СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты как барьеры в педагогическом общении.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждому понятно, что такое конфликт и какую он несет отрицательную энергетику, морально и материально выбивая человека из колеи

Просмотр содержимого документа
«Конфликты как барьеры в педагогическом общении.»

 Конфликты как барьеры в педагогическом  общении. Положительные и отрицательные стороны конфликта.

Конфликты как барьеры в педагогическом

общении. Положительные и отрицательные стороны конфликта.

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия. Представляя угрозу для обеих сторон, конфликт: подрывает доверие противоборствующих сторон друг другу; имеет тенденцию углубления и расширения; меняет приоритеты, ставя под угрозу другие интересы; лишает поддержки; угрожает обеспечивающей стабильность и равноправие социальной системе вместо тщательного обдумывания ситуации требует быстроты действий.

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Представляя угрозу для обеих сторон, конфликт:

  • подрывает доверие противоборствующих сторон друг другу;
  • имеет тенденцию углубления и расширения;
  • меняет приоритеты, ставя под угрозу другие интересы;
  • лишает поддержки;
  • угрожает обеспечивающей стабильность и равноправие социальной системе
  • вместо тщательного обдумывания ситуации требует быстроты действий.
Существуют и положительные стороны конфликта: происходит ускорение процесса самоосознания и приоритетов; обосновывается определенный набор ценностей; совершается объединение единомышленников; расстановка отодвигаются на второй план менее существенные конфликты; подталкивает к обсуждению путей выхода из ситуации; способствует возникновению контактов с другими лицами или группами, а также стимулированию разработки систем справедливого предотвращения сложившегося противостояния.

Существуют и положительные стороны конфликта:

  • происходит ускорение процесса самоосознания и приоритетов; обосновывается определенный набор ценностей;
  • совершается объединение единомышленников;
  • расстановка
  • отодвигаются на второй план менее существенные конфликты;
  • подталкивает к обсуждению путей выхода из ситуации;
  • способствует возникновению контактов с другими лицами или группами, а также стимулированию разработки систем справедливого предотвращения сложившегося противостояния.

Характеристики педагогического конфликта. Способы разрешения педагогического конфликта.

Стратегия и тактика решения педагогического конфликта находятся в прямой зависимости от его особенностей (специфики). Говорят о таких особенностях конфликта, как:

— профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение конфликтной ситуации, так как школа, является моделью социума;

— участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

— разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

— различное понимание событий и их причин участниками. Педагогу не всегда удается понять глубину переживаний ученика, а ученику — справиться со своими эмоциями;

— присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение, и об этом надо помнить преподавателю;

— профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению;

— всякая ошибка педагога в разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации, в которые включаются другие ученики.

 В методологии педагогики выделяют два типа противоречий. 1. Противоречия диалектические, т. е. объективное свойство взаимодействующих педагогических структур как условие их развития и прогресса,между системой образования и обществом, между администрацией и преподавателями; между администрацией и родителями учеников; между администрацией учебных заведений и учениками, «учитель — ученик» и «родитель — ученик». 2.Противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в большинстве своем некомпетентностью решений. Здесь имеют место и горизонтальные конфликты: «преподаватель — родитель», «преподаватель — преподаватель», «родитель — преподаватель», «преподаватель — ученик», «ученик — преподаватель», «ученик — ученик».

В методологии педагогики выделяют два типа противоречий.

1. Противоречия диалектические, т. е. объективное свойство взаимодействующих педагогических структур как условие их развития и прогресса,между системой образования и обществом, между администрацией и преподавателями; между администрацией и родителями учеников; между администрацией учебных заведений и учениками, «учитель — ученик» и «родитель — ученик».

2.Противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в большинстве своем некомпетентностью решений. Здесь имеют место и горизонтальные конфликты: «преподаватель — родитель», «преподаватель — преподаватель», «родитель — преподаватель», «преподаватель — ученик», «ученик — преподаватель», «ученик — ученик».

Причины педагогических конфликтов  К таким причинам традиционно можно отнести: — малую возможность преподавателя прогнозировать на учебном занятии поведение учеников; — стремление педагога в конфликтной ситуации сохранить свой социальный статус любыми средствами, поскольку есть свидетели, другие ученики, и недопустимо уронить честь мундира; —   оценку преподавателем конфликтного действия ученика, которая нередко строится на субъективном восприятии его поступка, малой информированности о его мотивах, особенностях личности; — характер отношений между преподавателем и отдельными учениками; — учебно-дисциплинарную модель общения, основанную на лозунге «Строгость не повредит»; — личностные качества педагога (раздражительность, мстительность, человек настроения); — низкий педагогический уровень общения.

