СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкуренция, ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа: Конкуренция, ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны

Просмотр содержимого документа
«Конкуренция, ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны»

Министерство образования и науки РФ

Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)

Частное учреждение образовательная организация

высшего образования «Омская гуманитарная академия»

(ЧУОО ВО «ОмГА»)








КУРСОВАЯ РАБОТА


По дисциплине: Микроэкономика (продвинутый курс)


За I курс, II семестр


ТЕМА: Конкуренция, ее экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны







Выполнил(а):

Студент(ка) I курса

Специальности: Экономика

Форма обучения: заочная

Тарасов С.П.

Работа защищена с оценкой: ____________________________

____________________________

Должность, Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.



Омск 2016

Содержание

Введение

3

Глава 1 Конкуренция: виды, значение, тенденции


1.1 Понятие и основные характеристики конкуренции

4

1.2 Теории конкуренции

9

1.3 Виды и формы конкуренции

14

Глава 2 Конкурентная борьба и конкурентоспособность


2.1 Теоретико-методические основы конкурентоспособности

19

2.2 Стратегии конкурентной борьбы и их характеристика

24

Глава 3 Влияние конкуренции на экономическую деятельность


3.1 Особенности современных конкурентных отношений

33

3.2 Конкурентные преимущества

46

Заключение

53

Список использованной литературы

55




































Введение

Понятие “конкуренция” очень широко используется в экономике в целом и в микроэкономике, в частности. Конкуренция также считается основой рыночной экономики. Изучение конкуренции приводит к некоторым важным выводам относительно путей решения основных экономических проблем, таких как количество соответствующего продукта, произведенного в стране, его цена, механизм внутриотраслевого регулирования.

“Конкуренция” во многих источниках позиционируется как соперничество, состязание между участниками рыночного хозяйства (экономическими агентами), где самостоятельные действия каждого из них исключают, или ограничивают возможность другого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Во всех странах существуют законы, регламентирующие конкуренцию. Они могут отличаться друг от друга, помещаться в существующих рамках правовых систем или выходить за их пределы, но все направлены на обеспечение эффективности поведения экономических субъектов на рынке в условиях конкуренции.

Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала.

Актуальность курсовой работы сводится к тому, что конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики.

Целью курсовой работы является исследование основных параметров конкуренция, ее экономической природы и роли в хозяйственной жизни страны.

В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи курсовой работы:

- во-первых, изучить основные характеристики категории “конкуренция”;

- во-вторых, проанализировать конкурентные рыночные структуры;

- в-третьих, оценить влияние конкуренции на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;

- в-четвертых, сделать выводы и разработать рекомендации.

Методологической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, статьи и монографии, опубликованные в печати.






































Глава 1. Конкуренция: виды, значение, тенденции

1.1 Понятие и основные характеристики конкуренции

“Конкуренция” - категория многогранная. Поливалентный смысл этого понятия может быть выявлен следующим образом:

1) конкуренция – это тип отношений между предприятиями;

2) конкуренция - это атрибут экономического базового поведения (конкурентоспособное поведение);

3) конкуренция – это набор конкретных деловых обстоятельств (конкурентной окружающей среды).

Конкуренция, как тип взаимоотношений между конкретными предприятиями, учреждениями и организациями, имеет продолжительный характер, направленный на то чтобы занять, сохранить, или расширить позиции на рынке, которые в конечном итоге будут доступны не всем.

Интерес к категории “конкуренция” и ее производным достаточно высок, что подтверждается данными информационного сайта https://advodka.com [37], приведенным в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Результаты запроса на ресурсе https://advodka.com

Ключевое слово

Запросов в месяц

1

конкуренция

1043

2

монополистическая конкуренция

575

3

совершенная конкуренция

532

4

конкуренция это

463

5

виды конкуренции

307

6

несовершенная конкуренция

237

Итого:

3157


Из данных, представленных в таблице 1.1 видно, что большее число запросов касалось понятия “конкуренция”, наименьшее – “несовершенная конкуренция”. Удельный вес запросов понятия “конкуренция” в общей массе запросов составил 33,04%.














Рисунок 1.1 – Результаты органического поиска

Рисунок 1.1 демонстрирует, что наиболее популярным доменом у лиц, интересующихся категорией “конкуренция” и ее производными, является mail.ru.

Таким образом, подтверждается определенный интерес к категориям, иллюстрирующим теоретическую и практическую составляющую понятия “конкуренция”. И этот интерес присущ, как правило, молодежи.

Ю.Б. Рубин отмечает: “Последние годы ознаменовались резкой сменой парадигмы мышления современной молодежи. Для нее конкуренция – это, как и предпринимательство, естественное состояние экономики. Поэтому участие в конкуренции является для современных молодых людей естественным состоянием их образа мыслей и образа действий. Они готовы строить новый мир своими руками, у них нет страха перед соперничеством в бизнесе, они стремятся к победам и уже входят во вкус превосходства над конкурентами”. [29. c. 101]

Слово “конкуренция” пришло в русский язык из латинского языка, и смысл его сводился к столкновению, соперничеству между сторонами, чьи интересы в экономическом или ином контексте схожи.

Сегодня в учебных пособиях, статьях, монографиях, средствах массовой информации, повседневной речи встречаются различные дефиниции понятия “конкуренция”.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция это та самая “невидимая рука” рынка, которая координирует деятельность его участников. 

По мнению С.В. Кондратюкова и Е.С. Стаурсокого А. Смит “определил условия, при выполнении которых частное предприятие действительно полезно обществу: наличие личной выгоды предпринимателя; наличие конкуренции между предпринимателями, которая держит их в определенных условиях”. [20. c. 78]

Развивая идею А. Смита о ценовом регулировании конкуренции, Д. Рикардо сформулировал “закон рынка”, основополагающим постулатом которого является равновесие при полной занятости.

Д. Милль разработал “уравнение международного спроса”, выделил не конкурирующие группы на рынке, вывел понятие “экономии на масштабах производства”.

А. Маршалл определил два подхода к пониманию смысла конкуренции: сам процесс и его результат. Т.Б. Оберт считает, что “разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен, позволили А. Маршаллу создать основы монополистической конкуренции”. [9. c. 4]

Ф.А. Хайек настаивал на том, что конкуренция – это процесс, благодаря которому люди получают и передают знания. С.В. Кондратюков и Е.С. Стаурский считают, что Ф.А. Хайек основной смысл конкуренции сводит не только к процедуре открытия новых возможностей использования существующих ресурсов, но и поиску абсолютно новых.

С подобным подходом согласен Й. Шумпетер, считавший, что конкуренция есть соперничество старого (архаичного) с новым (инновационным). По мнению В.К. Крутикова он “разработал “концепцию предпринимательской фирмы”, цель которой поиск стратегического преимущества на основе продуктовых и иных инноваций”. [20. с. 78]

М. Портер в своих работах неоднократно отмечал динамичность процесса конкуренции.

П. Хайне считает конкуренцию одним из эффективнейших способов получения контроля над редкими благами, имея ввиду наличие естественных монополий.

Ф. Найт существование конкуренции связывал с существованием на рынке множества компаний, отличающихся самобытностью и независимостью. Этой же позиции придерживаются Макконнелл К.Р. и Брю С.Л.

В литературных источниках, проанализированных при рассмотрении темы курсовой работы, встречается мнение, что конкуренция – это характеристика состояния рынка, а никак не процесс деятельности компаний. Но это лишь точка зрения авторов, ставшая возможной благодаря богатству русского языка.

Не смотря на множество трактовок категории “конкуренция”, все они, так или иначе, сводятся к экономическим и социальным интересам производителей и потребителей.

Ю.Б. Рубин счиатет: “Между этими интересами нет полной гармонии. Они не совпадают и противоречат друг другу. Конкуренция является порождением конфликтов интересов сторон и необходимости их реализации и защиты”. [29. c. 102]


1.2 Теории конкуренции

Как освещалось в предыдущем разделе, основной движущей силой экономики выступает конкуренция.

Ю.Б. Рубин отмечает: “В современной рыночной экономике конкуренция охватывает всю совокупность субъектов экономики, которые стараются навязать свои интересы окружению, а также защитить себя от противостоящих им чуждых интересов”. [29. c. 103]

Все вышеуказанные определения категории “конкуренция” основывались в основе своей на экономической составляющей.

На наш взгляд, важные предпосылки конкуренции определяются в равной степени и экономической ситуацией и действующим законодательством.

С.В. Кондратюков и Е.С. Стаурский ссылаются на Л. Абалкина, который считает, что “государство должно признать, что если и существует секрет рыночной экономики, то он состоит не в частной собственности, а в конкуренции. Конкуренция – это то, что заставляет рыночную экономику работать”. [20. c. 78]

Исходя из этого, можно сделать вывод, что предпосылками конкуренции, как рыночного процесса, выступает свобода экономической деятельности, определяемая действующим законодательством и гарантированная Конституцией и Гражданским Кодексом. Особое место, при этом отводится вопросам теории и практики конкуренции.

