СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в межличностных отношениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Конфликты в межличностных отношениях". Первый урок по теме.

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях.»


Предмет

обществознание

Класс

6

Тип урока

Урок открытия новых знаний (1 урок)

Тема урока

Конфликты в межличностных отношениях.

Цель урока

Формирование УУД.

Задачи урока

Выяснить причины, сущность, последствия конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта, выработать стратегию выхода из конфликтной ситуации. Развивать речь, историческое мышление, навыки работы с текстом учебника.

УУД Планируемые результаты

Предметные: Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Метапредметные

Познавательные: Перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму.

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь результатом.

Регулятивные: Составлять план

действий по решению проблемы (задачи) на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях

Коммуникативные: Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща

Читательская компетентность:

Определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).

Личностные:

Самооценка.

Оценивать ситуации и поступки (ценностные

установки)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе)








Основные понятия

Конфликт, санкции, межличностные отношения.

Межпредметные связи

Литература.

Ресурсы урока

Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Обществознание.

Формы организации деятельности детей

Индивидуальна, групповая, фронтальная

Технологии


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды к учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

- Зачем тебе это? – спросил мастер.

- Хочу стать сильным и непобедимым.

- Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, чтобы выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

- Почему?

- Потому, что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

- Что тебе нужно? – спросил старый мастер.

- Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи…

И тогда Учитель взял его в ученики.

Вопрос к классу

- Как вы поняли смысл этого рассказа?

Ответы учеников.

Слушают притчу и высказывают свою точку зрения.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Просмотр Ералаша

?Какая ситуация возникла между ребятами?

?Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях.

Цель: охарактеризовать конфликты в межличностных отношениях.

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»? (взаимные деловые и дружеские отношения между людьми)

? какие средства общения вам известны? (речевые и неречевые)

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?


Смотрят Ералаш.

https://www.youtube.com/watch?v=9Idv9J8Hv-I

Отвечают на вопросы

учителя.

(драка, ссора, конфликт).





3. Выявление места и причины затруднения

Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?

Первая точка зрения»: Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами – помеха нормальному общению и совместному труду… Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел в разрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали, и будут существовать, они – неотъемлемая


часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они – нормальное явление нашей жизни…».

Ответы учеников.

Проявляют познавательную инициативу. Отвечают на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

1. Как возникает межличностный конфликт

2. Семь раз отмерь…

3. Как не проиграть в конфликте


Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, способах решения.

Диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

5. Реализация построения проекта

- Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Конфликт – это…»

Мы можем сделать вывод, что конфликтэто столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Вопросы классу

- В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?

- Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?

- Сколько людей требуется для конфликта?

- Какого типа люди чаще попадают в конфликт?

Социальныные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты – побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.

Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек относительно несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т.д.

Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.


Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости.

При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно, последствия неконструктивного конфликта для межличностных отношений могут быть самыми драматическими.

С. 76. Этапы конфликта.

Работа в группах

1 группа. Причины конфликтов (барьеры общения). С. 77. Найти причины общения (барьеры). Выписать их.

Решить на какой ступени (ях) возникают.

2 группа. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Семь раз отмерь… с. 79

Какова стратегия поведения в конфликтной ситуации. Выписать пути поведения в конфликте.

3 группа. Как не проиграть в конфликте С. 81-82 Варианты завершения конфликта. Выписать. Решить на какой ступени (ях) возникают.

(Варианты завершения конфликта).

Проверка выполнения задания.



Записывают в тетрадь.


Отвечают на вопросы учителя.





















Самостоятельная работа

Отвечают поставленные вопросы.












Самостоятельная работа в группах

Отчет групп о проделанной работе.

  1. Первичное закрепление с проговариванием

Что вы можете сказать о точках зрения на конфликт. Что вы узнали для себя нового?

Участвуют в беседе.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений - это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин из перечня ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечня ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

Проверяют по эталону.
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4


  1. Включение в систему знаний и повторение

1. Что мы можем сказать по проблеме выдвинутой вначале урока

2. Задание. Определите тип поведения участников конфликта

1. Сотрудничество А. разрешение конфликта путем выхода из него

2. Компромисс Б. Разрешение конфликта путем односторонних уступок

3. Приспособление В. Разрешение конфликта путем взаимных уступок

4. Избегание Г. Разрешение конфликта путем примирения


Слушание и анализ выступлений товарищей

1-Г

2- В

3- Б

4 -А

  1. Рефлексия учебной деятельности

Отметьте свою работу на уроке по 10-бальной шкале и работу своего соседа.

Послушайте одну, довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль – выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

Отмечают на шкале.



Слушают притчу.

Домашняя работа

Параграф 9, Выписать барьеры общения, пути разрешения конфликта(2-3 группа), пути разрешения конфликты, варианты завершения конфликта(1 группа), на выбор в классе и дома 2 задания.




Использованы:

1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016. С. 156.

2. Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=9Idv9J8Hv-I

https://testschool.ru/2017/09/21/test-po-obshhestvoznaniyu-konfliktyi-v-mezhlichnostnyih-otnosheniyah-6-klass/
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!