СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкуренция и ее виды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей педагогической целью является формирования у школьников устойчивого интереса к образованию и самообразованию,раскрытие каждого школьника, как индивидуалтность. 

Просмотр содержимого документа
«Конкуренция и ее виды»

25











Расширенный план-конспект урока


По дисциплине: "Основы экономики"


на тему: "Конкуренция и ее виды"







































Введение


Ведущий педагогической целью является формирования у студентов устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого студента.

Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности студентов – разнообразие форм организации обучения. Активные и интерактивные формы проведения занятий оживляют процесс обучения экономики, способствуют реализации компетентностного подхода, повышению качества знаний, умений и навыков студентов, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

К активным формам обучения относят такие формы как: групповая форма; тренинги; тесты; решение проблемных ситуаций; дискуссии. Игровая форма, решение эвристических, творческих задач выступает как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.

Комбинированный урок позволяет использовать различные методы развивающего, проблемного обучения на разных этапах урока, которые состоят в самостоятельном поиске и решении сложных вопросов, требующих анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.

На этапе опроса:

- работа в микрогруппах;

- игра «Крестики-нолики»;

- решение тренинга.

На этапе изучения нового материала:

  • стимулированное введение;

  • «ассоциативный ряд»;

  • наглядный метод с использованием слайдов;

  • работа в микрогруппах;

  • моделирующее упражнение;

  • тихое обсуждение;

  • эксперимент;

  • громкое обсуждение;

  • заполнение таблицы.

На этапе закрепления (работа в «малых группах»):

  • решение проблемных заданий;

  • игра «Кто является монополистом?».










По дисциплине: Основы экономики

Тема Конкуренция и ее виды.

Цель урока: охарактеризовать основные виды конкуренции, выяснить насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Сформировать понятия: конкуренция, олигополия, монополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.

2. Сформировать представление об особенностях функционирования отраслевых рынков.

II. Развивающие:

1. Продолжить формировать умение преобразовывать изучаемый материал в таблицу.

2. Развивать мышление студентов путем организации работы по решению нетрадиционных задач и проблем.

3. Сформировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

4. Способствовать формированию компетенции, направленной на организацию собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качество, развитию у студентов умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений.

5. Развивать у студентов коммуникативной компетенции, направленной на умение работать в команде.

III. Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию коммуникативной культуры при выполнении заданий в группах.

2. Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма.

3. Способствовать воспитанию деловых, предприимчивых качеств у студентов.


Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: стимулированное введение, беседа, рассказ, наглядный метод с использованием слайдов, работа в микрогруппах, «ассоциативный ряд», заполнение таблицы, игра «крестики-нолики», моделирующее упражнение, тихое обсуждение, эксперимент, громкое обсуждение, решение проблемных заданий, тренинг, игра «Кто является монополистом?», моделирующее упражнение «Рынок сырой нефти».

Междисциплинарные связи: литература, математика, информатика

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игровое поле из 9 цветных квадратов, раздаточный материал с заданиями, карточки покупателей и продавцов.

Требуемое время – 90 минут.

Место проведения: кабинет истории и социально-экономических дисциплин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3-5 минут)

1. Взаимное приветствие.

2.Проверка отсутствующих.

3. Проверка готовности аудитории к уроку.


2. Проверка знаний студентов (20 мин) (фронтально, устно, работа в микрогруппах, игра «Крестики-нолики», решение тренинга)

1. Работа с карточками на определение величины спроса и предложения, а так же изменения спроса и предложения (фронтально; по карточкам).

2. Игра «Крестики-нолики» (учебная группа делится на две команды, перед ними игровое поле из цветных квадратиков, за квадратами вопросы. Группы по очереди называют цвет квадрата и дают ответ на вопрос. Правильный ответ засчитывается значками «Х» или «О». Если команда дает неправильный ответ, то значок засчитывается противоположной команде. Выигрывает команда, которая быстрее заполнила своими значками любую диагональ, вертикальную линию или горизонтальную).