В.К. Крутиков, Т.Б. Оберт, Л.П. Кураков, Л.В. Лунев указывают на три подхода к теории конкуренции, представленные в таблице 1.2.



Таблица 1.2

Подходы к теории конкуренции

Характеристика подхода

Область теоретического применения

1

Конкуренция как состязательность на рынке

Основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция в различной интерпретации – соперничество.

2

Конкуренция как элемент рыночного механизма

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены на однородные товары

3

Конкуренция как критерий определения типа отраслевого рынка

Современная теория морфологии рынка, основанная на принципе “справедливой цены”


По мнению Т.Б. Оберт, первый подход характерен для отечественных авторов, второй – для классической экономической теории, третий – для теоретиков строения рынка и анализа его элементов.

Саксонова Е.Л., Кустова Т.Н., Клементьева Н.А. считают, что “конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших результатов”. [10. с. 24]

Г.П. Журавлева, В.Е. Сактаева, Е.Д. Цыренкова определяют конкуренцию не иначе как соперничество и борьбу. То есть, для конкуренции, согласно В.Л. Лунева, свойственно наличие “победителей” и “побежденных”.

Л. А. Исаева, Г. Г. Романова, Л. Р. Шурипа, И. В. Родионова, С. В. Гук пришли к выводу: “Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. Цель конкуренции – получение дополнительной прибыли”. [10. с. 41]

Наиболее полное, на наш взгляд, определение приводит Р.А. Фатхутдинов: “конкуренция - процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция – очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм”. [14. с. 100-101]

Развитие гуманитарного знания всегда выдвигало дилемму терминологии, которая бы адекватно указывала содержание определений и сняла функциональные ограничения в традиционном смысле и значении, и чтобы органически объединила логико-психологические и лингвистические категорий.

Любая наука имеет в своем распоряжении понятия, которые с одной стороны, не имеют четкого, точного и общепризнанного определения; с другой стороны, их смысл всем специалистам в данной области исследований предельно ясен. Множественность определений связана с тем, что каждый исследователь предлагает свое понимание термина, на основе, которой строятся целые теории. Ряд категорий, введенных специалистами, в течение некоторого времени становится очень популярным, а частота использования создает своего рода “видимость” ясности и прозрачности их смысла.

Современная теория морфологии рынка является в этом случае показательной. Это отмечает и В.М. Гальперин: “различение конкуренции и соперничества могло возникнуть лишь с появлением и развитием теории строения рынка, его морфологии”. [3. с. 20]

Инициированная Хуаном де Матьенсо теория субъективизма стоимости, описывающая соперничество внутри свободного рынка, стала отправной точной изучения морфологии рынка. Наиболее интересными в этом плане выглядят:

1)  теория квазиконкурентных рынков У. Баумоля, Дж. Панзара и Р. Виллига;

2) теория трансакционных издержек Р. Коуз;

3) теория конкуренции на основе преимуществ ресурсов С. Ханта;

4) теория добросовестной конкуренции М. Портера;

5) теория стратегически переломных моментов Э. Гроува;

6) концепция границ Д. Саттона.

Ряд специалистов при анализе категории “конкуренция” используют три подхода, представленные в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Подходы к определению категории “конкуренция”

Наименование подхода

Характеристика

Сторонники

1

Поведенческий

борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей

А. Смит;

Й.А. Шумпетер;

Ф. Хайек;

А. Шастико;

П.С. Завьялов

2

Структурный

анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя и способа выхода из него

Ф. Найт;

А.О. Курно;

Л.Н. Качалина


Продолжение таблицы 1.3

3

Функциональный

соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным

Л.Г. Азоев;

Д.Б. Борисов;

А.Б. Кулешова;

В.Д. Шкардун;

А.Ю. Юданов


Между подходами, приведенными в таблице 1.3, на наш взгляд, нет особых противоречий и несогласований, ввиду того, что они имеют свою проблему и предмет исследования – “конкуренция”. Любое же мнение формируется под воздействием факторов, свойственных историческому типу развития общества.

Ю.Б. Рубин считает, что “структурная интерпретация конкуренции выглядит вполне естественной, поскольку любые действия взаимно соперничающих участников рынка теоретически все равно подводят рынок не только к победе одних соперников над другими, но и к какому-либо из равновозможных рыночных состояний, имеющих однопорядковое значение”. [27. c. 41]

Ю.И. Коробов, склонен считать, что ключевым фактором вступает отсутствие возможности потребителя влиять на цену реализуемой продукции. По его мнению, и поведение субъектов и структура рынка являются определяющими и равнозначными.

Ю.Б. Рубин в работе “Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции” со ссылкой на А.Ю. Юданова пишет: “Позиции сторонников структурного толкования “конкуренции” настолько сильны, что сам термин конкуренция чаще всего используется в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются другим словом – соперничество”. [27. c. 41]

Там же Ю.Б. Рубин, соглашаясь с мнением В.М. Гальперина, С.М. Игнатьева, В.И. Моргунова, делает вывод: “В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению, тогда как термин “конкуренция” относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке”. [27. c. 41]

Тем самым автор подчеркивает свою приверженность ко всем трем подходам, подтверждает их правоту, состоятельность и применимость вследствие складывающейся в данный момент времени ситуации.


1.3 Виды и формы конкуренции

Экономические законы определяют деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Конкуренция является особенностью рыночной экономики, сопровождает ее экономическое развитие. Она отражает естественную эволюцию экономической жизни и проявляется в различии видов и форм. Конкуренцию, вне зависимости от ее формы и вида, определяют ее параметры. Е.Ф. Борисов, С.Н. Ивашковский основными параметрами конкуренции считают:

  1. количество фирм, поставляющих товары на рынок;

  2. свобода вхождения в рынок и выход из него;

  3. дифференциация товаров.

Важным моментом при исследовании вида и формы конкуренции является анализ экономической природы отрасли, в которой фирма работает. Руководству фирмы необходимо знать свою конкурентную среду. Если конкуренция в данной отрасли возрастает, то фирма будет иметь меньшую возможности контролировать цену товара. Для получения контроля над рынком фирма может прибегать к дорогостоящим рекламным компаниям для привлечения внимания потенциальных покупателей. Кроме того, фирма может вступать в сговор с конкурентами для уменьшения или устранения ценовой конкуренции. Наконец, фирма может попытаться стать единственным поставщиком продукта, то есть монополистом. Однако, такая фирма будет под пристальным вниманием антимонопольных регуляторов. Понимая наличие конкуренции, ее потенциал и адекватную оценку, фирма получает больше возможностей для долгосрочного успеха. Не способность понимать эти основы приведет фирму к неминуемому банкротству.

Специалисты выделяют четыре формы конкуренции (рыночной ситуации):

1) совершенная конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Анализ структуры рынка следует начинать с совершенной (чистой) конкуренции. Хотя типичная фирма не будет работать в совершенно конкурентной среде, совершенная конкуренция является эталоном для сравнения с другими производственными структурами (конкурентными средами).

Адам Смит, Альфред Маршалл на основе своих наблюдений создали несколько моделей рынка. Совершенная конкуренция - это одна из таких моделей. Она идеальна, по сути, и содержанию: нет вмешательства государства и нет монополий. Есть примеры, когда правительства предпринимают усилия, чтобы сделать этот вид экономики реальностью. Эта экономическая модель, хотя и гипотетически, вероятно, лучший способ контролировать такие вопросы, как депрессия, рост инфляции и рецессию. Кроме того, в этой модели отсутствует понятие “ассиметричная информация”. Есть несколько различных характеристик совершенной конкуренции:

1) Бесконечное количество покупателей и продавцов. В реальности, это практически невозможно, так как существует определенный предел количества продавцов, а также покупателей, которые находятся на рынке. Такая гипотеза никогда не подтвердится. Однако, есть почти аналогичные рынки, которые имеют такие характеристики. Например, на рынке поваренной соли. Здесь, с одной стороны, есть почти бесконечные источники соли со стороны предложения, в то время как, с другой стороны, наблюдается демографический рост население планеты. Это является причиной того, что цены на соль, крайне редко подвергаются колебаниям.

2) Практически отсутствуют барьеры входа и выхода на таком рынке. Следовательно, любой производитель может свободно входить в рынок, так как существует бесконечное количество единиц спроса. В то же время, он также может покинуть рынок, так как появляются новые фирмы, которые могут вытеснить его.

3) Наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о спросе, предложении и цене товара, поставляемого на рынок. Если кто-либо из продавцов, решит поднять цену на свою продукцию, то он может потерять клиентов.

4) Мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов.

