Конфликты между родителями и детьми в семье
Подготовила: педагог-психолог МБОУ СШ № 20 г.Дзержинска
Талаева Т.В.
Психологические причины
Тип внутрисемейных отношений
Гармоничный тип
Дисгармоничный тип
А. Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя , т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;
2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей ;
3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;
4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.
Деструктивность семейного воспитания
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания
- Опека и запреты во многих сферах жизни детей («Я жизнь прожил, мне лучше знать…)
- Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений
3. Возрастные кризисы ребенка
- кризис 1 года (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис 3 лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
- кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
- кризис 12-14 лет (переход от младшего школьного к подростковому возрасту, начало полового созревания);
- подростковый кризис 15-17 лет .
4. Личностные особенности родителей
- консервативный способ мышления;
- авторитарность;
- приверженность вредным привычкам;
- приверженность устаревшим правилам поведения
Реакция (стратегия) ребенка на конфликт
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Неконструктивное разрешение конфликта
«Выигрывает только ребенок»
«Выигрывает только родитель»
«Выигрывает только родитель»
Необходимо «победить» ребенка, сломать его сопротивление, чтоб потом «не сел на шею», не стал делать то, что хочет
«Выигрывает только ребенок»
«Мир любой ценой», жертва собой ради блага ребенка
Конструктивный способ – «выигрывают обе стороны»: и родители, и ребенок
Алгоритм действий
- прояснение конфликтной ситуации;
- сбор предложений;
- оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
- детализация решения;
- выполнение решения, проверка
Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:
• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;
• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;
• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);
• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);
• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.
• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.
Спасибо за внимание!!!