Задания для игры:

1. Сформулируйте закон спроса (красный квадрат);

2. Сформулируйте принцип предельной полезности (желтый квадрат);

3. Когда увеличивается спрос на пиломатериалы, растет спрос и на гвозди, т.к. это:

а) неродственные товары;

б) взаимозаменяемые товары;

в) взаимодополняемые товары (зеленый квадрат).

4. Если снова модными стали туфли «на платформе», то:

а) величина спроса на тонкой подошве уменьшится;

б) спрос на туфли «на платформе» увеличится;

в) кривая спроса на туфли «на платформе» сдвинется влево;

г) кривая спроса на туфли на тонкой подошве сдвинется вправо (коричневый квадрат).

5. Закон предложения – это... (голубой квадрат);

6. Изобразите «ножницы» А. Маршалла (синий квадрат).

7. Неизвестно почему, но с 1630 года цены на луковицы тюльпанов в Голландии, подгоняемые спросом, стали быстро повышаться, и это привлекло внимание всей страны.

Голландцы вскоре смекнули, что невзрачные луковицы превратятся в более красивые золотые монеты. Для этого достаточно просто купить побольше луковиц, а потом продать их, когда цена еще поднимется. Эта спекуляция стала повальным увлечением и горожан, и крестьян. В итоге возник механизм самоподстегивающегося спроса. Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднималась их цена. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов, и тем отчетливее голландцы понимали: дело верное, зевать нельзя и надо покупать луковиц побольше и побыстрее! Так спрос подстегивал цены, а цены - спрос.

Поэтому цена луковицы достигла поднебесной высоты. За луковицу платили до 2500 тысяч гульденов. На такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, 4 откормленные свиньи, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 кг сыра, кровать, костюм и серебряный кубок.

В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы на вырученные деньги купить тюльпаны. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков в надежде на скорую прибыль.

И вдруг рынок «лопнул» - на очередном аукционе стоимость луковицы составила только 1000 гульденов, вместо 1250. Люди сразу испугались и начали спешно сбывать свои « драгоценные» луковицы. Но их уже никто не хотел покупать по столь высоким ценам. Люди, которые еще вчера чувствовали себя богачами, вдруг оказались нищими: многие из них купили луковицы на одолженные деньги, а вернуть-то долг уже было и нечем.

Почему смогла произойти такая ситуация на рынке, как она называется и почему цены на луковицы не могли расти бесконечно? (сиреневый квадрат)

8. Сопряженные товары – это... (серый квадрат);

9. Эффект дохода – это... (черный квадрат).

3. Тренинг «Путаница»:

В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Полученный ряд назовите одним словом:

а) гоуль, етрышах, возда, кистан, дслак;

б) коломо, винад, собалка, жтедкот, стюмок.

Верный ответ:

а) уголь, шахтеры, завод, станки, склад - ресурсы;

б) молоко, диван, колбаса, коттедж, костюм - товары.

3. Подведение итогов проверки знаний. (5 минут)

4. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока (5 минуты)

5. Изучение нового материала, применяемая методика: (45-50 минут), (стимулированное введение, «ассоциативный ряд», беседа, рассказ, наглядный метод с использованием слайдов, работа в микрогруппах, моделирующее упражнение, тихое обсуждение, эксперимент, громкое обсуждение, заполнение таблицы).

1. Понятие конкуренция. Совершенная конкуренция.

2. Несовершенная конкуренция и ее виды:

а) монополистическая конкуренция;

б) олигополия;

в) монополия.

1. В повести «Яма» русский писатель А. И. Куприн описал соперничество владельцев пароходств: «Возникли 2 новых пароходства, и они, вместе со старинными, прежними неистово конкурировали друг с другом, перевозя груз и богомольцев. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с 75 копеек для третьего класса, до пяти, трех, двух и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба» (стимулированное введение).

- О каком явлении идет речь?

Какие ассоциации у Вас связаны с этим понятием? ( Метод «ассоциативный ряд»).

