СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в межличностных отношениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока обществознания в 6 классе на тему: "Конфликты в межличностных отношениях"

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях»

Тема: Конфликты в межличностных отношениях


Цели урока: познакомить учащихся с причинами, сущно­стью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций; применять понятийный ап­парат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспо­собление) для раскрытия сущности конфликта; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дис­куссии, аргументировать собственную точку зрения; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; оценивать свои учебные достиже­ния, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диалог, достигать взаимопонимания.


Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объ­екты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, допол­нительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристиче­скую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.


Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.



Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

  • Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения зани­маться у него.

  • Зачем тебе это? — спросил мастер.

  • Хочу стать сильным и непобедимым.

  • Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Добро­та и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

  • Почему?

  • Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

  • Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

  • Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...

И тогда Учитель взял его в ученики.

Вопрос к классу:

  • Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», вы­полнив несколько заданий.


В современном обществе люди все больше общаются по Ин­тернету. Подумай, какие плюсы и минусы возникают при этом.

План урока


  1. Как возникает межличностный конфликт.

  2. Семь раз отмерь...

  3. Как не проиграть в конфликте.


Проблемный вопрос уроков

  • Почему важно научиться правильно разрешать межлич­ностные конфликты?

III. Введение в новый материал

Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?

Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и сов­местному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял чело­веческое достоинство обеих сторон».

Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут су­ществовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нор­мальное явление в нашей жизни...»

(Ответы учеников.)

Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, спо­собах решения.


IV. Работа по теме уроков


1. Как возникает межличностный конфликт

  • Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Кон­фликт — это...»

(Ответы записываются на доске: положительные формулиров­ки конфликта — с одной стороны, а отрицательные — с другой.)

Мы можем сделать вывод, что конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сто­рона противостоит другой.

Вопросы к классу

  • В каких отношениях находятся такие понятия, как «проти­воречие» и «конфликт»?

  • Можно ли представить себе разрешение конфликта без раз­решения противоречий?

  • Сколько людей требуется для конфликта?

  • Какого типа люди чаще попадают в конфликт?

(Ответы учеников.)

Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудитель­ная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.

Конфликты возникают между отдельными личностями, лич­ностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют об­щественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.

Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.

Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают кон­фликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.

Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Са­мая распространенная форма — межличностные конфликты.

  • Какие примеры межличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)

Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутриличностный конфликт.

  • Какие примеры внутриличностных конфликтов вы можете назвать?

(Ответы учеников.)

Назовите этапы протекания конфликта. Работа с учебником стр.76



  1. Проявление конфликтного поведения:


Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмо­ции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:

  1. открытая борьба, столкновение сторон;

  2. отказ от конфликтного взаимодействия, уход из кон­фликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разно­гласий, временное отступление для дальнейшего реше­ния конфликта, когда это возможно);

  3. компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний).



  1. Углубление конфликта:


Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:

1)конструктивного — сохраняется возможность сов­местной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;

2)деструктивного — сотрудничество невозможно, кон­фликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необ­ходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит про­цесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, со­здание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивает­ся быстрее при значительном перевесе сил одной из сто­рон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).



  1. Разрешение конфликта:


Конфликт может закончиться разрешением противоре­чий, перемирием или тупиком


Проблемное задание. Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.

Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаи­моотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давле­нии словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта.

Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется — избегание.

Второй этап. Класс разбивается на две равные группы. Пер­вая группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни, вторая группа — отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.


3. Как не проиграть в конфликте

Любой конфликт в конце концов разрешится, т. е. наступает его последний этап.

Задание: разделившись на четыре группы, работая с п. 3 § 9 учебника, дайте характеристику конфликта на следующих ста­диях: подчинение (первая группа), компромисс (вторая группа), прерывание конфликтных действий (третья группа), интеграция {четвертая группа).

  • Какая из предложенных стратегий является наиболее эф­фективной? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

  • Проходят ли конфликты бесследно?

  • Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему пол­ный мешок гвоздей.

  • Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, — сказал отец.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще кон­тролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рас­сказал ему эту новость.

  • А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, — ответил отец.

Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вы­тащил все гвозди.

  • Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда оста­нется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь проще­ния. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, — сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.

Вопросы к классу

  • В чем смысл притчи?

  • Оставляют ли конфликты следы?

(Ответы учеников.)

  1. Рефлексия

Напишите синквейн, используя понятие «конфликт».

  1. Подведение итогов уроков

Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружаю­щие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»

Домашнее задание

§ 9 читать и пересказывать,§ 6-9 повторить, подготовиться к проверочной работе, стр.83 выписать в тетрадь Правила успешного общения через посредника в конфликтной ситуации



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!