

Полностью запрещается повторное использование могут выделять фталаты.

Полиэтилен высокого давления PEHD (HDPE) или ПВД используют для производства:

  • фасовочных пакетов,

  • мешков для мусора,

  • упаковки для молока.

Может выделять канцерогенный формальдегид.

 

Поливинилхлорид V, PVC или ПВХ используют для производства:

  • отделочных и строительных материалов,

  • обуви,

  • мебели,

  • бутылок для воды,

  • медицинской продукции,

  • пленки для заворачивания продуктов.

Этот пластик практически не поддается повторной переработке. Может выделять при контакте с жирными или горячими продуктами фталаты, тяжелые металлы, и винилхлорид.

Полиэтилен низкого давления PELD (LDPE) или ПНД применяют для производства:

  • бутылок для моющих средств,

  • труб,

  • игрушек,

  • пакетов и пленки для упаковки продуктов.

Может выделять формальдегид.

 

Полипропилен PP или ПП используют для производства:

  • стаканов и баночек,

  • медицинской продукции,

  • посуды для горячих блюд,

  • упаковочной пищевой пленки,

  • контейнеров для продуктов.

Может выделять формальдегид

 

Полистирол PS или ПС применяют для производства:

  • стаканов для горячих напитков (похожие на пенопласт),

  • лотков для продуктов (похожие на пенопласт),

  • стаканчиков для молочных продуктов,

  • электроизоляционной пленки,

  • контейнеров для еды,

  • вилок и ложек.

Может выделять химический эстроген и канцероген стирол.

Поликарбонат и остальные пластмассы O, OTHER или ДРУГОЕ, применяют для производства:

  • детских бутылочек,

  • многослойной упаковки,

  • комбинированного пластика,

  • бутылок для воды многоразового употребления.

Может выделять бисфенол А.

 

Вред пластиковой посуды

Проведенные исследования выявили что пластики могут быть опасны для здоровья. Вредные вещества из пластика начинают попадать в пищу уже при самом малом нагреве, а нередко и при комнатной температуре.

Полиэтилентерефталата (PET)

Одноразовые стаканчики и тарелочки для заведений быстрого питания производят из полиэтилентерефталата (ПЭТ). Его запрещается использовать в микроволновке и заполнять горячей едой. У ПЭТ посуды есть срок пригодности – один год, по истечении которого могут начать выделяться вредные вещества, вследствие этого нельзя делать запас такой посудой впрок.

Полистирол (PS)

Полистироловая (PS) посуда также не любит больших температур и предназначена для холодной еды и напитков.

Полипропилен (РР)

Посуда из полипропилена (РР), может выдержать высокие температуры, поэтому в ней можно подогревать пищу в микроволновке. Стаканчик с горячим чаем можно удерживать в руке и не будет горячо. Большим минусом этой посуды можно считать ее нелюбовь к жирам, при соприкасании с ними полипропилен разрушаться и выделяет токсичные вещества.

Поликарбонат (РС)

Поликарбонатная (РС) посуда, самая безопасная и очень практична. На вид она похожа на керамическую или фарфоровую посуду. Поликарбонатная посуда, не бьется и не окисляется. Из нее изготовляют емкости для хранения и формы для выпекания.

Силикон

Силиконовая посуда справится с температурой от –60 до +280 градусов. Из этого материала делают формы для кексов желе и льда. Посуда из силикона мягкая, весьма скользкая и обладает антипригарными свойствами, поэтому ее не надо смазывать перед употреблением.

Бисфенол А и фталаты

Детские бутылочки из поликарбоната вытеснили стеклянные. Но не все знают что, из поликарбоната в жидкости может поступать бисфенол А (BPA), который применяют при производстве поликарбоната.

BPA по влиянию сильно похож на женские половые гормоны, он препятствует работе нормальных гормонов и содействует ожирению, формированию рака груди, заболеванию сердца и диабета. В особенности он опасен для развития половой системы мальчика, когда он находится в животе у мамы.

В США даже запретили использовать детские бутылочки при производстве которых использовали бисфенол.

