Учимся разрешать конфликты
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Число конфликтующих сторон
- Межгрупповой . Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
- Межличностный . Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
Внутриличностный . Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.
Какой конфликт представлен в картинках: «мемах»?
Причины конфликтов :
интересами, взглядами.
- Особенности темперамента,
восприятия, убеждений.
(неумение слушать, правильно задавать вопросы, реагировать на критику).
- борьба за авторитет, соперничество
- обман, сплетни, оскорбления, обиды
- личная неприязнь к человеку
Правила управления конфликтом:
1) Не прерывайте. Слушайте. 2) Не делайте предположений (часто мы думаем не то, что есть на самом деле или можем ошибаться). 3) Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4) По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5) Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров.
Первый шаг к решению споров – поставить себя на место своего противника. Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом. Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации (Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны )
1) «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?» 2) Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3) Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Задание: Ответить на следующие вопросы.
1) Как вы думаете, почему нужно "остановиться" в начале развития конфликтной ситуации? 2) Как вы понимаете высказывание: "Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию"? 3) Почему важно думать о последствиях выбора поведения. (Конфликт пройдет, а осадок останется)
Н.Красильников «Ссора».
СемЁнов прислал мне записку: "Корова", А я написала: "Семёнов — козел!" Он — новое слово, я — новое слово. Но тут к нам учитель как раз подошел. Пал Палыч ругал нас не очень сурово, Но только сказал, выводя за порог: — Как только в людей превратитесь вы снова, Тогда приходите опять на урок!
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла. Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них тихонько приятеля боднул, Один боднул приятеля немножко посильней, Другой боднул приятеля немножко побольней. Один разгорячился, лягнул что было сил, Другой его рогами под брюхо подцепил. Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз. Я вспомнил эту драку, когда передо мной На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Анализ конфликтной ситуации:
1) Описание конфликта. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта? 2) Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта. 4) Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент? Что помешало? 6). Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему? 7). Подумайте над последствиями выбора вариантов поведения:
Варианты поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегия поведения
Характеристика стратегии
Конкуренция, соперничество («акула»)
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество («сова»)
Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс («лиса»)
Избегание, уклонение («черепашка»)
Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление («медвежонок»)
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Конфликт (функции)
Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление.
Когда ты очень раздражен, разгневан…
1) Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой". 2) Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании. 3) Попробуй улыбнуться и ненадолго задержать улыбку 4) Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Пожелания и памятка для учащихся:
1. Чаще говорите вежливые слова. 2.Говорите всегда правду. Ложь не красит человека. 3.Будьте естественны в общении. 4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес . 5.Не перебивайте друг друга и старших. 6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами. 7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят). 8. Помните, по своей природе общение – это ежедневный труд.
«Создай мем»
Есть еще одно упражнение, которое поможет вам проще относиться к каким-нибудь обидам, конфликтам.
Вам нужно будет создать смешной, прикольный мем на вашу ситуацию(ссору, конфликт, спорной ситуации) .
Как это было у нас на слайдах. Можно придумать свой новый. (в поисковике много бесплатных онлаин сервисов, которые помогут вам в выполнении вашего задания).
На следующем уроке выберем лучшие мемы.