Преподаватель на доске (слева) выписывает ключевое слово «конкуренция», а справа в столбик выписывает слова, предложенные учащимися. Ряд может иметь следующий вид: соперничество, борьба, фирма, торговля, рынок, цена и др.

Преподаватель предлагает студентам, используя слова, написанные на доске, составить определение.

- Давайте сравним определения, предложенные вами и учебным определением и добавим в ряд новые понятия.


Конкуренция – это соперничество, борьба между фирмами за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей выгоды.


Для того, чтобы материал был хорошо осмыслен студентами, им предлагается заполнить таблицу:


« Знаю»

«Узнал»




Данная работа проводится со всей группой. Таблицу можно заполнить непосредственно на доске. Первый столбик заполняется в начале урока. После объяснения темы преподаватель предлагает подумать, что уже известно по изучаемому вопросу. (Обучающая техника «Проблема в фокусе»)

Преподаватель предлагает студентам при объяснении нового материала заполнить таблицу (слайд презентации) «Сравнительная характеристика типов рыночных структур».



Параметры

Совершенная

конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая

конкуренция

олигополия

монополия

Количество предприятий-продавцов





Характер

продукции





Существование рыночных барьеров





Доступность экономической информации





Контроль над ценами






Далее преподаватель характеризует основные типы рыночной структуры (беседа, рассказ, наглядный метод с использованием слайдов).


Свободная (совершенная) конкуренция

При свободной конкуренции цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения. Все зависит от поведения множества покупателей и продавцов. Никто, кроме них, не может влиять на уровень рыночных цен. Совершенная конкуренция возможна только при соблюдении следующих условий:

- существует множество покупателей и продавцов;

ни одна отдельная группа не влияет на положение на рынке.

- для продажи предлагаются сопоставимые товары и услуги;

- ни один из продавцов или покупателей не знают о рынке больше, чем остальные;

- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

2. Несовершенная конкуренция и ее виды.


а) Монополистическая конкуренция.

Монополистической конкуренцией продавцы называют такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающие схожие, но не идентичные товары, отличающиеся индивидуальными свойствами: стилем, формой, упаковкой, условиями продажи и др.

Часть дифференциация товаров закрепляется путем регистрации патентов, авторских прав, товарных знаков. Монополистическая конкуренция распространена в тех отраслях, где для организации бизнеса не нужны крупные капиталовложения и существует возможность создания многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность.

Преподаватель просит студентов назвать свой любимый сорт прохладительных напитков. Перечислите свойства, делающие данный сорт «особым»? Насколько вы подвержены влиянию:

а) рекламных кампаний ваших любимых продуктов?

б) популярности этих продуктов среди своих друзей и однокурсников?

- Давайте попробуем исследовать, действительно различия между сортами реальны или они надуманны. Для этого проведем дегустацию прохладительных напитков вслепую.

- Перед вами представлены напитки «Кока-кола», «Кока-кола лайт», «Пепси-кола». Попробуйте различить свой любимый сорт (приглашаются представители от каждой микрогруппы) (эксперимент).

б) Олигополия – это такой тип рынка, на котором господствуют несколько (обычно от 3 до 5) крупных фирм на современном мировом рынке этот вид конкуренции предоставлен, например, автомобильным или компьютерным производством. На рынке олигополии продается как однородная (алюминий, цемент, цинк, сталь), так и дифференцированная продукция (бытовая техника, сотовые телефоны, автомобили). Олигополия возникает обычно в тех отраслях, где целесообразность крупных предприятий диктуется самой технологией производства. При олигополии вместо конкуренции складывается лидерство в ценах, т.е. такая ситуация, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют. Другой вариант - тайное соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Но в большинстве стран это считается противозаконным. Иногда в условиях олигополии цены устанавливаются на основе традиции.

Фирмы-олигополисты часто используют методы неценовой конкуренции: выпуск продукции более высокого качества, надежности и долговечности, усиленная роль рекламы и др.