Три года назад канадскими учеными были высказаны первые предостережения о вреде ВРА. Они доказали, что вещество, используемое в изготовлении посуды из пластика, приводит к видоизменениям в мозгу и подвергает организм риску возникновения рака груди или простаты.

Фталаты тоже необходимо занести в список токсичных веществ, которые могут переходить в жиры из пластиковой посуды. Они придают пластмассам эластичность. Фталаты также токсичны, как бисфенол. Они есть в пленках, в которые упаковывают, колбасу, сыр и иные продукты.

Безопасное использование пластиковой посуды

Принеся продукты из магазина, их нужно незамедлительно из упаковки переложить в стеклянную металлическую или керамическую посуду.

Если и пользоваться дома пластиковой посудой, то лишь только для холодной пищи и воды, так как, при приготовлении кофе или супов вода нагревается до 100° С. А по ГОСТу посуду испытывают при температуре до 75° С, а это означает, что испытания мягче подлинных обстоятельств на кухне.

Для варки и для горячей пищи можно применять только обожженную посуду у которой произошло остекление поверхности, и она стала благодаря этому инертной к пище. Так же пассивно себя ведет нержавейка и стекло.

Просмотр содержимого документа
«Вторая жизнь пластиковой упаковки»

Вторая жизнь пластиковой упаковки.

Практическое применение использованной пластиковой упаковки в деревне Заполье.

Возле Запольской больницы







А вот так утеплил свой дом житель нашей деревни Шлыков И. В.








Теплица из пластиковых бутылок семьи Шмыревых


Кормушки для птиц возле школы.


Победительницы конкурса на лучший подарок маме на 8 Марта

среди учеников начальной и средней школы







Вот такая веселая полянка появилась в школе.















Цветочки изготовили учащиеся начальной школы.






Учащиеся среднего и старшего звена освоили технологию изготовления декоративных бабочек.


На школьном дворе «расцвел» пенечек

Просмотр содержимого документа
«Результаты наших исследований»

Результаты наших исследований.

Планета в пластиковой упаковке

«Оглянитесь вокруг в своём рабочем кабинете, на кухне или в спальне, пластмасса окружает нас всюду. Упаковка наших продуктов питания, одежда, компьютеры, мобильные телефоны, канцелярские принадлежности и, даже, игрушки». Планета в пластиковой упаковке. В том-то и дело. Гниению, а значит, экологически чистой утилизации не подвержен. Отлично горит, но при этом выделяет в атмосферу такое количество вредных веществ, что становится страшно. По мнению экспертов, человек выбрасывает за год до 250 кг бытовых отходов. Около 25% из них составляют пищевые отходы, 5-10% - бумага, 50% - полимеры, остальное приходится на металл, текстиль, резину, стекло и прочий хлам. Классический путь удаления отходов (контейнер - мусоровоз - свалка - рекультивация) сегодня неэффективен и, кроме того, потенциально опасен, поскольку даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником "свалочного газа", стимулирующего парниковый эффект. Несмотря на то что на Западе переработка мусора является прибыльным и выгодным делом, у нас, как оказалось, намного проще закапывать отходы в землю. Но это не может продолжаться бесконечно, поскольку практически все полигоны заполнены на 50-60%.


Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками и пластиковыми упаковками.

Изучая литературу по данной теме мы обнаружили, что:

бумага разлагается в земле в течение 1 месяца,

банановая кожура - 6 месяцев,

шерсть- 1год

деревянные столбы -4 года

бумажные чашки - 5 лет,

крашеное дерево - 13 лет,

консервная банка - 100 лет,

а пластиковая бутылка - от 500 лет до 1000 лет,

а время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет.

Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».

В нашей деревне еще можно сдать стеклянные бутылки в магазине в обмен на деньги, и эти бутылки увозят на переработку и изготовление новых бутылок. А вот с пластиковыми бутылками дело обстоит иначе, их нигде не принимают и зачастую именно они засоряют наши улицы!


Анализ социологического опроса.

Мы провели опрос учащихся нашей школы.

Цель: выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.

В анкетировании приняли участие 48 семей учащихся нашей школы. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

Итоги анкетирования показали следующий результат:

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Да – 38 человек

Нет – 1 человек.

