СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конфликтология"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Конфликтология"»

Конфликтология – это ?  Какое из определений Вы предпочтёте и ПОЧЕМУ: Конфликтология – это наука о природе раскрытия конфликтных ситуаций (Персонал. Словарь., М., 2000, с. 148).  2. …это - наука о причинах, формах, динамике социальных конфликтах и путях их разрешения (Ю.Г. Запрудский, Учебник, 2000). 3. – междисциплинарная наука, исследующая закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов различного уровня, а также принципы, способы и приёмы их профилактики и завершения (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, СПб.2006.С.202). 4 . … это отрасль междисциплинарных знаний о структуре и динамике социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречий.

Конфликтология – это ?

Какое из определений Вы предпочтёте и ПОЧЕМУ:

  • Конфликтология – это наука о природе раскрытия конфликтных ситуаций (Персонал. Словарь., М., 2000, с. 148).

2. …это - наука о причинах, формах, динамике социальных конфликтах и путях их разрешения (Ю.Г. Запрудский, Учебник, 2000).

3. – междисциплинарная наука, исследующая закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов различного уровня, а также принципы, способы и приёмы их профилактики и завершения (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, СПб.2006.С.202).

4 . … это отрасль междисциплинарных знаний о структуре и динамике социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречий.

Современная конфликтология разрабатывает 7 основных типов моделей конфликтов: Описательные Эволюционно-динамические Объяснительные Прогностические Модели целей управления конфликтами Модели содержательных решений по управлению конфликтами Модели технологических решений по управлению конфликтами

Современная конфликтология разрабатывает 7 основных типов моделей конфликтов:

  • Описательные
  • Эволюционно-динамические
  • Объяснительные
  • Прогностические
  • Модели целей управления конфликтами
  • Модели содержательных решений по управлению конфликтами
  • Модели технологических решений по управлению конфликтами
Тема Классификация конфликтов Классификация как научный метод, место в ней типологии 2. Базисная классификация конфликтов; проблема системных  признаков. Литература: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология… Гл 15. Ворожейкин и др. Конфликтология…Раздел 2.3, стр. 49-54. Конфликтология/Под ред А.С. Кармина…СПб., 1999. Гл.5, параграф 4.Стр. 135-140. (межличностные) Гришина Н.В. Психология конфликта. Гл. 3. Конфликтология. Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. Раздел III . Глазл Ф. Конфликтменеджмент, 2002. Ч. I , п.3.Типология К.С. 51-90.

Тема Классификация конфликтов

  • Классификация как научный метод, место в ней типологии

2. Базисная классификация конфликтов; проблема системных

признаков.

Литература:

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология… Гл 15.

Ворожейкин и др. Конфликтология…Раздел 2.3, стр. 49-54.

Конфликтология/Под ред А.С. Кармина…СПб., 1999. Гл.5, параграф 4.Стр. 135-140. (межличностные)

Гришина Н.В. Психология конфликта. Гл. 3.

Конфликтология. Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. Раздел III .

Глазл Ф. Конфликтменеджмент, 2002. Ч. I , п.3.Типология К.С. 51-90.

Классификация — метод познания, заключающийся в азъединении всего множества конфликтов и их последующем объединении их в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения конфликта к той или иной группе, называется основанием классификации. Основные виды классификации: типология, систематика, таксономия . Классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется типологией.   Систематика заключается в приведении в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Она обычно шире типологии.  Таксономия — классификация «грозди» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов, имеющих определенные пространственно-временные границы.

Классификация — метод познания, заключающийся в азъединении всего множества конфликтов и их последующем объединении их в группы на основе какого-либо признака.

Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения конфликта к той или иной группе, называется основанием классификации.

Основные виды классификации: типология,

систематика,

таксономия .

Классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется типологией.

Систематика заключается в приведении в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. Она обычно шире типологии.

Таксономия — классификация «грозди» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов, имеющих определенные пространственно-временные границы.

