ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕСТНОСТИ
Цель работы. Выбор идей для создания школьной бизнес-компании, основным видом предпринимательской деятельности которой является защита природы Витебского района.
1.Вводная часть.
Цели проекта на данном этапе работы:
комплексная оценка экологического состояния местности, населенного пункта, школы и пришкольной территории,
выявление существующих проблем,
выбор приоритетных направлений деятельности,
обоснование предложения для школьного эколого-ориентированного бизнеса.
2. Месторасположение школы и его краткая характеристика
2.1. Адрес школы
211336 Витебская область, Витебский район, д. Заполье, ул. Советская, д. 1
2.2. Природно-климатическая характеристика местности, в которой находится школа.
Деревня Заполье находится на 55°30´00´´северной широты, 30°46´00´´восточной долготы; высота над уровнем моря – 146 метров; часовой пояс – UTC+3.
Рельеф местности и почвы.
Деревня Заполье расположена в северо-восточной части Витебского района в Суражской низине. Поверхность местности холмисто-равнинная и имеет общий уклон с северо-востока на юго-запад.
Суражская низина расположена на северо-востоке Витебского района. Простирается с запада на восток на 55 км, а с севера на юг - на 50 км. В геоструктурном отношении низина приурочена к Оршанской впадине. Кристаллический фундамент погружен на 1200-1400 м ниже уровня моря. Коренные породы представлены девонскими доломитами, мергелями, глинами. Для антропогенного ложа характерны ложбины ледникового выпахивания и размыва. Они выявлены в долине р. Усвячи, которая протекает по территории деревни Заполье. Современная поверхность низины выровненная, с глубиной расчленения не более 5-10 м/км2, лишь вблизи глубоких речных долин и озерных котловин она увеличивается до 30 м/км2. Густота расчленения - до 0,3 км/км2. Суражская низина образована на месте приледникового озера, подпруженного Витебской возвышенностью, а позже спущенного Западной Двиной. Абсолютные высоты здесь достигают 150-165 м. Ровная поверхность разнообразится эоловыми холмами, серповидными дюнами, дюнно-бугристыми формами. Их относительные высоты достигают 10-15 м, длина 0,2-0,4 км. Плосковолнистая поверхность расчленена ложбинами стока, вытянутыми с северо-востока на юго-запад. Ширина таких желобов достигает 300 м, а глубина вреза 20-25 м. Нередко встречаются термокарстовые западины, камовые холмы, а также эоловые формы в виде дюнно-бугристого рельефа.
Климат и воды.
Климат обусловлен расположением территории в умеренном поясе, относительным удалением от океана и определяется как умерено-континентальный, переходной от морского до континентального. Количество солнечной радиации определяется местоположением (55°30´00´´северной широты, 30°46´00´´восточной долготы) и режимом облачности, свойственной данной местности. Годовой приход суммарной солнечной радиации изменяется от 33 МДж/м2 до 629 МДж/м2. Годовой радиационный баланс положительный и составляет 1440 МДж/м2, но с ноября по февраль он имеет отрицательные значения. Циркуляция атмосферы вызывает всегда изменения воздушных масс. Местонахождения деревни в умеренных широтах объясняет превосходство в тропосфере западного переноса, что приводит к частым образованиям, богатых влажностью морских воздушных масс. Ослабление зонального переноса приводит к увеличению воздействия континентальных воздушных масс, которые приходят с востока, северо-востока. Значительно реже достигает территории тропический воздух. Его проникновения приводит до быстрого и значительного повышения температуры, особенно весной и в начале осени. Термический режим определяется положительной среднегодовой температурой и составляет 5º С. В зимние месяцы, когда приход солнечной радиации сравнительно небольшой, основным климатообразующим фактором является циркуляция атмосферы. Чередование влажных и теплых воздушных масс с Атлантики, и холодных континентальных воздушных масс, которые приходят с востока, образуют неустойчивый характер зимы. Декабрь самый теплый месяц зимы, несмотря на то, что в это время минимальные: высота солнца над горизонтом, величина приходной солнечной радиации и протяженность солнечного сияния. Воздух продолжает согревать свободная от снегового покрова еще неостывшая подстилающая поверхность. Больше тепла, чем в следующие месяцы приносят воздушные массы, образованные над водной поверхностью Атлантики, которые постепенно охлаждаются. Средняя температура января составляет -7,1ºС Абсолютный минимум -41° Весной идет возрастание температуры и каждый последующий месяц теплее предыдущего. Это объясняется возрастанием продолжительности дня, высотой солнца над горизонтом и количеством приходной радиации. Возрастает величина радиационного баланса. В летнее время уменьшается циклическая деятельность в умеренных широтах. Преобладание малооблачности обуславливает решающее влияние солнечной радиации на формирование климата. Это приводит до широтного распределения температуры, увеличения роли теплообмена с земной поверхностью. Достигает максимума протяженность солнечного дня и величина радиационного баланса. С июля начинает уменьшается количество солнечной радиации. Осенью отмечается понижения высоты солнца над горизонтом. Радиационный баланс уменьшается. В это время изменяется барическое поля атмосферы. Возрастает давление, усиливается циклическая деятельность. Ветровой режим обусловлен общей циркуляцией атмосферы. В зимнее время преобладает юго-западное направление, в летнее северо-западное. Скорость ветра возрастает в холодное время года и минимальна летом