Минеральная вода – 22 человека

Газированная вода, соки, напитки – 20 человек

Подсолнечное масло – 20 человек

Майонез – 7 человек

Кетчуп – 4 человека

Питьевой йогурт – 5 человек

Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.

Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Выбрасываем -29 человек

Сжигаем в печке – 3 человека

Используем в хозяйстве – 14 человек

Закапываем – 2 человека

Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

Для посадки рассады – 14

Для хозяйства – 6 человек

Используем под молоко, квас, варенье – 5 человек

Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 4

Делаем поделки – 3 человека

Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают или сжигают, а используют в домашнем хозяйстве не многие.

Результаты наблюдений.

Изучив полученные данные, мы решили выяснить, кто виноват в том, что на наших улицах валяется так много пластикового мусора. Для начала мы отправились в магазин для того, чтобы изучить количество товаров, выпускаемых в пластиковой упаковке. Результаты впечатлили. В магазине в пластиковой упаковке имеются до 10 видов шампуней разных производителей, жидкое мыло и дезодоранты, 3 сорта растительного масла, несколько видов майонеза, питьевых йогуртов и огромный выбор минеральной, сладкой газированной воды и пива. Это ещё раз подтверждает информацию о том, что пластиковая упаковка очень удобна в использовании.

Мы подсчитали количество брошенных бутылок на тех улицах, где мы часто ходим. Получили следующий результат:

ул. Советская – от школы до магазина - 18 бутылок

ул. Советская – от нашего дома до школы – 6 бутылок

Вдоль центральной дороги– 39 бутылок, так как в овраг, тянущийся вдоль всей улицы, местные жители сбрасывают весь мусор и не задумываются об установке мусорных контейнеров.

В основном брошенные бутылки были от минеральной или газированной воды, от пива, редко из-под растительного масла. Вывод: жители нашего села, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают за территорию своей усадьбы, не беспокоясь о чистоте улиц, поэтому вдоль дорог нашего села так много пластикового мусора.


Цифры и факты

- По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб.

- Переработка 1 тонны пластика позволяет сэкономить 750 кг нефти.

- Рациональная организация переработки твердых бытовых отходов (ТБО) дает возможность использовать до 90% продуктов утилизации в строительной индустрии, например, в качестве заполнителя бетонных блоков.

- Переработав 670 алюминиевых банок, можно изготовить велосипед.

- Переработка 1 кг алюминия позволяет сэкономить 8 кг бокситов и 14 кВт·ч электричества.

- При сгорании 5 тонн мусора выделяют столько же тепла, сколько 2 тонны угля или 1 тонна жидкого топлива.





Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по использованию пластиковых бутылок»







Рекомендации по использованию пластиковых бутылок.

















Рекомендации по использованию пластиковых бутылок.

