СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-измерительных материалов по русскому языку в 5-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-измерительных материалов по русскому языку в 5-11 классах»







Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

для 5-11 классов

для организации повторения

в начале учебного года























Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 5 классе






Пришла осенняя пора. Всё ярче костры листопада. Берёзы и клёны осень покрасила в жёлтый цвет, а листья осинок разрумянила.

Вдруг подул резкий ветер. Настала ненастная погода. Ветер срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучи. Под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

Улетают последние птицы. Под облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам.

(75 слов)





Грамматическое задание


  1. Озаглавьте текст.


  1. Обозначьте части речи в 1 –м предложении второго абзаца.


  1. Произведите морфемный разбор слов

разносит, осенняя (1 вариант);

улетают, холодным (2 вариант)


  1. Подчеркните орфограммы во всех предложениях второго абзаца.












Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 6 классе





Родной край во власти осени. На небе разгорается заря. Волна холода спадает, и опять приходит тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки.

Я пробираюсь узкой дорожкой через густые заросли кустарника. Тяжёлые ветки касаются лица и будто собираются удержать меня.

Оживились скворцы, их бодрит тепло. По пашне важно гуляют грачи. Они держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлёту. В лесу осинка закраснела, стволы ее от избытка крахмала стали сизыми.

Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрывает дали. И без ветра слетают вялые листья. Природа затихает.






Грамматическое задание



  1. Озаглавьте текст.

  2. Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – 2 предложение 1 абзаца,

2 вариант – 5 предложение 1 абзаца.


  1. Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант – припекает, держатся, закраснела,

2 вариант – оживились, спадает, затихает.


  1. Подчеркните орфограммы в предложениях второго абзаца.





Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 7 классе



С каждым километром пути озеро становится длиннее и у'же. На его стеклянной поверхности гаснет неяркий свет заката. Лёгкий ветерок едва касается глади озера и рябит воду, шуршит тёмно-зелёными камышовыми зарослями. Водяные струи кажутся то серебряными, то золотистыми. Они тихо бьются о невысокий песчаный берег.

В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Раздаётся негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса.

Вот показалась низкая деревянная избушка. Лодка причаливает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин расспрашивает нас о дальнейшем маршруте, предлагает остаться на ночлег.

Наступает тёплая летняя ночь. Чувствуется усталость. Добираемся до сарая, где приятно пахнет свежим сеном.

(107 слов)


Грамматическое задание


  1. Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – 1 предложение 2 абзаца,

2 вариант – 1 предложение 3 абзаца.


  1. Выполните морфемный разбор слов:

1 вариант – приглашает, стеклянной, касается.

2 вариант – камышовыми, добираемся, расспрашивает.


  1. Подчеркните орфограммы в предложениях второго абзаца.

  2. Произведите морфологический разбор слов:

1 вариант - касается;

2 вариант – добираемся.




Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе





Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздирающему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Еще веселей показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, а яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, поднимающегося вдалеке над зажженным грозою сараем. Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(140 слов)

(И.Соколов-Микитов)


Грамматическое задание


  1. Озаглавьте текст.


  1. Выпишите из текста одно предложение:

1вариант - с причастным оборотом;

2вариант - с деепричастным оборотом.

Графически объясните постановку знаков препинания.


  1. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 деепричастия (1 вариант - из 2 абзаца; 2 вариант - из 4 абзаца)







9-11 классы


Ассоль

(1)Был утре(н,нн)ий ч..с и туман ещё (не)ра(с,сс)е..лся. (2)В нем едва были видны оч..ртания огромного к..рабля. (3)Бер..говой ветер лениво теребил паруса но наконец он усил..лся и развернул их. (4) Все (на)к..рабле было белым, кроме парусов из ярк..го алого шелка.

(5)Ассоль сидела у окна и читала но вдруг она заметила на синей небесной глади белый к..рабль с алыми парусами. (6)Она вздрогнула, зам..рла потом ре..ко вск..чила и (п..)бежала к морю. (7)Сер(?)це ее билось сильно(сильно).(8) Врем..нами то крыша то забор скрывали от нее алые паруса. (9)Тогда Ассоль т..р..пилась миновать пр..пятствие и снова увидеть к..рабль боясь чтобы он не и(с,з)че.. как призрак. (10)Мужчины женщины и дети д..ревни – все мчались к берегу. (11)Скоро у в..ды обр..зовалась толпа и в эту толпу стр..мительно вб..жала Ассоль. (12)Все смолкли (со)страхом от..шли от нее и она осталась одна ра..теря(н,нн)ая счас..ливая бе..помощ(?)но пр..т..нув руки к высокому к..раблю.