5) Максимизация прибыли, выступающая приоритетным направлением в деятельности фирм.

6) Однородность продукции. Отличительной чертой данной экономической модели является то, что изделия идентичны друг другу. Например, молоком. Однородность продукции означает, что цены остаются абсолютно стабильными.

Характеристика различных форм конкуренции представлена в таблице 1.4.




Таблица 1.4

Характеристика форм конкуренции

Тип

Количество фирм в отрасли

Степень конкуренции

Дифференциация товара

Совершенная конкуренция

много фирм

очень высокая

идентичность и однородность

Монополистическая конкуренция

много фирм и много продукции

очень высокая

небольшие различия

Олигополия

несколько фирм

сговор ограничивает конкуренцию

очень схожи

Чистая монополия

одна фирма

вход новых фирм ограничен

нет


Экономисты предполагают, что на рынке существует целый ряд различных покупателей и продавцов. Это подтверждает факт наличия конкуренции на рынке, которая позволяет цене меняться в ответ на изменения спроса и предложения. Кроме того, почти каждый продукт имеет заменители, так что если один продукт становится слишком дорогим, покупатель может выбрать вместо него более дешевый. На рынке с множеством покупателей и продавцов, как потребитель, так и поставщик имеют равные возможности влияния на цену.

В некоторых отраслях, никаких товаров-субститутов и конкуренции нет. На рынке имеется только один или несколько поставщиков товаров или услуг, который(е) могут контролировать цены. Это означает, что потребитель не имеет выбора, не может увеличить его или его общую полезность и не оказывает существенного влияния на цену товара.

Монополия - это рыночная структура, в которой есть только один производитель или продавец продукта. Иными словами, масштабы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Вход на такой рынок ограничен из-за высокой стоимости или других препятствий, которые могут быть экономическими, социальными или политическими. Например, правительство может создать монополию в энергетической отрасли, чтобы осуществлять контроль над тарифами. Еще одной причиной барьеров для вхождения в монополистический рынок, являются исключительные права фирмы на природные ресурсы. Например, в Саудовской Аравии правительство имеет исключительный контроль над нефтяной промышленностью. Монополия может также формироваться в том случае, когда компания имеет авторское право или патент, ограничивающий других от входа в рынок.

Суть олигополии сводится к существованию нескольких фирм, объединенных в отрасль. Они имеют полный контроль над ценой продукции и ограничивают доступ на рынок для возможных конкурентов. Любое изменение в количестве предлагаемой олигополиями продукции неизбежно скажется на цене.












Глава 2. Конкурентная борьба и конкурентоспособность

2.1 Теоретико-методические основы конкурентоспособности

В последние годы понятие “конкурентоспособность” стало новой парадигмой в экономическом развитии.

В.В. Дорофеева считает, что “ понятие “конкурентоспособность” в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг стало ключевым наряду с понятием “эффективность”, а проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из главных в деловой, экономической и политической жизни”. [18. с. 11]

В современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается множество различных трактовок категории “конкурентоспособность”.

С.В. Кондратюков, Е.С. Стаурский [20], В.В. Дорофеева [18] считают, что наиболее полными и наиболее часто цитируемыми являются определения “конкурентоспособности”, приведенные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Популярные определения категории “конкурентоспособность”

Автор

Определение

М. Портер

“свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений”

Е. Визер

“способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке”

В.Л. Лунев

“главный фактор, который определяет стратегическую позицию предприятия в современной бизнес-среде”

Продолжение таблицы 2.1

О.В. Аристов

“состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получит при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне”

А.Е. Воронков

“совокупность производственно-финансовых, интеллектуальных и трудовых возможностей предприятия, обеспечивающих ему устойчивые конкурентные позиции на рынке”

Р.А. Фатхутдинов

“свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке”


В результате анализа литературных источников на предмет анализа категории “конкурентоспособность” В.В. Дорофеева сделала вывод, что чаще всего термин “конкурентоспособность” используется в отношении товара (Ю.В. Сухотин, И.М. Лифиц, О.В. Ковылина, В.Н. Киндеева, Е.Ю. Бармина, О.Ю. Мичурина, Е.Белый и С.Барашков), реже – в отношении предприятия (Г.Л. Азоев, Г.Л. Багиев, А.Е. Воронкова, Н.Ю. Круглова, Л.Л. Палехова, А.К. Тутунджян, Н.С. Яшин, Т. Коно, М.О. Ермолов, И.В. Сергеев, авторы, представленные в таблице 2.1).

В.В. Дорофеева пишет: “Проведенные исследования позволили установить, что зачастую понятие конкурентоспособности предприятия подменяется понятием конкурентоспособности товара. Их отождествление является ложным, прежде всего потому, что второе оценивает потребитель с помощью механизма потребительских предпочтений за относительно короткие периоды. В оценке конкурентоспособности предприятия принимают участие не только потребители, но и предприниматели, эксперты” [18. с. 12].

В.В. Бирюкова и А.Л. Ахтулова соглашаются с мнением Дорофеевой В.В.: “Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы взаимосвязаны, при этом имеется и ряд принципиальных отличий. Конкурентоспособность продукции – это характеристика каждого конкурентного изделия, а при оценке конкурентоспособности предприятия принимается во внимание вся изменяющаяся номенклатура выпускаемой продукции. Анализ конкурентоспособности продукции проводится в зависимости от фазы жизненного цикла изделия, а конкурентоспособность предприятия анализируется в менее определенном периоде, длительность которого зависит от целей исследования”. [7. с. 23]

В связи с этим уместно представить классификацию конкурентоспособности (таблица 2.2), учитывающую различие взглядов к трактованию и пониманию сущности.

Таблица 2.2

Классификация конкурентоспособности

Классификационный признак

Вид

по виду

техническая;

социальная;

экономическая;

организационная

по уровню

глобальная;

локальная

по временному горизонту

статичная;

динамичная


Определяющим, на наш взгляд, является мнение С.В. Кондратюкова, Е.С. Стаурского: “конкурентоспособность – самостоятельная категория, выступающая как основное свойство любых функционирующих экономических объектов, которые уже имеют определенную долю рынка. При этом необходимо подчеркнуть не абстрактный, а конкретный ее характер, относящийся к реально действующим предприятиям и их продуктам” [20. с. 80]. Тем самым авторы подчеркивают наличие связи предприятия и продукта им производимого, и что конкурентоспособность – это совокупность определенных факторов в разрезе микро и макро среды. Изучением этих вопросов в различное время занимались отечественные и зарубежные ученые. Можно сослаться на труды А. Хоскинга, И. Ансоффа, А. Шулус, М.Г. Лапусты, Л.Г. Шаршуковой. Глубинный анализ этого вопроса был проведен С.В. Кондратюковым, Е.С. Стаурским [20. с. 82]. Исследование охватило 8 факторов конкурентоспособности, которые учитывали в своей работе 7 специалистов: М. Портер, Т. Коно, А. Оливье, М. Мескон, М. Брун, О.В. Аристов, Р.А. Фатхутдинов.

















Рисунок 2.1 Частота упоминаний основных факторов конкурентоспособности

Специалисты, чье мнение учитывалось при анализе факторов конкурентоспособности, приоритетными считают высокий уровень производственного менеджмента, финансово-экономическое положение предприятия, качество продукции и уровень товарных цен. При этом, величине и динамике спроса на продукцию, эксклюзивным ценностям внимание в своих трудах уделяют лишь М. Портер и Р.А. Фатхутдинов.

На рисунке 2.2 представлен охват специалистами факторов конкурентоспособности





















Рисунок 2.2 Охват факторов конкурентоспособности


Охват факторов конкурентоспособности показывает, что наибольшее количество их было рассмотрено Т. Коно, М. Портером и Р.А. Фатхутдиновым.

У.Ж. Алиев и Ж.Е. Шимшиков [16] выделили и обосновали в своей работе “инновационный конкурентный фактор”, включающий восемь уровней глубины инноваций. Подобный подход к конкурентоспособности был впервые предпринят Ф. Валентой. Казахстанские специалисты существенно обогатили его и адаптировали к современным условиям рыночной экономики.


2.2 Стратегии конкурентной борьбы и их характеристика

Каждый субъект экономического хозяйства уникален и обособлен от окружения. В условиях рынка каждому участнику приходится соперничать [29. с. 106]:

- с контрагентами (потребители и поставщики) – за лучшие контракты, приемлемые цены и качество;

- с партнерами по бизнесу – за выгодные условия сотрудничества;

- с ранее нанятыми работниками – за обеспечение выполнения заключенных трудовых контрактов;

- с потенциальными работниками – за обеспечение более выгодных условий контрактов в процессе их обсуждения и заключения;

- с органами государственной власти и управления – за выгодные условия ведения бизнеса и совместного сотрудничества.