1. Пластиковая емкость для воды круп и жидкостей.
2. Из пластика бутылки можно построить теплоизоляционную стенку, дом, теплицу и др. сооружения.
3. У бутылки можно обрезать дно и использовать как лейку.
4. Обрезать горлышко пластиковой бутылки и использовать как горшок для цветов, рассады.
5. Пластиковая бутылка может быть поплавком рыболовной сети.
6. В пластиковой бутылке можно очищать и дезинфицировать воду.
7. Пластик от бутылки можно использовать в качестве "стекла" и сделать полупрозрачное окно.
8. Из пластиковой бутылки получается отличный рукомойник.
9. Отрезанная пластиковая бутылка может стать совком для сыпучих продуктов и материалов.
10. Если отрезать часть пластиковой бутылки, то она превратится в кружку, контейнер (тарелку) для продуктов, вазу или универсальную емкость.
11. Из большого количества пластиковых бутылок можно соорудить плот, простой и надежный, быстрого изготовления или даже целый остров.
12. Также можно сделать спасательный круг или спасательный жилет из бутылок.
13. Если отрезать дно пластиковой бутылки и приделать ручку, то получится замечательный рупор.
14. Бутылка может быть грелкой с горячей водой.
15. Подсвечник, настольный фонарь.
16. Если в крышке бутылки проделать несколько отверстий, то получится брызгалка или поливалка. Очень удобная вещь при жарке шашлыка на мангале.
17. Если в крышку бутылки вставить небольшую трубку, получится масленка, которая поможет заправить емкости находящиеся в труднодоступных местах (коробки передач, элементы трансмиссии)
18. Хоть это и не просто, но из пластиковой бутылки возможно изготовить самодельный глушитель для огнестрельного оружия.
19. Если в пластиковую бутылку насыпать камушков, получится погремушка, которую можно подвесить на веревку по периметру охраняемого участка.
20. Термос (если в одну пластиковую бутылку вставить другую, поменьше, и между ними проложить пенопласт газеты материю и т.д.). Для сохранения температуры наполненной пластиковой бутылки, можно просто плотно обмотать её в несколько слоев газетой или гофрокартоном.
21. Часто пластиковые бутылки используют как мишень (для попадания разными средствами поражения, камнями, стрелами и т.п.). В отличие от стеклянных после поражения этой мишени не остается осколков.
22. Можно сделать небольшие гантели, если наполнить бутылку дробью, мелкими гайками и болтами или же просто мокрым песком.
23. Если в бутылку налить воды, то можно использовать ее, как скалку для теста.
24. Из пластиковых бутылок получаются замечательные теплички для укоренения растений или для поддержания повышенной влажности разных мелких сеянцев и саженцев.
25. Водонепроницаемая ёмкость для хранения и переноса спичек , сухого горючего, и других не водостойких предметов также может быть сделана из пластиковой бутылки.
26. Можно смастерить кормушку для птиц или животных.
27. Пластиковую бутылку, при определенных условиях, можно использовать в качестве электрического изолятора.
28. Также можно изготовить ловушки для мелкой рыбы, раков, грызунов.
29. Сделать защитные очки или даже целую маску, уберечь лицо и глаза от пыли, летящих частиц, насекомых.
30. На бутылках можно переночевать на холодной почве. Или же просто использовать бутылку в качестве подушки.
31. Кажется невероятным, но в пластиковой бутылке можно кипятить воду на костре.
32. Из больших пластиковых фляг можно сделать простейшую обувь для защиты ступней.



Просмотр содержимого документа
«ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕСТНОСТИ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕСТНОСТИ

Цель работы. Выбор идей для создания школьной бизнес-компании, основным видом предпринимательской деятельности которой является защита природы Витебского района.

1.Вводная часть.

Цели проекта на данном этапе работы:

  • комплексная оценка экологического состояния местности, населенного пункта, школы и пришкольной территории,

  • выявление существующих проблем,

  • выбор приоритетных направлений деятельности,

  • обоснование предложения для школьного эколого-ориентированного бизнеса.

2. Месторасположение школы и его краткая характеристика



2.1. Адрес школы

211336 Витебская область, Витебский район, д. Заполье, ул. Советская, д. 1



2.2. Природно-климатическая характеристика местности, в которой находится школа.



Деревня Заполье находится на 55°30´00´´северной широты, 30°46´00´´восточной долготы; высота над уровнем моря – 146 метров; часовой пояс – UTC+3.



Рельеф местности и почвы.

Деревня Заполье расположена в северо-восточной части Витебского района в Суражской низине. Поверхность местности холмисто-равнинная и имеет общий уклон с северо-востока на юго-запад.

Суражская низина расположена на северо-востоке Витебского района. Простирается с запада на восток на 55 км, а с севера на юг - на 50 км. В геоструктурном отношении низина приурочена к Оршанской впадине. Кристаллический фундамент погружен на 1200-1400 м ниже уровня моря. Коренные породы представлены девонскими доломитами, мергелями, глинами. Для антропогенного ложа характерны ложбины ледникового выпахивания и размыва. Они выявлены в долине р. Усвячи, которая протекает по территории деревни Заполье. Современная поверхность низины выровненная, с глубиной расчленения не более 5-10 м/км2, лишь вблизи глубоких речных долин и озерных котловин она увеличивается до 30 м/км2. Густота расчленения - до 0,3 км/км2. Суражская низина образована на месте приледникового озера, подпруженного Витебской возвышенностью, а позже спущенного Западной Двиной. Абсолютные высоты здесь достигают 150-165 м. Ровная поверхность разнообразится эоловыми холмами, серповидными дюнами, дюнно-бугристыми формами. Их относительные высоты достигают 10-15 м, длина 0,2-0,4 км. Плосковолнистая поверхность расчленена ложбинами стока, вытянутыми с северо-востока на юго-запад. Ширина таких желобов достигает 300 м, а глубина вреза 20-25 м. Нередко встречаются термокарстовые западины, камовые холмы, а также эоловые формы в виде дюнно-бугристого рельефа.



