СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект практических заданий по географии по теме «Природно-хозяйственная характеристика России. Центральная Россия» для учащихся 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и применение практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения географии

Просмотр содержимого документа
«Комплект практических заданий по географии по теме «Природно-хозяйственная характеристика России. Центральная Россия» для учащихся 9 класса»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

(СГСПУ)

Кафедра химии, географии и методики их преподавания

Программа повышения квалификации

«Разработка и применение практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения

географии»

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)








Комплект практических заданий по географии по теме

«Природно-хозяйственная характеристика России.

Центральная Россия»

для учащихся 9 класса









Выполнил:

слушатель курсов:

учитель географии

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Тураева М.В.



Проверил:

ст. преп. Ибрагимова С.А.

ст. преп. Воробьева О.В.









Самара 2020

Пояснительная записка

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся, которые представляют собой совокупность способов действий, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи с этим меняются и требования, предъявляемые к современному инновационному уроку.

Согласно ФГОС, определяют такие методические принципы инновационного урока, как: субъективизация, метапредметность, деятельностный подход, коммуникативность, рефликсивность, использование классических типов урока теряет смысл. Современный урок должен учитывать следующие требование: самостоятельная работа на всех этапах урока, учитель выступает в качестве организатора, а не информатора, высокая степень речевой активности и рефлексию учащихся. Применение практических заданий на уроке может помочь учителю организовать и провести урок в соответствии с современным требованиям, предъявляемым к уроку.

Поэтому сегодня, как никогда ранее, учителю необходимо умения и навыки по разработке и применению практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника: – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения; – использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Принцип активности обучающегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Одним из приемов обучения является практическая работа учащихся. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для географии — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Практические работы и задания развивают кругозор и воображение, стимулирует учащихся к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобразительности и творчества. Они разнообразны по видам и содержанию, формирует интерес к предмету.

В настоящее время применение практических заданий на уроке приобретает все большее значение, т.к. способствует развитию самостоятельности учащихся. По мнению многих исследователей, включение практических работ и заданий в ход урока имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии обучающихся.

Таким образом, применение практических заданий на уроках географии направлено на развитие УУД и навыков, психического развития и самореализации личности.

Итак, практические задания как прием обучения дает возможность:

1) сформировать мотивацию на обучение;

  1. оценить уровень подготовленности учеников (и для этого могут быть использованы как на начальной стадии обучения —для входного контроля, так и на стадии завершения — для итого­вого контроля эффективности обучения);

  2. оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому могут быть эффективны в качестве метода практической отработ­ки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);

  3. активизировать самообразование учащихся;

  4. формировать многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

6) развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.

Содержание практических работ и заданий, используемых в учебном процессе, должно быть не случайным, а соответствовать изучаемому материалу. Основными принципами такой деятельности являются следующие:

1. Соответствие целям и содержанию обучения.

  1. Наглядность и простота структуры и технологии.

  2. Доступность.

  3. Систематичность использования и поэтапного усложнения.

  4. Разнообразие заданий.

  5. Постоянное обогащение номенклатуры заданий и их тематики.

  6. Рациональное сочетание средств и методов в методическом обеспечении заданий.

  7. Развитие общения, сотрудничества и обеспечение эмоци­онального климата.

  8. Активное включение обучающихся в организацию и проведение практических работ.

Практические работы и задания позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную.





Комплект практических заданий, направленных на формирование УУД

Тема: «Природно-хозяйственная характеристика России – Центральная Россия».

Класс: 9 класс

Тип задания: описание региона по представленному плану

Вид практических заданий: индивидуальные; контролирующие.

Цель применения заданий: проверить уровень усвоенных знаний.

Задачи:

Образовательные - способствовать формированию новых представлений и понятий. Углубление знаний, повторение изучаемого и применение на новой лексической основе, учить навыкам и умениям.

Развивающие - развивать познавательную активность учащихся; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные – воспитание чувства ответственности и привычки самостоятельно решать проблемные ситуации. Воспитывать самостоятельность самого учебного процесса. Воспитательные задачи исходят из содержания учебного материала, они выполняются в системе всего урока, незаметно, но ярко, впечатляюще действуют на сознание школьника.

Планируемые результаты

Личностные:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

2. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

3. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Предметные

1. Объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

2. Сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

3. Оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Инструментарий для оценивания – практическая работа.

Комплект разработанных практических заданий

Задание 1 Составить описание природно-хозяйственного региона – Центральной России, по предложенному плану, используя различные карты атласа 8-9 класса.

План:

  1. Административный состав (с указанием субъектов их столиц, областных центров).