Моделирующее упражнение «Рынок сырой нефти» (группа делится на 2 части – 4 «продавца», 1- учетчик, остальные покупатели).

1. Четыре продавца находятся в своем углу пространства для торгов, будучи отделенными, от других продавцов. Продавцу разрешается совершать сделки, только когда он или она находятся в своем собственном углу. Продавцы и покупатели получают карточки продавцов и покупателей. Им разрешается совершать одну сделку с каждой карточкой, а перед совершением следующей сделки вытянуть другую. Учетчик ведет учетную ведомость группы. (На игру отводится 5-10 минут)

2. 4 продавца должны собраться вместе посередине пространства для торгов. Во время следующего раунда торгов они должны находиться друг с другом, им дается несколько минут для обсуждения общей стратегии. Когда продавцы выработают стратегию, проводится еще один раунд торгов.


в) Монополия – это рынок, на котором действует только один продавец продукта, не имеющего заменителей.

Основные черты монополии:

- единственный продавец – монополист;

- нет близких заменителей товаров;

- товар отличается от всех остальных;

- покупатель вынужден покупать товар по требуемой цене;

- конкуренты не могут выйти на рынок, где господствует монополист.

К основным барьерам относят:

- патенты и лицензии;

- исключительное право на производство и реализацию товаров и услуг;

- собственность на важнейшие источники сырья;

- большой размер первоначального капитала («Эффект масштаба»).

Предложение товаров регулируется одной компанией, которая устанавливает наиболее выгодные ей цены.

6. Закрепление изучаемого материала, применяемая методика: (10 мин.) (решение проблемных заданий)


Проблемные задания для микрогрупп:


1. «Рынки с совершенной и несовершенной конкуренции»

Рынок с совершенной конкуренцией - это такой рынок, где множество продавцов занимается продажей идентичной продукции, на который можно относительно легко попасть и легко поки­нуть. На таких рынках продавцы не могут контролировать цену собственной продукции. Они должны принять рыночную цену и могут продать по этой цене столько товара, сколько захотят.

Если таких условий не существует, говорят о рынке с несовершенной конкуренцией. Возможно несколько типов рынков с несовершенной конкуренцией. Это зависит от:

1) числа продавцов,

2) видов производимой продукции (особенно доступности товаров - близких заменителей),

3) легкости вхождения в данный рынок.

Учитывая эти характеристики рынков с совершенной и несовершенной конкуренцией, представьте, что вы - продавец на одном из нижеследующих рынков. Объясните, что, по-вашему мне­нию, произойдет с уровнем ваших продаж, если вы поднимете или снизите цену на вашу продукцию. Насколько, в частности, по вашему мнению, изменятся продажи и почему?

А. Фермер, выращивающий пшеницу:

Поднимет цену

Снизит цену

Б. Местная электрокомпания:

Поднимет цену

Снизит цену

В. Российский производитель автомобилей:

Поднимет цену

Снизит цену

Г. Цветочный магазин:

Поднимет цену

Снизит цену


2. Дуэль бензоколонок

Ростов и Низов являются владельцами бензозаправочных станций, находя­щихся на окраине города через дорогу друг от друга. В этом городе нет других бензоко­лонок. Сейчас они продают бензин по абсолютно одинаковым ценам, и у каждого на бензоколонке висит большое табло с указанием их цен.

  1. Ростов задумывается о повышении цены, так как он считает, что люди будут покупать при­мерно то же количество бензина, даже если цена немного возрастет. Он рассчитывает, что сможет с избытком возместить некоторую потерю количества продаж за счет более высокой цены бензина. Какой совет вы бы дали Ростову в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

  2. Низов задумывается о снижении цены, так как он считает, что сможет захватить часть бизнеса Ростова, если его цены будут немного ниже. Он полагает, что сможет с избытком возместить небольшое уменьшение выручки с каждого литра, продавая намного боль­ше литров бензина. Какой совет вы бы дали Низову в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

  3. Какие другие действия, по вашему мнению, должны предпринять Ростов и Низов, чтобы увеличить прибыльность своего бизнеса?