Годовое количество осадков на территории местности составляет около 660 мм. Наибольшее количество наблюдается в летний период. Зимние осадки образуют снежный покров. Высота снежного покрова составляет 25-50 см. Количество дней со снежным покровом от 100-120 дней. Относительная влажность воздуха высокая. В зимний и осенний период она превышает 80%
По территории деревни протекает река Усвяча –правый приток Западной Березины. Длина реки на территории Заполья 4.5 км. Долина трапецеобразная. Пойма двусторонняя. Русло реки извилист
Почвенно – растительный покров и животный мир
Согласно почвенно-географическому районированию наша местность входит в состав северной почвенной провинции. Преобладающими почвообразующими породами на территории являются отложения антропогенновой системы, которые сплошным чехлом перекрывают образования более древних эпох. Наиболее распространены ледниковые отложения (озерно-ледниковые, маренные, водно-ледниковые). Дерново-подзолистые почвы занимают 43,6%. Они развиваются на всех почвообразующих породах, в очень разнообразных условиях. Они формируются под широколиственно-еловыми и широколиственно-хвойными лесами в условиях промывного водного режима, особенностью которого является отсутствие постоянного стока влажности с проникновением ее до грунтовых вод. Сквозное промывание почвенной толщи происходит весной и частично осенью, в период дождей. Дерново-подзолистые заболоченные почвы занимают 19%. Пойменные дерново-болотные почвы занимают 3,5%. Развиваются под луговой растительностью на аллювии разного механического состава. Генетический профиль наиболее развит в центральной части поймы, где они формируются на зернистом суглинистом аллювии. В пределах прирусловой поймы образуются преимущественно неразвитые или слаборазвитые почвы на слоистом песчаном аллювии. Профиль их слабо дифференцирован на генетические горизонты. Торфяно-болотные почвы развиваются в условиях болотного почвообразовательного процесса при избыточном увлажнении атмосферными или грунтовыми водами, они занимают 4,3% территории. Механический состав почв достаточно разнообразный, однако среди пахотных угодий преобладают породы суглинистые 77,2%, супесчаные 15,6%, песчаные 2,9%, торфяные 4,3%
Современный облик растительности сформировался в голоцене, после отступания последнего, поозерского, оледенения. Лесная растительность на территории района занимает 80%. Лесные формации образуют сосна, ель, дуб, береза бородавчатая и пушистая, осина, ольха черная и серая, ясень, граб, изредка — липа мелколистная и клен остролистный Леса классифицируются по структуре, сложению ярусов растительности, обилию и составу тех или иных видов деревьев, кустарников, трав и мхов.
Преобладающая лесная формация — сосновые леса; на их долю приходится 33% всех лесов. Леса с преобладанием ели занимают 18 % лесопокрытой площади. Широколиственные леса занимают небольшую площадь. Мелколиственные леса представлены производными (вторичными) березняками, осинниками и ольшаниками. Береза и осина очень светолюбивы, поэтому в лесу их рано или поздно вытесняют другие растения, особенно, хвойные. На сухих водораздельных пространствах преобладает береза бородавчатая, на пониженных — береза пушистая.
Важнейшие особенности лугов определяют злаковые. Суходольные луга приурочены к повышенным элементам рельефа водоразделов и надпойменных террас и увлажняются преимущественно атмосферными осадками. На абсолютных суходолах растут крайние сухолюбы: из злаков — овсяница овечья, ястребинка волосистая, чабрец. мятлик обыкновенный. В разнотравье преобладают лютики, лапчатки, манжетки, и др. Низинные луга приурочены к пониженным элементам рельефа водоразделов и надпойменных террас и увлажняются атмосферными осадками и грунтовыми водами, часто закустарены ольхой черной, березой пушистой, ивами. Травостои состоят из злаковых (щучка, полевицы собачья, белая, вейник сероватый, манники большой и наплывающий), осок (дернистая, вздутая, черная, пузырчатая,) со значительным участием болотного разнотравья (лютик, раковая шейка, хвощ болотный, калужница и др.). Обычно хорошо развит моховой покров. Более продуктивны и ценны по видовому составу травостоя пойменные (заливные) луга. Они занимают 7,2%.