Климат и воды.



Климат обусловлен расположением территории в умеренном поясе, относительным удалением от океана и определяется как умерено-континентальный, переходной от морского до континентального. Количество солнечной радиации определяется местоположением (55°30´00´´северной широты, 30°46´00´´восточной долготы) и режимом облачности, свойственной данной местности. Годовой приход суммарной солнечной радиации изменяется от 33 МДж/м2 до 629 МДж/м2. Годовой радиационный баланс положительный и составляет 1440 МДж/м2, но с ноября по февраль он имеет отрицательные значения. Циркуляция атмосферы вызывает всегда изменения воздушных масс. Местонахождения деревни в умеренных широтах объясняет превосходство в тропосфере западного переноса, что приводит к частым образованиям, богатых влажностью морских воздушных масс. Ослабление зонального переноса приводит к увеличению воздействия континентальных воздушных масс, которые приходят с востока, северо-востока. Значительно реже достигает территории тропический воздух. Его проникновения приводит до быстрого и значительного повышения температуры, особенно весной и в начале осени. Термический режим определяется положительной среднегодовой температурой и составляет 5º С. В зимние месяцы, когда приход солнечной радиации сравнительно небольшой, основным климатообразующим фактором является циркуляция атмосферы. Чередование влажных и теплых воздушных масс с Атлантики, и холодных континентальных воздушных масс, которые приходят с востока, образуют неустойчивый характер зимы. Декабрь самый теплый месяц зимы, несмотря на то, что в это время минимальные: высота солнца над горизонтом, величина приходной солнечной радиации и протяженность солнечного сияния. Воздух продолжает согревать свободная от снегового покрова еще неостывшая подстилающая поверхность. Больше тепла, чем в следующие месяцы приносят воздушные массы, образованные над водной поверхностью Атлантики, которые постепенно охлаждаются. Средняя температура января составляет -7,1ºС Абсолютный минимум -41° Весной идет возрастание температуры и каждый последующий месяц теплее предыдущего. Это объясняется возрастанием продолжительности дня, высотой солнца над горизонтом и количеством приходной радиации. Возрастает величина радиационного баланса. В летнее время уменьшается циклическая деятельность в умеренных широтах. Преобладание малооблачности обуславливает решающее влияние солнечной радиации на формирование климата. Это приводит до широтного распределения температуры, увеличения роли теплообмена с земной поверхностью. Достигает максимума протяженность солнечного дня и величина радиационного баланса. С июля начинает уменьшается количество солнечной радиации. Осенью отмечается понижения высоты солнца над горизонтом. Радиационный баланс уменьшается. В это время изменяется барическое поля атмосферы. Возрастает давление, усиливается циклическая деятельность. Ветровой режим обусловлен общей циркуляцией атмосферы. В зимнее время преобладает юго-западное направление, в летнее северо-западное. Скорость ветра возрастает в холодное время года и минимальна летом

Годовое количество осадков на территории местности составляет около 660 мм. Наибольшее количество наблюдается в летний период. Зимние осадки образуют снежный покров. Высота снежного покрова составляет 25-50 см. Количество дней со снежным покровом от 100-120 дней. Относительная влажность воздуха высокая. В зимний и осенний период она превышает 80%

По территории деревни протекает река Усвяча –правый приток Западной Березины. Длина реки на территории Заполья 4.5 км. Долина трапецеобразная. Пойма двусторонняя. Русло реки извилист