Игра «Кто является монополистом?»

Инспектор Антимонопольного комитета Марк Грачик пытается выяснить, кто из подозреваемых является монополистом. Он знает, что каждый из них представляет фирму, действующую в условиях разных структур рынка, но кто есть кто?

Выслушайте ответы каждого из подозреваемых на заданные вами вопросы и методом исключения помогите инспектору Грачику определить структуру рынка каждого подозреваемых.

Подозреваемый Структура рынка

1 ____________________________________

2 ____________________________________

3 ____________________________________

4 _____________________________________

5 _____________________________________

Каждая команда по очереди задает любому подозреваемому один вопрос из приведенных ниже. Если подозреваемый отвечает «да», команда может задать еще один вопрос любому из подозреваемых. Вопросы, задаваемые командой, могут, как повторяться, так и не повторяться. Очередь вашей команды заканчивается тогда, когда подозреваемый отвечает «нет». Вы можете высказать догадку, кто является монополистом, только в то время, когда вы задаете вопросы. Неправильная догадка в отношении того, кто из подозреваемых является монополистом, вычеркивает вашу команду из числа соревнующихся.


1. Подозреваемый _______, в вашей отрасли действует либо много, либо очень большое число фирм?

2. Подозреваемый ________, вы продаете однородный продукт?

3. Подозреваемый ________, вы продаете дифференцированный продукт?

4. Подозреваемый ________, в вашей отрасли существует немного барьеров для вхождения, либо их вообще не существует?

5. Подозреваемый ________, в вашей отрасли существуют существенные барьеры для вхождения, либо они вообще не преодолимы?

6. Подозреваемый ________, у вас есть хоть какая-то возможность влиять на цены?

7. Подозреваемый ________, являетесь ли вы ценополучателем, т. е. цена устанавливается рынком?

8. Подозреваемый ________, для вас существует ценовое лидерство, либо вы участвуете в сговоре касательно цен?

7. Рефлексия.

Заполните вторую колонку «Узнал» таблицы «Знаю, узнал»

8. Подведение итогов проведенного урока (3 мин.)

9. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (2-3 мин).

Слагода В.Г. Основы экономики: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. Гл. 2.5. С 84-91.;

Составьте синквейн со словом « конкуренция»

Синквейн – «это стихотворение», состоящее из 5 строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3- я строка – 3 глагола, показывающие действия понятия;

4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5-я строка - резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Задание № 1 для групп


Тренинг «Путаница»:


В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Полученный ряд назовите одним словом:

а) гоуль, етрышах, возда, кистан, дслак;

б) коломо, винад, собалка, жтедкот, стюмок.








Задание № 1 для групп


Тренинг «Путаница»:


В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Полученный ряд назовите одним словом:

а) гоуль, етрышах, возда, кистан, дслак;

б) коломо, винад, собалка, жтедкот, стюмок.

Упражнение №2 «Сравнительная характеристика типов рыночных структур»


Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу:


Параметры

Совершенная

конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая

конкуренция

олигополия

монополия

Количество предприятий-продавцов








Характер

Продукции








Существование рыночных барьеров








Доступность экономической информации







Контроль над ценами










Ответьте на вопросы:


1. В чем сходство совершенной и несовершенной конкуренции?

2. В чем отличие?

Упражнение 3

Рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией


Рынок с совершенной конкуренцией - это такой рынок, где множество продавцов занимается продажей идентичной продукции, на который можно относительно легко попасть и легко поки­нуть. На таких рынках продавцы не могут контролировать цену собственной продукции. Они должны принять рыночную цену и могут продать по этой цене столько товара, сколько захотят.


Если таких условий не существует, говорят о рынке с несовершенной конкуренцией. Возможно несколько типов рынков с несовершенной конкуренцией. Это зависит от:

1) числа продавцов,

2) видов производимой продукции (особенно доступности товаров - близких заменителей),

3) легкости вхождения в данный рынок.


