СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста в 8 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение комплексному анализу текста в формате ОГЭ для восьмиклассников.Тема текста : "Приведи планету в порядок, человек". Урок привязан к Году Экологи в РФ.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста в 8 классе.»

Тема: Комплексный анализ текста.

  1. Цели: Развивать умения учащихся работать с контрольно-измерительными материалами. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения. Развивать навыки комплексного анализа текста, повторить изученный материал, подготовить учащихся к итоговой аттестации за 8 класс в формате ОГЭ. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход урока.

I .Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя: 2017 год в России объявлен годом экологии

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Значит, пришло время во весь голос говорить о том, что надо спасать нашу планету. От кого? От человека. В.Распутин , посвятивший свою жизнь борьбе за чистоту и сохранность природы России, писал: « Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?» ( слайды 1 и 2)


Учитель: Думаю, что всем людям очень хотелось бы, чтобы наша планета всегда была такой ( слайд 4). Чтобы цвели ромашки и вили гнезда птицы ( слайд 5), текли реки с чистой водой (слайд 6),а вечером ложился на поля туман ( слайд 7), чтобы радовало нас птичье пение и шум воды…




Сегодня я не случайно подобрала для комплексного анализа текст Владимира Солоухина, потому что он- один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: "Это художник слова". Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в данном тексте.


Прочитаем текст и выполним задания. (слайд 8)


(1)Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим – нет. (7)Вопрос только размеров и времени. 
(8)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (9)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (10)Стоит только принести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уже распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (11)Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. 
(12)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимности общения человека с природой, с красотой нашей земли. (13)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (14)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (15)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В.Солоухину)

II Анализ текста.


Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?



Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете

Современный человек не всегда может черпать силы в общении с природой.

Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.

Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.

Определите стиль и тип речи текста:

Публицистический стиль, описание;

Художественный стиль, описание;

Публицистический стиль, рассуждение4

Научный стиль, рассуждение.

В каком предложении слово КОРАБЛЬ употреблено в переносном значении?

2. 3, 5, 6.

Какое из перечисленных языковых средств выразительности используется в предложении 8?

Антитеза, эпитет, метафора, сравнение.

Конец формы

Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.

(1)Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной.


Определить способ образования слова ОСТРОУМНО (предложение № 2). Запишите ответ одним словом в форме И.п. м.р., ед.ч.


Замените словосочетание ШУБУ ЛЕСА (предложение № 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со способом связи согласование. Запишите полученное словосочетание без пробелов и запятых.


Из предложений 8 - 10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется звонкостью/глухостью последующего согласного.


Из предложения № 13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффиксов -ОНН--ЕНН- пишется НН».


Среди предложений 1-3 найдите предложения, осложненные обособленным определением, напишите их номера.


В предложениях № 13 - 15 найдите неопределённое местоимение. Выпишите его.


Укажите количество грамматических основ в предложении № 9. Ответ запишите цифрой.

(9)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.


Укажите тип сказуемого в предложении № 15. Ответ записывайте без пробелов и запятых.

(15)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?


Среди предложений 2 - 4 найдите предложение, в котором есть составное именное сказуемое. Запишите его номер.

Замените в предложении № 10 разговорное слово КАПЕЛЬКУ стилистически нейтральным синонимом, запишите его.


III. Заключительная часть урока.


Учитель: Как бы вы определили основную мысль текста?

Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете .Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека

Обратимся к слайдам (9-12). Если мы не хотим . чтобы земля превратилась в одну огромную свалку, надо прислушаться к словам В.Г.Распутина, сказавшего: «Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви» 

Рефлексия: Думаю, размышления В.Солоухина никого не оставили равнодушным к проблеме взаимоотношения человека и природы. Так ли это? ( учащиеся выражают свое мнение)

Задание на дом: Вы получили тексты о природе. Проведите аналогичную работу дома.

Оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!