В целях достижения успеха в деятельности и получения положительного эффекта, субъектам хозяйствования необходимо решать проблему конкуренции и конкурентоспособности.

Ю.В. Мишин выделяет следующие методологические подходы:

1) теория национальной конкурентоспособности (М. Портер);

2) концепция факторов конкурентоспособности (К. Тоехиро);

3) факторная оценка определения уровня конкурентоспособности производства (А. Оливье, А. Дайнан, Р. Уоренс).

М. Портер в своей концепции акцентирует внимание на эффективном использовании факторов производства (производственных ресурсов). При этом он определят следующие детерминанты конкурентного преимущества:

- параметры производственных факторов;

- параметры внутреннего спроса;

- наличие на международном рынке конкурентных отраслей;

- индивидуальная стратегия фирм.

М. Портер характеризовал состояние конкуренции на рынке как воздействие на фирму пяти сил конкуренции:

1) угроза появления новых конкурентов;

2) угроза появления товаров-заменителей (субститутов);

3) способность поставщиков участвовать в процессе формирования цен с учетом скидок;

4) способность покупателей торговаться;

5) соперничество существующих конкурентов между собой.

Рисунок 2.1 иллюстрирует модель конкурентных сил М. Портера.













Рисунок 2.1 Модель пяти сил конкуренции

М. Портер в своих трудах утверждает, что разработанные им стратегии являются универсальными, поскольку они применимы к большому разнообразию ситуаций и контекстов. Стратегии М. Портера:

1) общее лидерство по издержкам;

2) дифференциация;

3) ориентация на определенный сегмент (нишу) рынка.

Родовые стратегии определяют направления для компаний в разработке систем мотивации, процедур контроля, а также организационные мероприятия. В периоды сжатия производства, инфляционных процессов в экономике модель М. Портера способна видоизменяться, вбирать в себя новые компоненты.

Ю.Б. Рубин считает, что к пяти силам конкуренции М. Портера необходимо добавить:

1) государство, с его лаговыми процессами и прочими ограничительными барьерами;

2) общественные группы действия, признающие, либо не признающие деятельность какого-либо субъекта рынка;

3) наличие на рынке свободных и занятых трудовых ресурсов;

4) бизнес-партнеры, следующие своим субъективным экономическим интересам.

К. Тоехиро в результате структуризации факторов конкурентоспособности фирм, основным фактором определил интегральный показатель доли рынка (сегмент).

На рисунке 2.2 представлен граф конкурентоспособности К. Тоехиро.










Рисунок 2.1 Граф конкурентоспособности

А. Оливье, А. Дайнан, Р. Уоренс определили восемь факторов, характеризующих сильные и слабые стороны позиций фирмы на рынке. Эти факторы позволяют оценить деятельность производителей товаров на количественном и качественном уровне.

Многоугольник конкурентоспособности А. Оливье, А. Дайнана, Р. Уоренса представлен на рисунке 2.3.










Рисунок 2.3 Многоугольник конкурентоспособности

В обобщенном виде стратегии конкуренции представлены в виде рисунка 2.4.













Рисунок 2.4 Стратегии конкуренции

Характерной особенностью рисунка 2.4 является использование подхода М. Портера к определению конкурентных преимуществ.

Общее лидерство по издержкам требует от компании разработки учетной политики, направленной на снижение себестоимости продукции. Стратегия компании, направленная на контроль затрат, включает в себя организацию эффективного производства, жесткий контроль накладных расходов и затрат по труду, минимизацию операционных расходов. Делая издержки производства и потребления ниже, чем у конкурентов компания получает лидерство в отрасли. Если две конкурирующие компании одновременно прибегают к данной стратегии, то это может привести к “ценовым войнам” и минимизации прибылей. Основные изменения в технологии могут кардинально изменить производственные процессы так, что предыдущие инвестиции в технологии производства становятся не выгодны. Наконец, фирмы могут стать настолько обременены сохранением низких затрат, что необходимые изменения в производстве или маркетинге ими уже не учитываются. Стратегия испытывает сложности в динамичной среде, потому что некоторые из расходов, которые фирма стремится минимизировать, являются расходами на исследования и разработки или расходы для того, чтобы оставаться конкурентоспособными (нормальная прибыль должна иметь место).

Стратегия дифференциации продукта или услуги, требует, чтобы фирма изменила что-либо в своем продукте или услуге, и это воспринималось как уникальность для всей отрасли. Клиенты также должны быть чувствительны к изменению цены. Добавление характеристик товара означает, что затраты на производство или распределение дифференцированной продукции могут быть несколько выше, чем цена обычной, недифференцированной продукции. Клиенты должны быть готовы платить больше, чем предельная стоимость добавления отличительной особенности, чтобы стратегия дифференциации была успешной. Дифференциация может быть достигнута благодаря многим функциям, которые делают товар или услугу уникальными. Возможные стратегии для достижения дифференциации могут включать в себя: гарантии, имидж бренда, технологии, особенности, услуги, качество (ценность), наличие дилерской сети. Дифференциация не позволяет фирме игнорировать издержки. Это делает продукцию фирмы менее подверженной ценовому давлению конкурентов, потому что клиенты считают, что если продукт уникален, то они готовы платить дополнительную цену, чтобы иметь в своем распоряжении продукт с желаемыми и характеристиками. Дифференциация может быть достигнута с помощью функций реального товара или же за счет рекламы, которая приводит клиентов к восприятию уникальности продукта.

Дифференциация может вызвать лояльность потребителей к бренду и снижению ценовой эластичности. Дифференциация может также привести к увеличению прибыли и сокращению уровня издержек. Фирмы должны оставаться чувствительными к стоимости отличительных особенностей товара. Они должны тщательно следить за дополнительными издержками дифференциации своего продукта, и как эта разница отражается на цене. Предприятия, реализующие стратегию дифференциации, уязвимы для различных конкурентных угроз. Клиенты, которые чувствительны к цене могут отказаться от желательных черт в пользу менее затратной альтернативы. Часто те же фирмы, которые продают брендовые товары, производят продукцию под собственной торговой маркой. Эти два продукта могут быть физически идентичны, но продавцы имеют возможность продавать собственную продукцию по более низкой цене, потому что очень мало денег было вложено в рекламу.

Имитация может также уменьшить воспринимаемые различия, когда конкуренты копируют характеристики товара. Таким образом, для фирмы, чтобы снизить расходы на маркетинговые исследования и НИОКР, необходимо добавить в товар особенности, скопированные у конкурента. Существенный риск для предприятий, реализующих стратегию дифференциации - изменение вкусов потребителей. Популярность присущая товару в этом сезоне, вовсе не гарантированна в следующем.

Стратегия сегментации рынка представляет собой концентрацию усилий фирмы на конкретном заказчике, географической зоне, канале сбыта, стадии процесса производства, или рыночной нише. Базовое положение стратегии заключается в том, что фирма способна лучше, более эффективно обслуживать ограниченный сегмент, чем конкуренты могут обслуживать более широкий круг клиентов. Фирмы, таким образом, могут быть в состоянии дифференцировать себя на основе удовлетворения потребностей клиентов, или они могут быть в состоянии добиться снижения издержек в пределах ограниченных рынков. Эта стратегия является эффективной в том случае, когда клиенты имеют отличительные предпочтения или специализированные потребности. Такая стратегия также может быть целесообразна, если целевой рынок слишком мал для поддержки крупномасштабных операций. Многие фирмы начинают с малого, и расширяются до масштабов национальной компании. Фирмы, следующие стратегии сегментации наиболее полно концентрируется на специфических потребностях своих клиентов. Продукты и услуги могут быть разработаны для удовлетворения потребностей покупателей. При этом фирма должна четко определить свою ориентацию на рынке, для какого круга лиц она работает. Это могут быть только физические лица, или только юридические.

Фирмы, использующие стратегию сегментации также способны лучше адаптировать рекламу и рекламные усилия на определенной нише рынка. Фирма работает на конкретного клиента, который косвенно участвует в принятии ключевых решений.

Потенциальные трудности, связанные с реализацией стратегии включают сужение различий между ограниченностью рынка и отрасли в целом. Национальные фирмы регулярно проводят мониторинг стратегий фирм-конкурентов на различных субрынках. Тем самым, они получают возможность копирования наиболее успешных стратегий.

Целевой сегмент рынка должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить приемлемый уровень доходности и конкурентоспособности. Еще одна потенциальная опасность состоит в том, что в данный сегмент может внедриться более крупный конкурент, расширяющий сферы своего влияния.

В последнее десятилетие появилось много инновационных направлений в стратегиях конкуренции и конкурентоспособности. Ведущие позиции принадлежат стратегиям, использующим возможности сети Internet.

Согласно М. Портера фирмы в “новой экономике” могут успешно конкурировать, используя два подхода: оперативная эффективность (делать лучше, чем конкуренты); стратегическое позиционирование (делать по-разному и достигать уникальной ценности для клиентов).