Почвенно – растительный покров и животный мир



Согласно почвенно-географическому районированию наша местность входит в состав северной почвенной провинции. Преобладающими почвообразующими породами на территории являются отложения антропогенновой системы, которые сплошным чехлом перекрывают образования более древних эпох. Наиболее распространены ледниковые отложения (озерно-ледниковые, маренные, водно-ледниковые). Дерново-подзолистые почвы занимают 43,6%. Они развиваются на всех почвообразующих породах, в очень разнообразных условиях. Они формируются под широколиственно-еловыми и широколиственно-хвойными лесами в условиях промывного водного режима, особенностью которого является отсутствие постоянного стока влажности с проникновением ее до грунтовых вод. Сквозное промывание почвенной толщи происходит весной и частично осенью, в период дождей. Дерново-подзолистые заболоченные почвы занимают 19%. Пойменные дерново-болотные почвы занимают 3,5%. Развиваются под луговой растительностью на аллювии разного механического состава. Генетический профиль наиболее развит в центральной части поймы, где они формируются на зернистом суглинистом аллювии. В пределах прирусловой поймы образуются преимущественно неразвитые или слаборазвитые почвы на слоистом песчаном аллювии. Профиль их слабо дифференцирован на генетические горизонты. Торфяно-болотные почвы развиваются в условиях болотного почвообразовательного процесса при избыточном увлажнении атмосферными или грунтовыми водами, они занимают 4,3% территории. Механический состав почв достаточно разнообразный, однако среди пахотных угодий преобладают породы суглинистые 77,2%, супесчаные 15,6%, песчаные 2,9%, торфяные 4,3%



Современный облик растительности сформировался в голоцене, после отступания последнего, поозерского, оледенения. Лесная растительность на территории района занимает 80%. Лесные формации образуют сосна, ель, дуб, береза бородавчатая и пушистая, осина, ольха черная и серая, ясень, граб, изредка — липа мелколистная и клен остролистный Леса классифицируются по структуре, сложению ярусов растительности, обилию и составу тех или иных видов деревьев, кустарников, трав и мхов.

Преобладающая лесная формация — сосновые леса; на их долю приходится 33% всех лесов. Леса с преобладанием ели занимают 18 % лесопокрытой площади. Широколиственные леса занимают небольшую площадь. Мелколиственные леса представлены производными (вторичными) березняками, осинниками и ольшаниками. Береза и осина очень светолюбивы, поэтому в лесу их рано или поздно вытесняют другие растения, особенно, хвойные. На сухих водораздельных пространствах преобладает береза бородавчатая, на пониженных — береза пушистая.

Важнейшие особенности лугов определяют злаковые. Суходольные луга приурочены к повышенным элементам рельефа водоразделов и надпойменных террас и увлажняются преимущественно атмосферными осадками. На абсолютных суходолах растут крайние сухолюбы: из злаков — овсяница овечья, ястребинка волосистая, чабрец. мятлик обыкновенный. В разнотравье преобладают лютики, лапчатки, манжетки, и др. Низинные луга приурочены к пониженным элементам рельефа водоразделов и надпойменных террас и увлажняются атмосферными осадками и грунтовыми водами, часто закустарены ольхой черной, березой пушистой, ивами. Травостои состоят из злаковых (щучка, полевицы собачья, белая, вейник сероватый, манники большой и наплывающий), осок (дернистая, вздутая, черная, пузырчатая,) со значительным участием болотного разнотравья (лютик, раковая шейка, хвощ болотный, калужница и др.). Обычно хорошо развит моховой покров. Более продуктивны и ценны по видовому составу травостоя пойменные (заливные) луга. Они занимают 7,2%.