Развитие животного мира происходило в течение длительного времени в тесной связи с формированием рельефа, климата, растительности. Наиболее богата и разнообразна по составу фауна широколиственных и смешанных лесов, хвойные леса значительно беднее. Типичные представители фауны зоны широколиственных и смешанных лесов — дикий кабан, косуля, благородный олень. Дикий кабан придерживается заболоченных мест, живет по берегам водоемов. Косуля любит разреженные, изобилующие высокотравными полянами, перелесками, зарослями кустарников леса. Обычен в лесах и типичный житель тайги — лось, встречается небольшими стадами по 3—5 голов, кормом ему служит кора и побеги различных деревьев и кустарников, травы. На него разрешена охота по лицензиям. Встречается енотовидная собака, ставшая довольно обычным видом елово-широколиственных лесов. Из других хищных животных обитают барсук, бурый медведь (охраняемые виды), волк, лисица, горностай, рысь, но встречаются они не часто, исключая лисицу. В бассейне реки Усвяча встречается бобр. Мышевидные грызуны (полевая мышь, лесная, желтогорлая) являются типичными обитателями широколиственных и смешанных лесов, встречаются и в хвойных лесах. В лесу, имеющих густую подстилку, много насекомоядных: обыкновенный крот, обыкновенный еж. В густых молодых сосняках обычен заяц. Из промысловых видов наиболее важные глухарь, тетерев и рябчик. Глухарь обитает в болотистых хвойных и смешанных лесах, тетерев предпочитает заболоченные смешанные леса, поляны, опушки, рябчик живет в различных лесах. В широколиственных и хвойных лесах распространены дрозды. В лесах можно встретить ястреба-тетеревятника, ястреба-перепелятника, черного коршуна, реже большого и малого подорликов, змееяда. Из пресмыкающихся в лесах встречаются гадюка, уж, прыткая и живородящая ящерицы. Из земноводных на сырых участках леса многочисленны остромордая и травяная лягушки. Богат лес различными видами насекомых: пильщики, жуки-короеды, майский жук, жук-олень, связанный с дубовыми насаждениями, жуки-дровосеки, большой сосновый слоник, шелкопряды. Многие насекомые — опасные вредители древесных пород.
2.3. Эколого-экономическая характеристика населенного пункта
Деревня Заполье - центр Запольского сельского совета, расположена в 60 км к северо - востоку от города Витебска, 67 км от ж.-д. вокзала. Через деревню проходит автодорога, ходит рейсовый автобус Витебск - Шлыки
В деревне Заполье расположено 75 домохозяйств, проживает 174 человека, их них: 40 детей, 87- трудоспособное население, 48 – пенсионеры.
Территория Запольского сельского совета является сельхоз отделением ОАО Витебской бройлерной фабрики. На территории Заполья также действуют:
Запольское лесничество;
Государственное учреждение образования «Запольская детский – сад средняя школа»;
Сельская библиотека,
Запольская больница;
Ильинская церковь;
Магазин.
Объектом республиканского значения является Запольский биологический заказник. Основан в 1979 году как заказник – клюквенник, с 2007 года – биологический заказник с целью сохранения и рационального использования ценных лесоболотных экологических систем, мест произрастания клюквы болотной, а также животных и растений, занесенных в Красную книгу Беларуси. Общая площадь 794, 4 га. Заказник располагается на верховом болоте со значительными минеральными участками.
На территории деревни Заполье находится Братская могила советских воинов, партизан и жертв фашизма;
памятник «Витебские ворота» в память о боевых действиях советских воинов, партизан в Великую Отечественную войну.
2.4. Характеристика микрорайона, в котором расположена школа
1976 год - начало истории Запольской средней школы Витебского района Витебской области (новое кирпичное трехэтажное здание школы было введено в строй в сентябре 1976 года, проектная возможность - 392 ученических мест).
Школа находится в живописном месте в начале деревни Заполье. В 50 метрах от школы находится автодорога. В среднем по ней проезжает от 6 до 12 машин в час.
К территории школы прилегает березовый лесопарк.
Частные жилые дома находятся на расстоянии 50 – 60 метров. На расстоянии 100 метров от школы находится центральная котельная, которая обеспечивает теплом школу, детский сад и прилежащие жилые дома. Естественного освещения достаточно, шумовая нагрузка минимальная, посторонних запахов не наблюдается. Экологическое состояние на территории района расположения школы удовлетворительное
3. Характеристика пришкольного участка
Общая площадь пришкольного участка: 0.5 га.