Учитывая эти характеристики рынков с совершенной и несовершенной конкуренцией, представьте, что вы - продавец на одном из нижеследующих рынков. Объясните, что, по-вашему мнению, произойдет с уровнем ваших продаж, если вы поднимете или снизите цену на вашу продукцию. Насколько, в частности, по вашему мнению, изменятся продажи и почему?


А. Фермер, выращивающий пшеницу:

Поднимет цену

Снизит цену


Б. Местная электрокомпания:

Поднимет цену

Снизит цену


В. Российский производитель автомобилей:

Поднимет цену

Снизит цену


Г. Цветочный магазин:

Поднимет цену

Снизит цену

Упражнение 4


Дуэль бензоколонок


Ростов и Низов являются владельцами бензозаправочных станций, находя­щихся на окраине города через дорогу друг от друга. В этом городе нет других бензоко­лонок. Сейчас они продают бензин по абсолютно одинаковым ценам, и у каждого на бензоколонке висит большое табло с указанием их цен.


  1. Ростов задумывается о повышении цены, так как он считает, что люди будут покупать при­мерно то же количество бензина, даже если цена немного возрастет. Он рассчитывает, что сможет с избытком возместить некоторую потерю количества продаж за счет более высокой цены бензина. Какой совет вы бы дали Ростову в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

  1. Низов задумывается о снижении цены, так как он считает, что сможет захватить часть бизнеса Ростова, если его цены будут немного ниже. Он полагает, что сможет с избытком возместить небольшое уменьшение выручки с каждого литра, продавая намного боль­ше литров бензина. Какой совет вы бы дали Низову в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.


  1. Какие другие действия, по вашему мнению, должны предпринять Ростов и Низов, чтобы увеличить прибыльность своего бизнеса?

Упражнения № 5 «Монополия: за или против»

Прочитайте текст. Согласны ли Вы с таким решением проблемы? Приведите аргументы «за» или «против», заполните таблицу.


Некоторые экономисты считают, что необходимо создавать в России крупные производственно-торговые объединения типа запад­ных промышленно-финансовых групп, которые смогут организовать и упорядочить движение товарных потоков. Крупный оптовый ку­пец, по их мнению, выгодно отличается от мелкого и розничного купца тем, что не гонится за большой прибылью с единицы товара, предпочитая ей высокую прибыль от массы реализованных товаров.

Мало того, крупные оптовики сами определяют розничную цену автомобиля, телевизора и т.п., а розничный продавец может только договариваться о своей доле в этой цене. В индустриально развитых странах около половины продукции реализуется по ценам, устанав­ливаемым всего лишь несколькими десятками ведущих транснацио­нальных корпораций. Только такими методами можно ликвидиро­вать «накрутки» цен и хаос в реализации продукции.


Доводы «за»

Монополию

Доводы «против»

Монополии





















Игра «Кто является монополистом?»


Инспектор Антимонопольного комитета Марк Грачик пытается выяснить, кто из подозреваемых является монополистом. Он знает, что каждый из них представляет фирму, действующую в условиях разных структур рынка, но кто есть кто?

Выслушайте ответы каждого из подозреваемых на заданные вами вопросы и методом исключения помогите инспектору Грачику определить структуру рынка каждого подозреваемых.



Подозреваемый Структура рынка

1 ____________________________________

2 ____________________________________

3 ____________________________________

4 _____________________________________

5 _____________________________________

Упражнение 1

Карточки покупателей


Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сыром нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше.

Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ I баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.

Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше.

Если вы платите больше, чем $ _______ за баррель, вы теряете деньги.


Упражнение 2

Карточки продавцов


Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы

получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.


Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы

получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.


Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.


Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем $ ______ за баррель, вы те­ряете деньги.