Развитие животного мира происходило в течение длительного времени в тесной связи с формированием рельефа, климата, растительности. Наиболее богата и разнообразна по составу фауна широколиственных и смешанных лесов, хвойные леса значительно беднее. Типичные представители фауны зоны широколиственных и смешанных лесов — дикий кабан, косуля, благородный олень. Дикий кабан придерживается заболоченных мест, живет по берегам водоемов. Косуля любит разреженные, изобилующие высокотравными полянами, перелесками, зарослями кустарников леса. Обычен в лесах и типичный житель тайги — лось, встречается небольшими стадами по 3—5 голов, кормом ему служит кора и побеги различных деревьев и кустарников, травы. На него разрешена охота по лицензиям. Встречается енотовидная собака, ставшая довольно обычным видом елово-широколиственных лесов. Из других хищных животных обитают барсук, бурый медведь (охраняемые виды), волк, лисица, горностай, рысь, но встречаются они не часто, исключая лисицу. В бассейне реки Усвяча встречается бобр. Мышевидные грызуны (полевая мышь, лесная, желтогорлая) являются типичными обитателями широколиственных и смешанных лесов, встречаются и в хвойных лесах. В лесу, имеющих густую подстилку, много насекомоядных: обыкновенный крот, обыкновенный еж. В густых молодых сосняках обычен заяц. Из промысловых видов наиболее важные глухарь, тетерев и рябчик. Глухарь обитает в болотистых хвойных и смешанных лесах, тетерев предпочитает заболоченные смешанные леса, поляны, опушки, рябчик живет в различных лесах. В широколиственных и хвойных лесах распространены дрозды. В лесах можно встретить ястреба-тетеревятника, ястреба-перепелятника, черного коршуна, реже большого и малого подорликов, змееяда. Из пресмыкающихся в лесах встречаются гадюка, уж, прыткая и живородящая ящерицы. Из земноводных на сырых участках леса многочисленны остромордая и травяная лягушки. Богат лес различными видами насекомых: пильщики, жуки-короеды, майский жук, жук-олень, связанный с дубовыми насаждениями, жуки-дровосеки, большой сосновый слоник, шелкопряды. Многие насекомые — опасные вредители древесных пород.



2.3. Эколого-экономическая характеристика населенного пункта

Деревня Заполье - центр Запольского сельского совета, расположена в 60 км к северо - востоку от города Витебска, 67 км от ж.-д. вокзала. Через деревню проходит автодорога, ходит рейсовый автобус Витебск - Шлыки

В деревне Заполье расположено 75 домохозяйств, проживает 174 человека, их них: 40 детей, 87- трудоспособное население, 48 – пенсионеры.

Территория Запольского сельского совета является сельхоз отделением ОАО Витебской бройлерной фабрики. На территории Заполья также действуют:

Запольское лесничество;

Государственное учреждение образования «Запольская детский – сад средняя школа»;

Сельская библиотека,



Запольская больница;

Ильинская церковь;

Магазин.

Объектом республиканского значения является Запольский биологический заказник. Основан в 1979 году как заказник – клюквенник, с 2007 года – биологический заказник с целью сохранения и рационального использования ценных лесоболотных экологических систем, мест произрастания клюквы болотной, а также животных и растений, занесенных в Красную книгу Беларуси. Общая площадь 794, 4 га. Заказник располагается на верховом болоте со значительными минеральными участками.



На территории деревни Заполье находится Братская могила советских воинов, партизан и жертв фашизма;



памятник «Витебские ворота» в память о боевых действиях советских воинов, партизан в Великую Отечественную войну.



2.4. Характеристика микрорайона, в котором расположена школа


1976 год - начало истории Запольской средней школы Витебского района Витебской области (новое кирпичное трехэтажное здание школы было введено в строй в сентябре 1976 года, проектная возможность - 392 ученических мест).


Школа находится в живописном месте в начале деревни Заполье. В 50 метрах от школы находится автодорога. В среднем по ней проезжает от 6 до 12 машин в час.


К территории школы прилегает березовый лесопарк.


Частные жилые дома находятся на расстоянии 50 – 60 метров. На расстоянии 100 метров от школы находится центральная котельная, которая обеспечивает теплом школу, детский сад и прилежащие жилые дома. Естественного освещения достаточно, шумовая нагрузка минимальная, посторонних запахов не наблюдается. Экологическое состояние на территории района расположения школы удовлетворительное

3. Характеристика пришкольного участка

Общая площадь пришкольного участка: 0.5 га.