Из них
- общая площадь школьного здания – 3339 м²;
- спортгородок – 10, 496 м²;
- футбольное поле -2520 м²;
- волейбольная площадка - 162 м²;
- баскетбольная площадка - 338 м²;
- беговая дорожка - 180 м²;
- яма для прыжков – 14,58 м²;
- площадь земельного участка с декоративными насаждениями - 326 м²;
- газоны, сад - 468 м²;
- усовершенствованное покрытие (асфальт) - 1855,8 м²;
- неусовершенствованное покрытие – 14045,7 м²;
- без покрытия – 145,5 м².
Озелененность пришкольной территории
На пришкольной территории произрастают: береза – 22 шт., осина – 3 шт., липа – 7 шт., сосна – 1 шт., рябина – 3 шт., яблоня – 1 шт., сибирский кедр – 1 шт., монжурский орех – 2 шт., ель – 1 шт., черемуха – 4 шт., барбарис – 2 шт., сирень – 38 шт.
Территория школы защищена от неблагоприятных воздействий внешних факторов среды (выхлопных газов транспорта, запыленности, шума, неприятных запахов).
4. Выбор и обоснование приоритетных направлений деятельности
Актуальность
С приходом весны особую актуальность приобретает наведение порядка на земле.
Мы живем в сельской местности в деревне Заполье Витебского района, находящейся в 65 километрах от города. На территории деревни находится 6 контейнеров для мусора на 75 дворов, что крайне мало, да и вывоз мусора осуществляется не регулярно. Вот и получаются такие мини - свалки по деревне, которые портят общий вид.
Большое количество мусора, а особенно пустых пластиковых бутылок, пластиковых одноразовых стаканчиков, тарелочек, полиэтиленовых пакетов, бумаги, картонных коробок на улицах нашей деревни заставило нас задуматься над вопросом как решить данную проблему.
Проблема: улицы нашей деревни, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки, пластиковые одноразовые стаканчики, полиэтиленовые пакеты, бумага, картон.
Данная проблема существует ежегодно и вот уже 2 года мы пытаемся ее решить. Для этого мы разработали проект «Вторичное использование пластика и бумаги»
Целью данного проекта было: выявить условия и способы вторичного использования пластиковых бутылок, пластиковых стаканчиков, тарелочек, полиэтиленовых пакетов, бумаги, картона.
Для себя мы поставили следующие задачи
изучить химические свойства изделий из пластика, полиэтилена, бумаги;
разработать рекомендации по вторичному применению пластиковых бутылок, одноразовой пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов, старых газет, журналов;
провести школьный конкурс на лучшую поделку из пластика и бумажной лозы.
Мы применяли следующие методы исследования:
* изучение литературных источников; интернет - ресурсов
* эксперимент;
* социологический опрос;
* наблюдение.
Значимость и прикладная ценность данного проекта была в том, чтобы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей.
Результат нашей работы.
В результате проделанной работы мы выяснили, когда появились пластиковые упаковки и полиэтиленовые пакеты. Они удобны в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимают всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после использования.
Поработав в кабинете химии, мы узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе.
Наши наблюдения и проведённый конкурс показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке, старым журналам, газетам, картонным упаковкам.
Не секрет, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Мы нашли много применений бытовым отходам из пластиковой упаковки, бумажных трубочек.
По результатам нашего исследования мы провели следующие мероприятия:
1.Выступили с результатами нашего исследования перед учащимися нашей школы, жителями деревни, чтобы ещё раз обратить внимание на проблему мусора в наших деревнях и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашей местности.
2.Создали памятку для жителей деревни «Рекомендации по использованию пластиковых бутылок».
3.Создали 2 буклета «Фантазии из пластика», «Полезные плетенки».
4.Провели конкурс поделок, полезных и необычных на территории школы и деревни.
5.По просьбе учащихся и их родителей в школе организовано объединение дополнительного образования «Бумажные фантазии».
6.Постоянное участие в школьных и районных ярмарках, конкурсах.
Поэтому выбирая идею для создания школьной бизнес - компании мы решили остановиться на изготовлении сувениров, предметов интерьера и домашнего обихода из бумажной лозы и пластика.
Для воплощения этой идеи у нас есть:
- знания, опыт, потенциал;
- помещения;
- оборудование;
- доступность и близость источников сырья;
Наша школьная бизнес - идея, исходит из минимальных затрат времени и финансов.