Тема  Причины возникновения конфликтов в социальной сфере Объективные и субъективные причины конфликтов Конфликт как следствие социальной напряженности 3. Организационно-управленческие причины конфликтов 4. Социально-психологические причины конфликтов

Тема Причины возникновения конфликтов в социальной сфере

  • Объективные и субъективные причины конфликтов
  • Конфликт как следствие социальной напряженности

3. Организационно-управленческие причины конфликтов

4. Социально-психологические причины конфликтов

Литература: 1.Анцупов А.Я., Шипилов А-И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ.1999. Гл. 16 с.213-229 . 2.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я.. Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2000.Гл. 3 Источники конфликтов и стрессов. С.55-87. 3.Гришина Н.В. Психология конфликта - - СПб.: Питер, 2000. Гл 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации. С.161-189. 4.Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: «Лань», 1999. Причины межличн …Гл 5, п.2, с.129-134; Источники К. в орг-ции. Гл 6, п.2, с.148-155 ; Корни общественных К. Гл 7, п.6, с. 184-186.

Литература:

1.Анцупов А.Я., Шипилов А-И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ.1999. Гл. 16 с.213-229 .

2.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я.. Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2000.Гл. 3 Источники конфликтов и стрессов. С.55-87.

3.Гришина Н.В. Психология конфликта - - СПб.: Питер, 2000. Гл 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации. С.161-189.

4.Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: «Лань», 1999. Причины межличн …Гл 5, п.2, с.129-134; Источники К. в орг-ции. Гл 6, п.2, с.148-155 ; Корни общественных К. Гл 7, п.6, с. 184-186.

Причины конфликта – это совокупность обстоятельств и факторов, действие которых приводит к возникновению конфликтов. Отличать от условий возникновения конфликта, которые способствуют, создают предпосылки развития обычной ситуации взаимодействия в предконфликтную ситуацию и её дальнейшую эскалацию в конфликт. ПРИЧИН столько, сколько конфликтов! Одной причины не бывает, их комплекс!

Причины конфликта – это совокупность обстоятельств и факторов, действие которых приводит к возникновению конфликтов. Отличать от условий возникновения конфликта, которые способствуют, создают предпосылки развития обычной ситуации взаимодействия в предконфликтную ситуацию и её дальнейшую эскалацию в конфликт.

ПРИЧИН столько, сколько конфликтов!

Одной причины не бывает, их комплекс!

Потребности Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности . Это состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития  выступающих источником его активности. Потребности присущи как отдельному индивиду, таки социальным группам, обществам и государствам.

Потребности

Базисным побудителем активности

оппонента в конфликте

являются его потребности . Это состояния субъекта,

создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах,

необходимых для его существования и развития

выступающих источником его активности.

Потребности присущи как отдельному индивиду,

таки социальным группам, обществам и государствам.

Классификация потребностей по А. Маслоу

Классификация потребностей по А. Маслоу

Виды мотивов Установки Влечения Желания Мотивы Интересы Мечты Убеждения Идеалы

Виды мотивов

Установки

Влечения

Желания

Мотивы

Интересы

Мечты

Убеждения

Идеалы

Побудительные – установки, влечения, желания Притягательные – интересы, идеалы, убеждения Интерес – сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете (С.Л. Рубинштейн). Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности

Побудительные – установки, влечения, желания

Притягательные – интересы, идеалы, убеждения

Интерес – сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете (С.Л. Рубинштейн).

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности

Ценности, как мотив в конфликте Близки к интересам оппонентов и ценности , которые они могут отстаивать в конфликте.  Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения),  ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры,  а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).

Ценности, как мотив в конфликте

Близки к интересам оппонентов и ценности , которые они могут отстаивать в конфликте.

Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения),

ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры,

а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).

Тема Стили конфликтного поведения План: 1. Основные модели, принципы и факторы  поведения личности в конфликте. 2. Стратегии, тактики (стили) поведения в конфликте. Сетка Томаса-Килменна. 3. Взаимодействие оппонентов в конфликте.

Тема Стили конфликтного поведения

План:

1. Основные модели, принципы и факторы

поведения личности в конфликте.

2. Стратегии, тактики (стили) поведения в конфликте. Сетка Томаса-Килменна.

3. Взаимодействие оппонентов в конфликте.

Литература: 1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Гл. 36. С. 471-482. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.2000. Гл. 7. с. 191-208. 3. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. -2-е изд.-СПб., 2003.Тема 5. С.92-119. 4. Конфликтология /Под ред Кармина. СПб. 1999. Гл. 3. С. 63-90.

Литература:

1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Гл. 36. С. 471-482.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.2000. Гл. 7. с. 191-208.

3. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. -2-е изд.-СПб., 2003.Тема 5. С.92-119.

4. Конфликтология /Под ред Кармина. СПб. 1999. Гл. 3. С. 63-90.

          Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным          (Будда)

Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным (Будда)

2.Стили поведения в конфликте. Сетка Томаса -Килменна В основе двухмерной модели К. Томаса И Р. Килменна лежат 1)Ориентация участников на свои интересы 2) И интересы противоположной Стороны. 1)Свои цели 2)отношение к оппоненту.

2.Стили поведения в конфликте. Сетка Томаса -Килменна

В основе двухмерной модели К. Томаса

И Р. Килменна лежат

1)Ориентация участников на свои интересы

2) И интересы противоположной

Стороны.

1)Свои цели 2)отношение к оппоненту.

3. Взаимодействие оппонентов в конфликте

3. Взаимодействие оппонентов в конфликте

Тема Предупреждение конфликтов 1.Управление конфликтом 2. Условия предупреждения конфликтов 2.1.Устранение объективных условий 2.2. Устранение организационно-управленческих факторов 3. Технологии предупреждения конфликтов

Тема Предупреждение конфликтов

1.Управление конфликтом

2. Условия предупреждения конфликтов

2.1.Устранение объективных условий

2.2. Устранение организационно-управленческих факторов

3. Технологии предупреждения конфликтов

Литература: 1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999. Гл. 31-32. С. 398-442. 2. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. -2-е изд.- СПб., 2003.Тема 4. С.77-84. 4. Конфликтология /Под ред. Кармина.- СПб. 1999. Гл. 5. п. 5. С. 140-142.

Литература:

1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999. Гл. 31-32. С. 398-442.

2. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. -2-е изд.- СПб., 2003.Тема 4. С.77-84.

4. Конфликтология /Под ред. Кармина.- СПб. 1999. Гл. 5. п. 5. С. 140-142.

Умный найдет выход из трудной ситуации, а мудрый не попадет в неё

Умный найдет выход

из трудной ситуации,

а мудрый не попадет в неё

У пра вле ние Феномено- логия конфликта Основы теории конфликта

У

пра

вле

ние

Феномено-

логия

конфликта

Основы теории

конфликта

У пра вле ние Феномено- логия конфликта Основы теории конфликта

У

пра

вле

ние

Феномено-

логия

конфликта

Основы теории

конфликта

1.Управление конфликтом Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

1.Управление конфликтом

  • Управление конфликтомэто сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Основные элементы управления конфликтом: 1.Симптоматика (из греч. Symptoma совпадение, признак) - совокупность характерных (часто внешних) признаков проявления к.-л. явлений (болезни); в нашем случае – конфликтов. 2.Диагностика конфликта (из гр. Diagnostikos способный распознавать)– исследование конфликта с целью определения его основных характеристик

Основные элементы управления конфликтом:

1.Симптоматика (из греч. Symptoma совпадение, признак) - совокупность характерных (часто внешних) признаков проявления к.-л. явлений (болезни); в нашем случае – конфликтов.

2.Диагностика конфликта (из гр. Diagnostikos способный распознавать)– исследование конфликта с целью определения его основных характеристик

Основные элементы управления конфликтом: 3. Прогнозирование   (из гр. Prognosis предвидение, предсказание о развитии) – составление прогноза на основе отобранных научных данных. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.  Чем значительнее ошибка в прогнозе развития ситуации, тем ниже эффективность разрешения противоречия между оппонентами . Лучше переоценить возможные негативные тенденции, чем их недооценить

Основные элементы управления конфликтом:

3. Прогнозирование (из гр. Prognosis предвидение, предсказание о развитии) – составление прогноза на основе отобранных научных данных.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.

Чем значительнее ошибка в прогнозе развития ситуации, тем ниже эффективность разрешения противоречия между оппонентами .

Лучше переоценить возможные негативные тенденции, чем их

недооценить

Основные элементы управления конфликтом: 4. Профилактика (гр. Prophylaktikos предохранительный) –совокупность мероприятий, направленных на предохранение, предупреждение. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Основные элементы управления конфликтом:

4. Профилактика (гр. Prophylaktikos предохранительный) –совокупность мероприятий, направленных на предохранение, предупреждение.