Internet влияет на операционную эффективность и стратегическое позиционирование по-разному. Трудность для компаний заключается в поддержании эксплуатационных преимуществ, но открывает новые возможности для достижения или укрепления отличительной стратегии позиционирования. Internet является мощным инструментом повышения оперативной эффективности.

Internet-технологии могут стать хорошим дополнением к успешной стратегии, но этого недостаточно. В сущности, Interne-приложения не являются решающими в конкурентной борьбе. Критически важные корпоративные активы - квалифицированный персонал, собственные технологии, эффективность логистических систем - остаются нетронутыми, а ведь они часто являются достаточно сильными, чтобы сохранить существующие конкурентные преимущества.

Тем не менее, Internet дает ощутимые преимущества для пользователей, испытывающих определенные потребности в товарах и услугах. Они могут сравнивать предоставляемую информацию, анализировать ее, и совершать свой независимый выбор товара, марки, дилера.

Е. Ким, Д. Нам, Л. Стимперт [46] предложили гибридную стратегию, сочетающую в себе элементы лидерства по издержкам или дифференциацию.

Эти авторы пришли к выводу, что лидерство по издержкам и дифференциация должны быть объединены, чтобы достичь успеха в сети Internet.























Глава 3. Влияние конкуренции на экономическую деятельность

3.1 Особенности современных конкурентных отношений

Ю.Б. Рубин отмечал, что “конкурентоспособными участниками рынка становятся при условии формирования потенциала конкурентоспособности (в том числе материального, технологического, человеческого, финансового, организационного, коммерческого, административного и др.) и достижения конкурентоспособных результатов (производство конкурентоспособных товаров, оказание конкурентоспособных услуг, выполнение конкурентоспособных работ)”. [27. с. 61]

Состояние конкуренции в стране за анализируемый период оценивается с использованием системы определенных показателей (индикаторов) (рисунок 3.1).























Рисунок 3.1 Признаки показателей конкуренции


Каждый из перечисленных на рисунке 3.1 признаков имеет непосредственное отношение к количеству субъектов хозяйствования в стране за анализируемый период времени и его динамике.

Динамика количества хозяйствующих субъектов за период с 2011 по 2015 годы представлена на рисунке 3.2.















Рисунок 3.2 Динамика количества хозяйствующих субъектов

Данные рисунка 3.2 характеризуют общую ситуацию с динамикой численности предприятий и организаций в Российской Федерации. За анализируемый период количество предприятий и организаций увеличивалось незначительно, прирост в 2015 году по отношению к 2011 составил 103, 2%. Общая динамика роста наблюдалась на фоне структурных изменений в отраслях производственного и непроизводственного секторов экономики.

В таблице 3.1 приведены данные по динамике численности предприятий в зависимости от сферы их деятельности. Основным критерием составления таблицы явились виды деятельности, удельный вес которых в общем объеме составил более 1%. Анализируемый период – 2011 – 2014 годы.



Таблица 3.1

Численность хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Число хозяйствующих субъектов, тыс.

2011

2012

2013

2014

Сельское хозяйство

193,4

179,9

169,4

149,6

Обрабатывающие производства

402,5

403,9

405

403,1

Строительство

431,8

437,7

449,5

483,6

Оптовая и розничная торговля

1788,5

1799,1

1784,6

1697,4

Гостиницы и рестораны

90,8

93,2

96,4

104,8

Транспорт и связь

266

278,1

288,6

313,4

Финансовая деятельность

101,1

102

102,1

101,5


Исходя из данных, представленных в таблице 3.1, можно сделать соответствующие выводы. За анализируемый период наблюдается существенное сокращение количества хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве, в сфере охоты и лесного хозяйства на 22,65%, в оптовой и розничной торговле на 5,09%. Необходимо отметить, что в сельском хозяйстве наблюдалась устойчивая тенденция снижения количества хозяйствующих субъектов, в то время как в сфере оптовой и розничной торговли в 2012 году по отношению к 2011 году имел место незначительный рост на 0,59%, при последующем снижении показателя в 2014 году по отношению к 2013 году на 4,89%. Федеральная служба государственной статистики в отчете о социально-экономическом положении России за январь 2016 приводит следующие данные по обороту организаций по видам экономической деятельности. Всего оборот на 1 января 2016 года - 10134 млрд. рублей, что в процентах к январю 2015 года составляет 96,9, а к декабрю 2015 года – 68,5. Налицо снижение показателей. Что касается анализируемых направлений деятельности, то ситуация в них представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Оборот организаций по видам экономической деятельности.

Вид экономической деятельности

Оборот, млрд. рублей

Отклонение

01.01.2015

01.01.2016

в сумме

в %

Сельское хозяйство

147,9

158,7

10,8

107,3

Обрабатывающие производства

2243,8

2183,2

-60,6

97,3

Строительство

281,7

273,0

-8,7

96,9

Оптовая и розничная торговля

4455,1

4129,9

-325,2

92,7

Гостиницы и рестораны

64,3

66,2

1,9

103

Транспорт и связь

839,1

863,4

24,3

102,9


Как видно из таблицы 3.2 увеличение объемов оборота произошло в сельском хозяйстве - на 10,8 млрд. рублей, гостиничном, ресторанном секторе, на предприятиях транспорта и связи - 1,9 и 24,3 млрд. рублей соответственно. Если количество предприятий гостиничного бизнеса, ресторанов, транспортных организаций и предприятий связи стабильно увеличивается и рост оборотов здесь очевиден, то в сельском хозяйстве при снижении количества хозяйствующих объем оборотов растет. Это, на наш, взгляд связано с санкционными мероприятиями в отношении России, подорожание продукции импортного производства и правительственная переориентация на отечественного производителя сельхозпродукции. При этом индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года составил 96,5%.

Опасения вызывает ситуация снижения объемов оборота в оптовой и розничной торговле на 325,2 млрд. рублей. Это, несомненно, явилось следствием общего сокращения предприятий в это сфере деятельности.

Определяющим, как нам кажется, выступает показатель розничного товарооборота, ориентированный на среднестатистического гражданина. По оценке Минэкономразвития России оборот розничной торговли снизился с 30,67 трлн. рублей в 2014 году до 27,6 трлн. рублей в 2015 году, то есть практически на 10 %. Специалисты считают, что это связано изменением поведения потребителей, вызванное колебаниями курса национальной валюты, с сопутствующим ему удорожанием продукции, в том числе импортного производства. Это вызвало общее снижение уровня потребления. Е. Быркова [38] в аналитическом обзоре российской розничной торговли в 2015 году ссылается на результаты исследования Росстата: на 1 января 2016 года, в сфере розничной торговли было зарегистрировано 1418,7 тысяч предпринимателей (-1,3% по сравнению январем прошлого года). Среднегодовой темп роста цен за период 2011-2015 годы составил 108,7%. Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к январю 2015 года составляли 97,7%. За период с 2011 по 2016 годы произошло резкое сокращение количества розничных рынков, остаточно популярных среди населения. Если в 2011 году их количество составляло 3427, то в 2016 году – 1308. Тем самым среднегодовой темп снижения их количества составил более 25%. А за анализируемый период количество розничных рынков сократилось на 61,8%. Информация о снижении оборота розничной торговли Министерства экономического развития Российской Федерации [44] представлена на рисунке 3.3.







Рисунок 3.3 Оборот розничной торговли за 2011-2015 годы

Показательно, что доля пищевых продуктов в обороте розничной торговли в фактических ценах к итогу за период с 2011 года по 2015 год в среднем составляла 47%.

В контексте изменения показателей по товарообороту необходимо обратить внимание на соотношение импортных и экспортных операций (рисунок 3.4) [44].











Рисунок 3.4 Соотношение импорта и экспорта

Информация, представленная на рисунке 3.4, иллюстрирует ситуацию общего снижения операций по импорту и экспорту в пределах анализируемого периода. Так, экспортные операции сократились с 2011 года на 175,1 млрд. дол., импортные - на 124,5 млрд. дол. В относительных показателях это сокращение выглядит следующим образом: экспорт сократился на 33,97%, импорт – на 39,08%. Основная причина заключается в падении среднеквартальной цены нефти в 2015 году по сравнению с январем-мартом 2014 года почти в два раза.

Структура товарных ресурсов розничной торговли в процентах представлена на рисунке 3.5.











Рисунок 3.5 Структура товарных ресурсов (в %)


Аналитический центр Юрия Левады на http://www.levada.ru опубликовал данные опроса о товарных предпочтениях россиян. При этом исследовательская группа просила респондентов учитывать цену и качество товаров. Результат показал, что по состоянию на конец 2015 года 91% из числа опрошенных предпочитает приобретать отечественные продукты питания, 48% - отечественную обувь и одежду, 43% - товары длительного пользования и предметы домашнего обихода. Нынешний рост товарных цен опрошенные респонденты относят на снижение курса национальной валюты (59%), падением цен на нефть (49%), санкциями (29%), спадом производства (21%), низкой конкуренцией (6%).