Из них

- общая площадь школьного здания – 3339 м²;

- спортгородок – 10, 496 м²;

- футбольное поле -2520 м²;

- волейбольная площадка - 162 м²;

- баскетбольная площадка - 338 м²;

- беговая дорожка - 180 м²;

- яма для прыжков – 14,58 м²;

- площадь земельного участка с декоративными насаждениями - 326 м²;

- газоны, сад - 468 м²;

- усовершенствованное покрытие (асфальт) - 1855,8 м²;

- неусовершенствованное покрытие – 14045,7 м²;

- без покрытия – 145,5 м².



Озелененность пришкольной территории

На пришкольной территории произрастают: береза – 22 шт., осина – 3 шт., липа – 7 шт., сосна – 1 шт., рябина – 3 шт., яблоня – 1 шт., сибирский кедр – 1 шт., монжурский орех – 2 шт., ель – 1 шт., черемуха – 4 шт., барбарис – 2 шт., сирень – 38 шт.

Территория школы защищена от неблагоприятных воздействий внешних факторов среды (выхлопных газов транспорта, запыленности, шума, неприятных запахов).

4. Выбор и обоснование приоритетных направлений деятельности

Актуальность

С приходом весны особую актуальность приобретает наведение порядка на земле.

Мы живем в сельской местности в деревне Заполье Витебского района, находящейся в 65 километрах от города. На территории деревни находится 6 контейнеров для мусора на 75 дворов, что крайне мало, да и вывоз мусора осуществляется не регулярно. Вот и получаются такие мини - свалки по деревне, которые портят общий вид.


Большое количество мусора, а особенно пустых пластиковых бутылок, пластиковых одноразовых стаканчиков, тарелочек, полиэтиленовых пакетов, бумаги, картонных коробок на улицах нашей деревни заставило нас задуматься над вопросом как решить данную проблему.

Проблема: улицы нашей деревни, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки, пластиковые одноразовые стаканчики, полиэтиленовые пакеты, бумага, картон.

Данная проблема существует ежегодно и вот уже 2 года мы пытаемся ее решить. Для этого мы разработали проект «Вторичное использование пластика и бумаги»

Целью данного проекта было: выявить условия и способы вторичного использования пластиковых бутылок, пластиковых стаканчиков, тарелочек, полиэтиленовых пакетов, бумаги, картона.

Для себя мы поставили следующие задачи

  • изучить химические свойства изделий из пластика, полиэтилена, бумаги;

  • разработать рекомендации по вторичному применению пластиковых бутылок, одноразовой пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов, старых газет, журналов;

  • провести школьный конкурс на лучшую поделку из пластика и бумажной лозы.

Мы применяли следующие методы исследования:

* изучение литературных источников; интернет - ресурсов

* эксперимент;

* социологический опрос;

* наблюдение.

Значимость и прикладная ценность данного проекта была в том, чтобы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей.

Результат нашей работы.

В результате проделанной работы мы выяснили, когда появились пластиковые упаковки и полиэтиленовые пакеты. Они удобны в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимают всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после использования.

Поработав в кабинете химии, мы узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе.

Наши наблюдения и проведённый конкурс показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке, старым журналам, газетам, картонным упаковкам.

Не секрет, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Мы нашли много применений бытовым отходам из пластиковой упаковки, бумажных трубочек.

По результатам нашего исследования мы провели следующие мероприятия:


1.Выступили с результатами нашего исследования перед учащимися нашей школы, жителями деревни, чтобы ещё раз обратить внимание на проблему мусора в наших деревнях и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашей местности.

2.Создали памятку для жителей деревни «Рекомендации по использованию пластиковых бутылок».

3.Создали 2 буклета «Фантазии из пластика», «Полезные плетенки».

4.Провели конкурс поделок, полезных и необычных на территории школы и деревни.

5.По просьбе учащихся и их родителей в школе организовано объединение дополнительного образования «Бумажные фантазии».

6.Постоянное участие в школьных и районных ярмарках, конкурсах.



Поэтому выбирая идею для создания школьной бизнес - компании мы решили остановиться на изготовлении сувениров, предметов интерьера и домашнего обихода из бумажной лозы и пластика.

Для воплощения этой идеи у нас есть:

- знания, опыт, потенциал;

- помещения;

- оборудование;

- доступность и близость источников сырья;

Наша школьная бизнес - идея, исходит из минимальных затрат времени и финансов.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!