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Основные элементы управления конфликтом: 5.  Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Это способ завершения конфликта. 6. Регулирование – (из лат. Regulare упорядочивать, подчинять определенному порядку, правилу). Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление причин и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения

Основные элементы управления конфликтом:

5. Разрешение конфликта это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта.

Это способ завершения конфликта.

6. Регулирование (из лат. Regulare упорядочивать, подчинять определенному порядку, правилу). Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление причин и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения

 Выводы: 1. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.   Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.   Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение.    Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Выводы:

  • 1. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение.

Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Вывод 2 Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.   Профилактика конфликтов состоит в такой орга­низации жизнедеятельности людей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.    Предупреждение конфликтов - это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.

Вывод 2

  • Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.
  • Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.

Профилактика конфликтов состоит в такой орга­низации жизнедеятельности людей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Предупреждение конфликтов - это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.

2. Условия предупреждения конфликтов Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить. Кто может? 1)Сами участники конфликта; 2) Руководители организаций; 3) Специалисты-конфликтологи.

2. Условия предупреждения конфликтов

  • Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить.
  • Кто может?

1)Сами участники конфликта;

2) Руководители организаций;

3) Специалисты-конфликтологи.

3.Технологии предупреждения конфликтов 1) Соблюдение основных балансов в социальном взаимодействии. 2) Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней. 3) Умелое использование способов и приемов воздействия на поведение оппонента 4) Компетентная оценка результатов деятельности

3.Технологии предупреждения конфликтов

  • 1) Соблюдение основных балансов в социальном взаимодействии.
  • 2) Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней.
  • 3) Умелое использование способов и приемов воздействия на поведение оппонента
  • 4) Компетентная оценка результатов деятельности
Тема Переговоры как способ завершения конфликтов План: Сущность, виды функции переговоров Динамика переговоров Психология переговоров

Тема Переговоры как способ завершения конфликтов

План:

  • Сущность, виды функции переговоров
  • Динамика переговоров
  • Психология переговоров
Литература: 1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999. Гл. 38. С. 499-515. 2. Конфликтология /Под ред. Кармина.- СПб. 1999. Гл. 13-14. с.300-400. 3.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990. 4. Торопов Б. Как ладить с трудными людьми/Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во «Астрель»: 2003. Ч.3 Гл. 15 Как получить прибавку к зарплате. Ч.4. Ведение переговоров с трудными людьми.

Литература:

1.Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999. Гл. 38. С. 499-515.

2. Конфликтология /Под ред. Кармина.- СПб. 1999. Гл. 13-14. с.300-400.

3.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990.

4. Торопов Б. Как ладить с трудными людьми/Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во «Астрель»: 2003. Ч.3 Гл. 15 Как получить прибавку к зарплате. Ч.4. Ведение переговоров с трудными людьми.

  Мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково К. Мелихан

Мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково

К. Мелихан

Три типа совместных решений: 1)компромиссное, «серединное» 2) Ассиметричное, относительный компромисс (Вильфредо Парето, 1904 г.) 3) Принципиально новое путем сотрудничества (Фишер Р., Юри У. 80-е гг XX века)
  • Три типа совместных решений:

1)компромиссное, «серединное»

2) Ассиметричное, относительный компромисс (Вильфредо Парето, 1904 г.)

3) Принципиально новое путем сотрудничества (Фишер Р., Юри У. 80-е гг XX века)

  Принципиально новое решение возможно только через изменение системы ценностей (включение данной проблемы в более широкий контекст), через выход за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире. Тогда могут вообще не потребоваться уступки! Открываются новые перспективы!   Если компромисс и ассиметричное решение – это арифметика переговоров, то принципиальный подход - это уже алгебра переговорного процесса.

Принципиально новое решение возможно только через изменение системы ценностей (включение данной проблемы в более широкий контекст), через выход за пределы, поставленные участниками, рассмотреть проблему шире. Тогда могут вообще не потребоваться уступки! Открываются новые перспективы!

Если компромисс и ассиметричное решение – это арифметика переговоров, то принципиальный подход - это уже алгебра переговорного процесса.

Технология ведения переговоров
  • Технология ведения переговоров
3. Психология переговоров Консенсус Вербалика и невербалика Контрмеры против нечестных приемов Завершение, постпереговорный этап.

3. Психология переговоров

  • Консенсус
  • Вербалика и невербалика
  • Контрмеры против нечестных приемов
  • Завершение, постпереговорный этап.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!