Последовательное замедление общеэкономического роста в 2011‑2014 годах с 4,3 до 0,7 % (против 4,5 % в 2010 году), переросшее в 2015 году в падение ВВП на 3,7 %, связано как с ослаблением внешнеэкономического фактора роста, который до кризиса выражался в исключительно высокой динамике цен на нефть и возрастающем спросе на продукцию российского экспорта, так и с отсутствием устойчивых внутренних факторов экономического роста.

При проведении анализа данных, мы считали, что они в достаточной степени являются косвенными показателями развития конкуренции и не учитывают ряд ограничивающих факторов административного, экономического и технологического порядка. Тем не менее, сокращение количества хозяйствующих субъектов, так или иначе, ведет к сужению конкурентной среды, снижению, пусть незначительному, но ощущаемому, уровню конкуренции.

А.Е. Шастико, С. Голованова, П. Крючкова оценили общий эффект от слабой конкуренции в отдельных отраслях. Они исходили из того, что проблема слабой конкуренции обусловливает меньшие объемы производства, более высокие цены, большие издержки на смежных рынках. О.В. Мальцева подчеркивая важность работы ученых во главе с А.Е. Шастико считает, что “по результатам исследования была получена интегральная количественная оценка потерь для экономики, возникающих вследствие недостаточного развития конкуренции в различных ее секторах. Проанализировав потери от ограничения конкуренции в пяти секторах экономики – газовом секторе, секторе грузовых железнодорожных перевозок, строительстве, фармацевтике и ограничениях на импорт, - авторы сделали вывод о том, что даже самая консервативная оценка возникающих потерь составляет не менее 1,6 трлн. рублей в год, или 3% отечественного ВВП”. [21. с.73-74] Лучшей иллюстрацией этому являются статистические показатели изменения уровня ВВП в процентах к предыдущему году, представленные на рисунке 3.6.
















Рисунок 3.6 Динамика уровня ВВП


Информационный портал http://economy.gov.ru [44] озвучивает современную экономическую ситуацию следующим образом: “Особенность 2015 года состоит в том, что динамику ВВП вытянул внешний спрос (несмотря на то, что цены на продукцию российского экспорта и темпы роста мировой экономики оставались на низких уровнях), в то время как все компоненты внутреннего спроса показали отрицательную динамику. Падение внутреннего спроса (на 10,3 %) было компенсировано ростом экспорта (3,1 %) и резким снижением импорта (- 25,6 %), что также свидетельствует о слабости внутреннего спроса. Расходы на конечное потребление сократились в целом на 7,8 %, в том числе потребительский спрос домашних хозяйств - на 10,1 %, государства - на 1,8 процента. Инвестиционный спрос сократился на 18,3 %, в том числе валовое накопление основного капитала - на 7,6 процента”.

Анализ, проведенной счетной палатой РФ позволил сделать следующий вывод. Индекс промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился и составил 96,6 % (в 2014 году - 101,7 %). В 2015 году по сравнению с 2014 годом лишь в добыче полезных ископаемых отмечалась положительная динамика - 100,3 % (в 2014 году -101,4 %). Индекс производства по виду деятельности “производство и распределение электроэнергии, газа и воды” в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился и составил 98,4 % (в 2014 году - 99,9 %). Речь идет о естественных монополиях, деятельность которых регулируется соответствующим законодательством. Конкурентная среда в этой сфере, как правило, ограничивается определенным количеством субъектов и во времени изменяется не значительно. Количество регулируемых субъектов составило по годам: 2011 – 3214; 2012 – 4382; 2013 – 4125; 2014 – 3768. К данным субъектам относятся предприятия и организации газовой, нефтяной отраслей, электроэнергетика, транспорт. Цены в данных секторах определяются с учетом тарифного регулирования.

Цена на газ является одним из ключевых факторов, определяющих рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене на электроэнергию составляет около 30 % с незначительными колебаниями от года к году. Рост цен на газ транслируется в инфляцию в основном через рост стоимости электроэнергии и тепло энергии, а также через рост стоимости других коммунальных услуг, включая оплату за газоснабжение. В течение описываемого периода был введен формульный подход к расчетам НДПИ на газ с учетом темпов индексации оптовых цен на газ на внутреннем рынке, многокомпонентного состава газа, макроэкономических показателей, ценовой конъюнктуры на целевых рынках сбыта, а также показателей экономической эффективности проектов по добыче газа горючего природного. В 2014 году осуществлен переход на долгосрочное регулирование тарифов по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам до 2020 года. Так, предусмотрено, что на период 2015‑2017 гг. индексация составит 90 % от ожидаемого уровня потребительской инфляции за соответствующий период, а на период 2018‑2020 гг. индексация составит 90‑100 % от ожидаемого уровня потребительской инфляции за соответствующий период.

А.Е. Шастико считает: “Сохранение преимуществ ОАО “Газпром”, сочетающего положение единственного экспортера и оператора магистральной газотранспортной системы, дает ему возможность контролировать рыночные позиции независимых поставщиков. Невозможность наравне конкурировать с “Газпромом” делает для независимых компаний привлекательной позицию “под ценовым зонтиком” - если нет возможностей расширить рыночную долю, нет и стимулов намного снижать цену по сравнению с ценой “Газпрома”. [35]

В сфере электроэнергетики, в 2015 году, по оценке Минэкономразвития России, для всех категорий потребителей цены и тарифы выросли в среднем за год на 5,0 ‑ 5,3 % (2014 году на 5,8 %). Более низкий рост цен на электроэнергию по сравнению с 2014 годом (5,8 %) обусловлен ограничениями роста регулируемых тарифов сетевых организаций и менее существенным повышением тарифов для населения. C целью совершенствования долгосрочного регулирования Правительством Российской Федерации была продолжена реализация Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года, включающей план-график издания нормативных правовых актов для ее реализации. На протяжении всего периода 2011‑2015 годов тарифы на электроэнергию для всех категорий потребителей выросли в 1,33 раза, что ниже уровня инфляции за соответствующий период. Основной причиной роста тарифов стало увеличение цен на газ, способствовавшее росту цен на оптовом рынке электроэнергии. Вместе с тем за счет принимаемых мер по ограничению роста регулируемых тарифов сетевых организаций конечный прирост тарифа на розничном рынке оказался одним из самых низких среди компаний инфра- структурного сектора. III. Регулируемые тарифы на производство, передачу и распределение тепловой энергии повышались на протяжении всего периода, исходя из роста затрат на топливо и других издержек, а также необходимости реализации инвестиционных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения. За 2011‑2015 годы рост тарифов составил 1,5 раз, что соответствует уровню инфляции за данный период.

На железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые ОАО “РЖД” в регулируемом секторе рост тарифов в 2011 году составил 7,5 %, в 2012 году - 5,6 %, в 2013 году - 5,4 %. В 2014 году в целях поддержки отечественных грузоотправителей Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от индексации железнодорожных тарифов. Данное решение позволило увеличить объем грузооборота железнодорожного транспорта на 4,7 %. При этом с учетом ввода правил изменения железнодорожных тарифов в рамках ценовых пределов ОАО “РЖД” было принято решение о введении повышающих коэффициентов на перевозку нефти и нефтепродуктов с 1 августа 2014 г. на 13,4 процента. За период 2011‑2015 годов тарифы на грузовые железнодорожные перевозки выросли в целом в 1,38 раза. По оценке Минэкономразвития России, стоимость вагонной составляющей за 2011‑2015 годы снизилась в 2,7 раза. При этом ставка за использование полувагона в конце 2011 года превышала 1500‑1800 рублей / сутки, а в начале 2015 года не превышала 500 рублей / сутки. Такое снижение доходности работы вагонов объясняется ростом конкуренции между операторами в связи со стабильным ростом размера вагонного парка до января 2015 года, а также снижением объема погрузки на сети железных дорог России. Рост тарифов для организаций железнодорожного транспорта - пассажирских перевозчиков на услуги за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования за 2011‑2015 составил 24,8 %. При этом в целях снижения убытков железнодорожного комплекса, индексация тарифов за услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта в 2014 году не проводилась. Для населения рост тарифов в регулируемом сегменте пассажирских перевозок в дальнем следовании за 2011‑2015 годы составил 66 %.

