Тема: Конфликты в межличностных отношениях
Цели урока: познакомить учащихся с причинами, сущностью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций; применять понятийный аппарат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, способность вести диалог, достигать взаимопонимания.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать способы разрешения конфликтов; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
Зачем тебе это? — спросил мастер.
Хочу стать сильным и непобедимым.
Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снищут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.
Почему?
Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...
И тогда Учитель взял его в ученики.
Вопрос к классу:
(Ответы учеников.)
Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», выполнив несколько заданий.
В современном обществе люди все больше общаются по Интернету. Подумай, какие плюсы и минусы возникают при этом.
План урока
Как возникает межличностный конфликт.
Семь раз отмерь...
Как не проиграть в конфликте.
Проблемный вопрос уроков
III. Введение в новый материал
Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?
Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, “перемирие” враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».
Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нормальное явление в нашей жизни...»
(Ответы учеников.)
Итак, речь пойдет о конфликте, его сущности, причинах, способах решения.
IV. Работа по теме уроков
1. Как возникает межличностный конфликт
Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Конфликт — это...»
(Ответы записываются на доске: положительные формулировки конфликта — с одной стороны, а отрицательные — с другой.)
Мы можем сделать вывод, что конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Вопросы к классу
В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
Сколько людей требуется для конфликта?
Какого типа люди чаще попадают в конфликт?
(Ответы учеников.)
Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.
Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.
Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.
Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают конфликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.
Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Самая распространенная форма — межличностные конфликты.
(Ответы учеников.)
Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутриличностный конфликт.
(Ответы учеников.)
Назовите этапы протекания конфликта. Работа с учебником стр.76
Проявление конфликтного поведения:
Переход к конфликтному поведению, т. е. к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующие варианты поведения:
открытая борьба, столкновение сторон;
отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно);
компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний).
Углубление конфликта:
Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений:
1)конструктивного — сохраняется возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров;
2)деструктивного — сотрудничество невозможно, конфликтующие стороны теряют самоконтроль, и их необходимо разъединять. В рамках деструктивного направления происходит процесс открытого противоборства (захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, создание помех для него и причинение косвенного вреда, оскорбляющие действия). Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон, но может быть затяжным, с чередованием активных и пассивных фаз, наступления и обороны, вперемежку с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).
Разрешение конфликта:
Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием или тупиком
Проблемное задание. Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.
Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта.
Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Такой вид поведения так и называется — избегание.
Второй этап. Класс разбивается на две равные группы. Первая группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни, вторая группа — отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.
3. Как не проиграть в конфликте
Любой конфликт в конце концов разрешится, т. е. наступает его последний этап.
Задание: разделившись на четыре группы, работая с п. 3 § 9 учебника, дайте характеристику конфликта на следующих стадиях: подчинение (первая группа), компромисс (вторая группа), прерывание конфликтных действий (третья группа), интеграция {четвертая группа).
(Проверка выполнения задания.)
Проходят ли конфликты бесследно?
Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей.
Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, — сказал отец.
В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рассказал ему эту новость.
А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, — ответил отец.
Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, — сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.
Вопросы к классу
(Ответы учеников.)
Рефлексия
Напишите синквейн, используя понятие «конфликт».
Подведение итогов уроков
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»
Домашнее задание
§ 9 читать и пересказывать,§ 6-9 повторить, подготовиться к проверочной работе, стр.83 выписать в тетрадь Правила успешного общения через посредника в конфликтной ситуации
5