Причины педагогических конфликтов

К таким причинам традиционно можно отнести:

— малую возможность преподавателя прогнозировать на учебном занятии поведение учеников;

— стремление педагога в конфликтной ситуации сохранить свой социальный статус любыми средствами, поскольку есть свидетели, другие ученики, и недопустимо уронить честь мундира;

—   оценку преподавателем конфликтного действия ученика, которая нередко строится на субъективном восприятии его поступка, малой информированности о его мотивах, особенностях личности;

— характер отношений между преподавателем и отдельными учениками;

— учебно-дисциплинарную модель общения, основанную на лозунге «Строгость не повредит»;

— личностные качества педагога (раздражительность, мстительность, человек настроения);

— низкий педагогический уровень общения.

В качестве причин конфликта называют также (Е. Е. Акимова): — противоречие между теорией и практикой; — столкновение противоположных мнений на представленную информацию; — существование негативной констатации, выраженной во влиянии отрицательного опыта на усвоение информации;               —    искаженное усвоение информации. .

В качестве причин конфликта называют также (Е. Е. Акимова):

— противоречие между теорией и практикой;

— столкновение противоположных мнений на представленную информацию;

— существование негативной констатации, выраженной во влиянии отрицательного опыта на усвоение информации;              

—    искаженное усвоение информации.

.

Виды и структура конфликтов и педагогических конфликтов Виды конфликтов (по А.И.Бобро, А.М.Гирнык): внутриличностные, межличностные, межгрупповые (в зависимости от того, кто является стороной конфликта) кратковременные, затяжные, безнадежно затяжные (по продолжительности) явные, скрытые (латентные); хронические, острые (по характеру протекания) стихийные, запланированные (по характеру возникновения) затухают спонтанно, благодаря вмешательству внешних сил (по характеру затухания, разрешения) ошибочные, смещенные; условные, настоящие (по критерию истинности-ошибочности) конструктивные, деструктивные (по последствиям и функциям) мотивационные, информационные, организационные, конфликты деятельности, конфликты поступков; конфликты интересов, конфликты систем ценностей, конфликты взаимоотношений, конфликты поступков (по главной причине).

Виды и структура конфликтов и педагогических конфликтов

Виды конфликтов (по А.И.Бобро, А.М.Гирнык):

  • внутриличностные, межличностные, межгрупповые (в зависимости от того, кто является стороной конфликта)
  • кратковременные, затяжные, безнадежно затяжные (по продолжительности)
  • явные, скрытые (латентные);
  • хронические, острые (по характеру протекания)
  • стихийные, запланированные (по характеру возникновения)
  • затухают спонтанно, благодаря вмешательству внешних сил (по характеру затухания, разрешения)
  • ошибочные, смещенные;
  • условные, настоящие (по критерию истинности-ошибочности)
  • конструктивные, деструктивные (по последствиям и функциям)
  • мотивационные, информационные, организационные, конфликты деятельности, конфликты поступков;
  • конфликты интересов, конфликты систем ценностей, конфликты взаимоотношений, конфликты поступков (по главной причине).
При выборе способов позитивного решения конфликта следует руководствоваться тремя непреложными правилами. 1. Погасить конфликт, т. е. перевести отношение его участников на уровень, взаимоприемлемый для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых, учебных. 2. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. 3. Конфликты надо решать без задержек, пусть и на частично приемлемой платформе, но открывающей дорогу совместным позитивным действиям.

При выборе способов позитивного решения конфликта следует руководствоваться тремя непреложными правилами.

1. Погасить конфликт, т. е. перевести отношение его участников на уровень, взаимоприемлемый для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых, учебных.

2. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

3. Конфликты надо решать без задержек, пусть и на частично приемлемой платформе, но открывающей дорогу совместным позитивным действиям.

Педагогу необходимо снизить свое эмоциональное напряжение в отношениях со учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие правила: — не отвечать на агрессию агрессией; — не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом; — давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии; — стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями; — не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, ведь ситуация бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд; — предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения

Педагогу необходимо снизить свое эмоциональное напряжение в отношениях со учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие правила:

— не отвечать на агрессию агрессией;

— не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

— давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

— стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

— не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, ведь ситуация бывает гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд;

— предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения

Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения: 1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы: Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон? Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете? С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись? Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение? 2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение. 3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта

В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?

Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?

С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?

Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?

2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.

3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Реагирование на конфликтное поведение

  • Главное — внутреннее принципиальное отношение.
  • Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
  • Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
  • Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
  • Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
  • Миролюбие — ваш союзник.
  • Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
  • Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!