Вопросы, касающиеся деятельности легальных монополий регулирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности 
(Роспатент). Информация об охранных документах на объекты собственности и их динамике за период с 2011 по 2015 годы представлена в таблице 3.3 [40]. Таблица 3.3 Мониторинг выданных охранных документов
Наименование объекта Количество выданных охранных документов
2011 2012 2013 2014 2015
Изобретения
всего 29999 32880 31638 33950 34706
в т.ч. юридическим лицам 21160 24010 23273 24411 27701
физическим лицам 8839 8870 8365 9539 7005
иностранным лицам 9660 10399 10260 10885 12146
Полезная модель
резидентам 10571 11152 12154 12267 8390
нерезидентам 508 519 499 813 618
Прмыщленный рбразец 1622 1390 1155 1412 2031
Товарный знак 16311 19284 18095 19601 20539
По информации предоставленной информационным сайтом http://www.rupto.ru на 18.04.2016 Федеральной службой по интеллектуальной собственности действующих охранных документов на объекты промышленной собственности насчитывается: на изобретения - 221 199; на полезные модели - 56 595; на промышленные образцы - 28 951; на товарные знаки, поданные по национальной процедуре - 346 300.

В целом ситуация по выданным охранным документам сохраняет положительную динамику с четко выраженным трендом на повышение.


3.2 Конкурентные преимущества

В Российской Федерации на сегодняшний день сложилась достаточно благоприятная ситуация с наличием детерминант национальных конкурентных преимуществ.

А.И. Погорлецкий со ссылкой на М.Портера к конкурентным преимуществам России относит: “параметры факторов, включая количественные и качественные характеристики населения, природные и финансовые ресурсы; параметры спроса, охватывающие численность, платежеспособность и требовательность потребителей; родственные и поддерживающие отрасли, создающие мощные кластеры специализации экономики страны; стратегические, структурные и конкурентные аспекты деятельности компаний”. [26. c. 9]

Г.Л. Азоев, А.П. Челенков, В.Н. Задорожный, И.С. Крутько, Т.Н. Сиротинская, О.В. Черкасова имеют свое видение конкурентных преимуществ, которое выражается в компонентах, представленных в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Конкурентные преимущества

Наименование

Характерные особенности

Ресурсные преимущества

дешевое и качественное сырье;

наличие поставщиков;

система эффективного использования ресурсов


Продолжение таблицы 3.4

Технологические преимущества

современное оборудование;

патентованные технологии

Интеллектуальные преимущества

высококвалифицированный персонал;

эффективный менеджмент

Рыночные преимущества

свобода вхождения в рынок;

наличие эффективной доли рынка и каналов распределения;

эффективная система сбыта и стимулирования

Инновационные преимущества

использование в деятельности достижений науки и техники;

комплексная автоматизация производственного процесса

Социокультурные преимущества

эффективная сегментация рынка


Г.Ю. Гуляев считает, что “быстро утрачивающими свою значимость являются конкурентные преимущества, связанные с дешевой стоимостью рабочей силы или сырья, достижениями эффекта масштаба, наличия оборудования, методов, легко доступных конкурентам” [17. c. 238].

Согласно данным Статистического сборника по труду и занятости [12] в Российской Федерации на начало 2015 года совокупная рабочая сила составляла 75428 тыс. человек, из которых занятыми являются 65,3% при общей трудоспособности 58,4%.

Индикаторы рынка труда представлены на рисунке 3.7.















Рисунок 3.7 Сравнительные индикаторы рынка труда в процентах к прошлому году











Рисунок 3.8 Динамика среднемесячной заработной платы


В результате снижения совокупных затрат труда в анализируемом периоде наметилась определенная тенденция уменьшения индекса производительности труда. Снижение такого параметра как индекс производительности труда говорит о том, что негативные процессы в экономике страны сказались на выработке и производительности. Смысл деятельности предприятий в рыночной экономике сводится к максимизации доходов при неизменном увеличении выработки и производительности. Одной из вероятных причин подобного явления мог стать мотивационный фактор – уровень заработной платы. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в процентах к предыдущему году представлена на рисунке 3.8.

Обращает на себя внимание снижение реальной заработной платы, сказывающееся на покупательной способности населения. Повышение общего уровня цен, склонность к сбережению и накоплению денежных средств населением, вызывает рост конкуренции между производителями и продавцами за клиента. Согласно законам спроса и предложения теоретически ожидаемо снижение цен, но он не происходит. Тем саамы намечается определенный дисбаланс в развитии конкурентоспособности.

Существенным фактором, снижающим уровень конкурентоспособности является показатель накопленного износа основных производственных фондов. Степень износа основных фондов (по состоянию на конец года) [4. с. 11] в процентах представлена на рисунке 3.9.











Рисунок 3.9 Степень износа основных фондов (в процентах)


Степень износа основных фондов неизменно увеличивалась за анализируемый период и достигла к 2014 году практически пятьдесят процентов. Рисунок 3.9 демонстрирует ситуацию, при которой увеличение износа в среднем за год почти на 1% сопровождается незначительным - менее 1% за год, обновлением основных фондов.

Г.Ю. Гуляев отмечает, что “наиболее надежными и удерживаемыми длительное время яявляются конкурентные преимущества, заключающиеся в наличие запатентованной технологии, уникальных товаров и услуг, положительной репутации фирм, налаженных каналах сбыта”[17. c. 238].

А.И. Погорлецкий считает, что “российские хозяйствующие субъекты обладают достаточной степенью международной конкурентоспособности в части применения по отношению к ним умеренных ставок налогов на прибыль, индивидуальных подоходных налогов и НДС” [26. с. 15]

Обладая достаточно хорошей ресурсной базой, высоким уровнем образования, четко ориентированными на экспорт компаниями, и достаточно серьезным удельным весом экспорта (чистого экспорта) в общем объеме международных торговых отношений, Россия сохраняет за собой достаточно устойчивые позиции в международных рейтингах компаний и стран. Но общая конкурентоспособность страны пока не высока.

Всемирный экономический форум согласно проведенному экспертно-аналитическому исследованию по двенадцати контрольным показателям и 113 переменным ежегодно присваивает странам индекс глобальной конкурентоспособности.

Работа всемирного экономического форума направлена на формирование общего представления о сильных и слабых сторонах каждой из исследуемых стран для того, чтобы заинтересованные стороны могли сотрудничать для решения глобальных экономических проблем.  Российская Федерация в рейтинге глобальной конкуренции 2015 года занимает 45 позицию с индексом 4,44. [33]

Российская Федерация в рейтинге Всемирного банка Doing Business (Ведение бизнеса) в 2015 году стала 51, улучшив тем самым позицию 2014 года на 11 пунктов. Это стало возможным благодаря проведению ряда реформ в области изменений подключения к электрическим сетям, администрирования налогообложения, получения разрешения на строительство, регистрации предприятий и собственности. Эти мероприятия позволили России войти в “Топ-5” по количеству проведенных реформ. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 № 596 “О долгосрочной экономической политике” поставлена задача о достижении в 2018 году 20-ой позиции в данном рейтинге Doing Business (Ведение бизнеса).

В ежегодном Докладе о конкурентоспособности России [32] в 2015 году определены проблемы, которые препятствуют развитию конкуренции (таблица 3.5).

Таблица 3.5

Ключевые проблемы развития конкурентоспособности

Направление

Ключевая проблема

Эффективность товарных рынков

неэффективность рыночных механизмов;

высокая степень монополизации рынков;

высокие барьеры для торговли и инвестиций;

значительная роль государства в экономике;

административные барьеры, ограничивающие предпринимательство;

чрезмерное налоговое бремя;

неэффективные таможенные процедуры

Институциональная среда

соблюдение прав собственности, в том числе на интеллектуальную собственность;

соблюдение земельных прав и доступность покупки или аренды земли;

коррупция и неправомерное влияние

на бизнес;

высокое бремя административного

регулирования;

неэффективная судебная система

Продолжение таблицы 3.5

Стабилизация финансового сектора

нестабильность банковской системы;

неустойчивость банков;

недоступность финансовых ресурсов для компаний;

низкая операционная эффективность банков

Стабилизация финансового сектора

нестабильность банковской системы;

неустойчивость банков;

недоступность финансовых ресурсов для компаний;

низкая операционная эффективность банков

Совершенствование и

развитие бизнеса

низкая конкурентоспособность компаний;

ограниченная развитость кластеров;

доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью;

низкий уровень управленческих компетенций



























Заключение

В результате рассмотрения материала по теме курсовой работы сделаны следующие выводы и разработаны рекомендации.

Конкуренция, как тип взаимоотношений между конкретными предприятиями, учреждениями и организациями, имеет продолжительный характер, направленный на то чтобы занять, сохранить, или расширить позиции на рынке, которые в конечном итоге будут доступны не всем.

Предпосылками конкуренции, как рыночного процесса, выступает свобода экономической деятельности, определяемая действующим законодательством и гарантированная Конституцией и Гражданским Кодексом.

Основными параметрами конкуренции являются:

  1. количество фирм, поставляющих товары на рынок;

  2. свобода вхождения в рынок и выход из него;

  3. дифференциация товаров.