  2. Соседи данного региона.

  3. Моря и крупные реки омывающие данный регион.

  4. Физико-географическое положение.

  5. История формирования территории.

  6. Особенности населения.

  7. Отраслевой состав промышленности.

  8. Отраслевой состав сельского хозяйства.

  9. Отраслевой состав нематериальной сферы.

  10. Территориальная структура хозяйства: центры и районы хозяйства.

Вывод: (Какое эгп имеет данный регион?)

Задание 2

Используя карты атласа, составьте описание населения Центральной России и определите этносы, проживающие на территории региона. Результаты работы занесите в таблицу

Народ

Языковая семья

Языковая группа





Задание 3

Нанесите на контурную карту маршруты следования из Москвы до пяти морей. Укажите гидрографические объекты на каждом из маршрутов. Классифицируйте указанные вами гидрографические объекты.

Критерии оценивания выполненных практических заданий


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"- Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" - Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" - Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2" - Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Карты атласа 8-9 класс. Издательство – «Русское слово»

  2. Учебник географии 9 класс. Издательство – «Русское слово»










Список литературы

1. Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 классов общеобразовательных организаций – М.: ООО «Русское слово», 2017. – 344 с.

2. Программа курса «География». 5–9 классы / авт.-сост. Е. М. Домогацких. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 144 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

3. Банников С.В., Домогацких Е.М., Клюев Н.Н. Атлас. 8-9 классы. Физическая география России. Население и хозяйство России – М.: ООО «Русское слово».




























Сведения об авторе

Автор - Тураева Марина Викторовна.

Место работы – ГБОУ СОШ с. Хворостянка.

Должность – учитель географии.

Квалификационная категория – высшая.

Рабочий телефон – 88467792336

Адрес ОУ – Самарская область, Хворостянский район, село Хворостянка, улица Школьная 17, 445590.































Процедура оценивания

1 этап. Формальная экспертиза

В представленном комплекте практических заданий указаны формальные атрибуты:


Присутствуют

Отсутствуют

Титульный лист


Экспертиза завершена

Пояснительная записка


Экспертиза завершена

Практические задания, в т.ч.:


Экспертиза завершена

-тема


Экспертиза завершена

- класс


Экспертиза завершена

- тип задания


Экспертиза завершена

- вид задания


Экспертиза завершена

- цель и задачи


Экспертиза завершена

- планируемые результаты


Экспертиза завершена

- комплект практических заданий


Экспертиза завершена

-критерии оценивания выполненных практических заданий


Экспертиза завершена

- перечень учебно-методического обеспечения


Экспертиза завершена

- список литературы


Экспертиза завершена

Сведения об авторе (авторах)


Экспертиза завершена

Приложения


Экспертиза завершена















2 этап. Содержательная экспертиза

Бланк оценивания


Соответствует

Соответствует частично

Не
соответствует

Результат 1.Готовность разрабатывать практические задания в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Планирование и конструирование комплекта практических заданий соответствует требованиями ФГОС

2

1

Экспертиза завершена

  • содержание комплекта практических заданий соответствует поставленным целям и наличию учебно-методического обеспечения

3


Экспертиза завершена

  • завершенность содержания заданий

3


Экспертиза завершена

  • наличие итогового контроля достижений обучающихся

3


Экспертиза завершена

Результат 2.Готовность к использованию практических заданий, направленных на достижение результатов, планируемых в ФГОС, при проведении урока

  • предметные результаты сформулированы с учетом ФГОС, описана их практическая значимость;

2

1

Экспертиза завершена

  • личностные результаты сформулированы в соответствии с ФГОС;

3


Экспертиза завершена

  • метапредметные результаты сформулированы в соответствии с ФГОС

3


Экспертиза завершена

Результат 3. Готовность к внедрению практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, в образовательный процесс современной школы согласно ФГОС.

  • Разработанный комплект практических заданий соответствует специфике преподаваемой дисциплины;

2


Экспертиза завершена

  • разработанные практические задания и методические рекомендации к ним позволяют оценивать результаты обучения, сформулированные с учетом ФГОС;

3


Экспертиза завершена

  • подобранные и систематизированные материалы по оцениванию планируемых образовательных результатов соответствуют требованиям ФГОС;

3

1

Экспертиза завершена

  • критерии оценивания результатов обучения соответствуют требованиям ФГОС.

3

1

Экспертиза завершена

Итого баллов:

30



3 этап. Перевод баллов в оценочное суждение.

Количество баллов

Оценочное суждение

20-30 баллов

Результат сформирован

менее 20 баллов

Результат не сформирован




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!