Лист подсчета для «рынка сырой нефти»


Имя, фамилия _____________________________________________________

Обведите одно: Покупатель Продавец

Записывайте в этом листе подсчета все результаты вашей деятельности во время игры. Каждый раз, когда вы получаете карточку, записывайте цену на карточке в столбец А. Как только вы со­вершите продажу или покупку, запишите цену сделки в столбце Б. В конце игры подсчитайте ваш выигрыш (столбец В) или убытки (столбец Г) по каждой сделке. Определите общее количество сделок, общий выигрыш, общий убыток и общий чистый выигрыш. Если вы продавец, вы полу­чаете выигрыш каждый раз, когда продали товар по цене выше, чем та, что указана в вашей Кар­точке продавца. Если вы покупатель, вы получаете выигрыш каждый раз, когда купили товар по цене ниже, чем та, что указана в вашей Карточке покупателя. Если имеет место обратная ситуация, вы несете убытки.


Номер сделки

Цена на карточке (А)

Цена сделки (Б)

Выигрыш (В)

Убыток (Г)

]





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12





13





14





15





16





17





18





19





20





21





22





23





24





25





26





27





28





Общее количество сделок ________ Общий выигрыш _______ Общий убыток _______

Общий чистый выигрыш или убыток (обведите одно) _______

Демонстрационный материал 2

Учетная ведомость группы


Цена за баррель

($)


Раунд 1


Раунд 2


Раунд 3


Итоговая

сумма

Раундов

2иЗ


24





25





26





27





28





29





30





31





32





33





34





35





36





37





38





39





40





41





42





43





44






Демонстрационный материал 1


Пример карточки покупателя и карточки продавца




Вам поручается КУПИТЬ 1 баррель сырой нефти, за­платив как можно меньше. Если вы платите больше, чем

$______за баррель, вы теряете деньги.







Вам поручается ПРОДАТЬ 1 баррель сырой нефти по наивысшей цене. Если вы получаете меньше, чем

$______за баррель, вы теряете деньги.




Упражнение 5

Предложение и спрос на сырую нефть


Цена за баррель


$44.00



















$42.00



















$40.00



















$38.00



















$36.00



















$34.00



















$32.00



















$30.00



















$28.00



















$26.00



















$24.00




















0

4

8

12

16

20

24

28

32


Количество баррелей

ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ИГРЫ

«КТО ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛИСТОМ?»


Каждая команда по очереди задает любому подозреваемому один вопрос из приведенных ниже. Если подозреваемый отвечает «да», команда может задать еще один вопрос любому из подозреваемых. Вопросы, задаваемые командой, могут, как повторяться, так и не повторяться. Очередь вашей команды заканчивается тогда, когда подозреваемый отвечает «нет». Вы можете высказать догадку, кто является монополистом, только в то время, когда вы задаете вопросы. Неправильная догадка в отношении того, кто из подозреваемых является монополистом, вычеркивает вашу команду из числа соревнующихся.


1. Подозреваемый _______, в вашей отрасли действует либо много, либо очень большое число фирм?

2. Подозреваемый ________, вы продаете однородный продукт?

3. Подозреваемый ________, вы продаете дифференцированный продукт?

4. Подозреваемый ________, в вашей отрасли существует немного барьеров для вхождения, либо их вообще не существует?

5. Подозреваемый ________, в вашей отрасли существуют существенные барьеры для вхождения, либо они вообще не преодолимы?

6. Подозреваемый ________, у вас есть хоть какая-то возможность влиять на цены?

7. Подозреваемый ________, являетесь ли вы ценополучателем, т. е. цена устанавливается рынком?

8. Подозреваемый ________, для вас существует ценовое лидерство, либо вы участвуете в сговоре касательно цен?

Литература


1

Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М., ВШ., 1999

2

Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. М.: Вита-Пресс, 2004.

3

Практикум по основам экономической теории / под ред. С.И. Иванова М., Вита-Пресс, 1999

4

Слагода В.Г. Основы экономики: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2015

5

Я познаю мир: Детская энциклопедия: экономика. – М.: Олимп, 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!