Специалисты выделяют четыре формы конкуренции (рыночной ситуации):

1) совершенная конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Обладая достаточно хорошей ресурсной базой, высоким уровнем образования, четко ориентированными на экспорт компаниями, и достаточно серьезным удельным весом экспорта (чистого экспорта) в общем объеме международных торговых отношений, Россия сохраняет за собой достаточно устойчивые позиции в международных рейтингах компаний и стран. Но общая конкурентоспособность страны пока не высока.

Российская Федерация в рейтинге глобальной конкуренции 2015 года занимает 45 позицию с индексом 4,44.

Российская Федерация в рейтинге Всемирного банка Doing Business (Ведение бизнеса) в 2015 году стала 51, улучшив тем самым позицию 2014 года на 11 пунктов.

Тем не менее, проблемные вопросы остаются и для их решения требуются активные правительственные действия.

Во-первых, обратить внимание на уровень подготовки специалистов в области анализа рынка, финансов и налогообложения.

Во-вторых, повысить эффективность товарных рынков, посредством устранения высоких барьеры для торговли и инвестиций.

В-третьих, в институциональной среде снизить высокое бремя административного регулирования и повысить эффективность судебной системы.

В-четвертых, в целях совершенствования развития бизнеса повышать уровень управленческих компетенций руководителей различных звеньев.

В-пятых, стабилизировать финансовый сектор экономики, повысить операционную эффективность банковского и страхового сектора.




















Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) “О защите конкуренции” (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) / Официальный сайт компании “КонсультантПлюс” Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 01.04.2016)

2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП “Издательство Магистр”, 1998. – 320 с.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Под общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Институт Открытое общество, 1999. – 843 с.

4. Инвестиции в России. 2015: Стат.сб./ Росстат. - М., 2015. – 190 с.

5. Исаева, Л. А. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Л. А. Исаева, Г. Г. Романова, Л. Р. Шурипа, И. В. Родионова, С. В. Гук. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. - 138 с.

6. Конкурентное право Республики Казахстан: учебное пособие / А.Т. Айтжанов, И.В.Князева, Н.В. Радостовец и др.; отв. ред. А.Т. Айтжанов. – Астана: Центр развития и защиты конкурентной политики, 2015. – 297 с.

7. Конкурентоспособность российской экономики (теория, практика, траектория изменений и пути повышения): Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Бирюкова и А.Л. Ахтулова. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. –242с.

8. Коуэлл Ф. Микроэкономика. Принципы и анализ: учебник / Фрэнк Коуэлл [пер. с англ.] - М.: Изд-во “Дело” АНХ, 2011. 720 с.: табл.; ил.

9. Оберт Т.Б. Теория и практика конкуренции: Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Издательство “Лотос”, 2003. – 50 с.

10. Саксонова Е.Л., Кустова Т.Н., Клементьева Н.А. Экономическая теория: Учебное пособие / РГАТА.- Рыбинск, 2002.- 294 с.

11. Салихова Я.Ю. Конкурентный потенциал предприятия: сущность, структура, методика оценки: учебное пособие / Я.Ю. Салихова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 52 с.

12. Труд и занятость в России. 2015: Стат.сб./Росстат - M., 2015. - 274 c.

13. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г.А. Журавлевой – 2-е изд., доп. и перераб. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 936 с.

14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник.-7-е изд.,

испр. и доп. М,: Дело, 2005. - 448с

15. Авдашева С.Б., Шастико А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирический исследований о России // Российский журнал менеджмента. Том 4. – 2006. - № 4. – с. 3-22

16. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции // Журнал “Теоретическая экономика”. – 2014. - № 1. – с 13-20

17. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. – 2014. - № 12. – с. 234-241

18. Дорофеева В.В. Анализ теоретико-методических подходов к трактовке понятия “конкурентоспособность” и ее оценке //Известия Иркутской Государственной экономической академии. – 2011. - № 3. – с. 11-18

19. Дубровский В.Ж., Орлова Т.С., Ярошевич Н.Ю. Формирование конкурентной среды в инфраструктурных отраслях с естественно-монопольной компонентой // Управленец. – 2014. - № 6 (52). – с. 30-33

20. Кондратюков С.В., Стаурский Е.С. Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг // Омский вестник. – 2012. - № 2 (106). – с. 78-82

21. Мальцева О.В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России // Вопросы регулирования экономики. Том 5. – 2014. - № 1. – с. 69-76

22. Отчет Федеральной службы по тарифам о результатах деятельности в 2011 году и задачах на среднесрочную перспективу // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. – 2012. - № 12 (482). – 192 с.

23. Отчет Федеральной службы по тарифам о результатах деятельности в 2012 году и задачах на среднесрочную перспективу // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. – 2013. - № 11 (529). – 209 с.

24. Отчет Федеральной службы по тарифам о результатах деятельности в 2013 году и задачах на среднесрочную перспективу // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. – 2014. - № 13 (579). – 190 с.

25. Отчет Федеральной службы по тарифам о результатах деятельности в 2014 году и задачах на среднесрочную перспективу // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. – 2015. - 300 с.

26. Погорлецкий А.И. Налоговый климат России: влияние на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов // Бизнесiнформ. – 2012. - № 11. – с. 9-16

27. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. – 2010. - № 3 (21). – с. 38-67

28. Рубин Ю.Б. Стратегии конкурентных действий // Современная конкуренция. – 2014. - № 4 (46). – с. 101-143

29. Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. – 2014. - № 1 (43). – с. 101-126

30. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики // Круглый стол журнала “Экономическая политика”. 04.12.2012. – с. 125-145

31. Вопросы теории конкуренции. Стенограмма круглого стола / Научно-практический журнал Современная конкуренция. – 19.05.2010. Режим доступа URL: http://www.moderncompetition.ru/ (дата обращения: 20.04.2016) 32. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2014 год / Федеральная антимонопольная служба Режим доступа URL: http://fas.gov.ru/documents/analytical-materials/ (дата обращения: 01.04.2016) 33. Индекс глобальной конкурентоспособности/ Центр гуманитарных технологий информационно-аналитический портал Режим доступа URL: http://gtmarket.ru/ (дата обращения: 10.04.2016) 34. Интенсивность конкуренции и состояние конкурентной среды в России. Стенограмма круглого стола / Научно-практический журнал Современная конкуренция. – 17.03.2015. Режим доступа URL: http://www.moderncompetition.ru/ (дата обращения: 20.04.2016) 35. Комитет по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Режим доступа URL: http://www.goskontrol-rspp.ru/newspublications (дата обращения: 08.04.2016) 36. Конкуренция – противоречивый идеал. Стенограмма круглого стола / Научно-практический журнал Современная конкуренция. – 20.12.2010. Режим доступа URL: http://www.moderncompetition.ru/ (дата обращения: 20.04.2016)

37. Конкуренция. Частота упоминаний в сети / Аdvodka Режим доступа URL: https://advodka.com/keyword/конкуренция (дата обращения: 01.03.2016)

38. Обзор российской розничной торговли в 2015 году: кризис выталкивает малый бизнес/Информационно-аналитическое сетевое издание “ПРОВЭД” Режим доступа URL: http://провэд.рф/analytics/research/ (дата обращения: 10.04.2016) 39. Отечественные и импортные товары /Аналитический цент Юрия Левада Режим доступа URL: http://www.levada.ru/2015/09/08/otechestvennye-vs-importnye-tovary/ (дата обращения: 10.04.2016) 40. Отчет о деятельности Роспатента за 2015 год / Федеральная служба по интеллектуальной собственности  (Роспатент) Режим доступа URL: http://www.rupto.ru/about/reports/2015 (дата обращения: 19.04.2016) 41. Оценка состояния конкуренции и конкурентной среды. Стенограмма круглого стола / Научно-практический журнал Современная конкуренция. – 14.02.2014. Режим доступа URL: http://www.moderncompetition.ru/ (дата обращения: 20.04.2016)

42. Российский статистический ежегодник / Федеральная служба государственной статистики Режим доступа URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.04.2016)

43. Социально-экономическое положение России за январь 2016 / Отчет федеральной службы государственной статистики. Режим доступа URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/social/osn-01-2016.pdf (дата обращения: 15.04.2016)

44. Сборник. Экономика России в 2010 - 2014 годах / Министерство экономического развития Российской Федерации Режим доступа URL: http://economy.gov.ru/minec/about/collegium/ (дата обращения: 10.04.2016)

45. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Режим доступа URL: http://tender.mos.ru/ (дата обращения: 11.04.2016)

46. Kim, E., D. Nam, and J.L. Stimpert. “Testing the Applicability of Porter's Generic Strategies in the Digital Age: A Study of Korean Cyber Malls.” Journal of Business Strategies 21, no. 1 (2004): 19-45.





70




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!