СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс по русскому языку для юных знатоков "Грамотеи" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс для юных знатоков русского языка (в рамках внеурочной деятельности или предметной недели). Для параллелей 5-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс по русскому языку для юных знатоков "Грамотеи" (5 класс)»

Внеклассное мероприятие Игра-конкурс «Грамотеи» по русскому языку.

Организаторы: учителя русского языка и литературы – Бузина Г.А.,

Брикова И.Ю., Щепкина О.П.

Цели:

  • развитие сообразительности, логического мышления;

  • укрепление интереса к родному языку;

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма;

  • установление доброжелательного микроклимата.

Дата проведения: 3 февраля 2019 г.

Продолжительность игры: 45-50 минут.

Классы: учащиеся 5-х классов

Участники: две команды по 5-7 человек; располагаются за разными столами.

Оформление сцены: пространство доски оформлено плакатами с высказываниями о русском языке. В центре – название “Конкурс Грамотеев”.

Система судейства: жюри (учителя русского языка и литературы).

Подготовка: раздаточный материал для проведения конкурсов, большие яркие плакаты с домашними заданиями, чтобы зрители могли их видеть; ручки, листы белой бумаги, грамоты.

Зрители-болельщики рассаживаются по своим местам, команды занимают места за столами.

Ведущий.

В конкурсе участвуют три команды (учащиеся 5-х классов по параллелям). Наших участников ждут трудные, но интересные испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры. А сейчас разрешите вам представить… (Ведущий представляет составы команд).

(Участники придумывают названия и объясняют их)

1. Конкурс «Домашнее задание». Оценивание плакатов, посвященных русскому языку. Максимально – 3 балла. Критерии: оригинальность, красочность, иллюстративность, информативная полнота.

2. Конкурс “Что это значит?”

Вопросы для команд: Объяснить значение слова (1 балл) и ФО в целом (1 балл)

  1. Лезть на рожон. Что такое рожон? В словаре С. И. Ожегова дается такое определение слову «рожон». Оно означает то же самое, что кол. Рожон – это старинное слово. Им раньше называли заостренный кол, рогатину. При охоте на медведя использовали охотничий рожон, повествуется в словаре Розе Т. В. Это широкий нож, заточенный с обеих сторон и укрепленный на длинной палке. Медведь при нападении на человека напарывался на рожон и непременно погибал. Значение – предпринимать что-то заведомо рискованное.

  2. Шлея под хвост попала. Что такое шлея? В упряжи лошади есть такой ремень - шлея, которую используют при перевозке тяжестей и закрепляют вокруг туловища лошади. Если шлея порвется или отстегнется и соскользнет с крупа лошади ей под хвост, то лошадь начинает взбрыкивать, беспокоиться и становится неуправляемой, так как, видимо, ощущает боль.

Смысл фразеологического словосочетания в том, что человек начинает нервничать, выкаблучиваться или вовсе совершать такие поступки, которые совершенно не характерны для него в уравновешенном состоянии.

  1. Довёл до белого каления. До чего? Разозлил до бешенства, неконтролируемой ярости.

Восходит к кузнечному ремеслу. Когда металл нагревают при ковке, он в зависимости от температуры светится по-разному: сначала красным светом, потом желтым и, наконец, ослепительно белым. При ещё более высокой температуре металл уже расплавится и закипит.

  1. Затянул канитель. Что такое канитель?

Начал какое-то очень долгое дело, стал медлить.

Канитель — это тончайшая проволока из драгоценных металлов, приобретшая уже скорее свойства нити и использовавшаяся для украшения камзолов, мундиров и платьев красивыми сложными узорами. Тянуть канитель приходилось на всё уменьшающихся ювелирных вальцах в несколько заходов, что было делом долгим. Шить канителью — дело ещё менее быстрое.

3. Конкурс “Найди слово”

Задание: отгадать спрятанное во фразеологизмах слово

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)



4. Конкурс “Лингвистическая перестрелка”

Ведущий называет пословицу, которая существует в иностранном языке (английском). Задача каждой команды – привести верный русский вариант.

Каков отец, таков и сын. Яблоко от яблони недалеко падает.

Тот, кто боится ран, должен держаться подальше от боя. Волков бояться – в лес не ходить.

Не каждый день – воскресенье. Не все коту масленица.

Если хочешь съесть ядро, расколи орех. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Как постелешь, так и поспишь. Что посеешь, то и пожнешь.

Любопытство убило кота. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

У торопливых альпинистов случаются неожиданные падения. Поспешишь – людей насмешишь. Тише едешь – дальше будешь.

5. Конкурс “Верни на место”

Задание: Даны скрещенные фразеологизмы и поговорки. Нужно разделить их на два и дополнить правильным началом или окончанием. Правильный ответ – 2 балла. Угадана одна поговорка – 1 балл.

Не плюй в колодец – вылетит не поймаешь. (…пригодится воды напиться – Слово не воробей)

Взялся за гуж – полезай в кузов. (…не говори, что не дюж – Назвался груздем)

После драки вода не течет. (…кулаками не машут – Под лежачий камень)

Не рой яму другому – мука будет. (…сам в нее попадешь – Перемелется)

Не имей сто рублей, а сам не плошай. (…а имей сто друзей – На Бога надейся)

Мал золотник, пока не перепрыгнешь. (…да дорог – Не рой яму другому)

6.Конкурс «Найди замену».

Задание: даны заимствованные слова. Нужно подобрать к каждому слову русскоязычную замену и составить по 1 примеру предложению в качестве примера употребления данного слова.

Голкипер

Диалог

Дискуссия

Информация

Конкурс

Эффектный

Ведущий. Наша игра подошла к концу. Хочется верить, что вам она понравилась, и вы получили заряд хорошего настроения.

Заключительное слово жюри, награждение команды-победительницы.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!