(13)От к..рабля о..делилась лодка, полная заг..релых гребц..в. (14)Среди них ст..ял тот кого как ей казал..сь она знала с детства.

(По А.Грину)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Определите стиль и тип речи данного текста.

  3. Выпишите из предложений 1-2 слово (слова), состоящие из приставки, корня, 3-х суффиксов и окончания. Выделите морфемы.

  4. Каким способом образовано слово стремительно (предложение 11)?

  5. У какого слова из текста неправильно охарактеризованы морфологические признаки?

а) Все-местоимение;

б) протянув- деепричастие;

в) от- союз;

г) скоро – наречие.

  1. Среди предложений 11-14 укажите номер предложения, в котором есть вводное слово или вводное предложение.

  2. Каким членом предложения является слово «все» в предложении 12?

а) Подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением;

г) определением.

  1. Среди предложений 10-14 укажите номер предложения с деепричастным оборотом.

  2. Какое средство выразительности использовал автор в предложении 9?

а) Противопоставление; б) сравнение; в) метафора;

г) градация.

Ассоль


Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво теребил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из яркого алого шелка.

Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей небесной глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогнула, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Мужчины, женщины и дети деревни – все мчались к берегу. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерянная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства.

(По А.Грину)

1.

2. Художественный, повествование с элементами описания.

3. Рассеялся

4. Суффиксальный

5. в)

6. № 14

7. а)

8. № 12

9. б)



















Проверка работ

- За каждый верный ответ в заданиях 3-9 - по 1 баллу, за задание 2 -2 балла.

-Орфографические и пунктуационные ошибки (задание 1):

5 баллов- 1-2/1-2 (негрубые),

4 балла – 2-3/2-3;

3 балла- 3-5/3-5 (негрубые, однотипные)

2 балла – 5-7/5-6;

1 балл – 7/7.



Оценивание:

«5»- 13-14 баллов;

«4» -9-11 баллов;

«3» - 5-8 баллов;

«2» - 0-4 балла.





























Прочтите текст и выполните задания. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1)...Одно из свойств, присущих языку, – «живой, как жизнь»: так окрестил его Гоголь, и эти гоголевские слова выбрал в качестве названия для своей книги Корней Чуковский. (2)Язык не может и не должен оставаться незыблемой, неподвижной твердыней, перемены в нем естественны и неизбежны, в особенности в такое бурное переменчивое время, как наше. (3)Однако сейчас, в 1995 году, я испытываю горестное ощущение, будто язык наш не переменился, а обеспамятел, забыл самого себя...

(4)Русский язык – один из богатейших в мире. (5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах. (6)Если и обогащается чем-либо живым, то лишь меткими блатными словечками и сухими, мертвыми политическими терминами. (7)Рушится основа: отмирают дополнения, не склоняются почему-то названия местностей и имена числительные. (8)Почему: «У меня не хватило сто двадцать три рубля», а не «ста двадцати трех»? (9)Школьников, обучая грамоте, не обучают, по-видимому, наименованиям букв – отсюда появились «нэ» «ме», «сэ», «сы», «фе». (10)Ливнем хлынули новые ударения: «на́́чать» вместо «нача́ть», «вклю́чить» вместо «включи́ть», «при́нять» вместо «приня́ть», «углу́бить» вместо «углуби́ть» «усугу́бить» вместо «усугуби́ть» и т.д. без конца. (11)«Обле́гчить» вместо «облегчи́ть», «намере́ние» вместо «наме́рение»...

(12)Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй, и, по существу, в этом нет ничего дурного. (13)Русский язык издавна выращивал рядом со своими корнями корни чужеземные. (14)Но в настоящее время это уже именно поток, потоп. (15)Среди новоприобретенных терминов существуют такие, которые, безусловно, отвечают требованиям новой социальной действительности: например, понятие «спонсор» не могло существовать при социализме, при советской власти в нем не было нужды, теперь такое явление возникло, а в языке слова нет. (16)Но многие и многие иностранные слова нам вовсе не требуются. (17)Говорящий полагает, что сказать «эксклюзивный» или «консенсус» вместо «исключительный» или «согласие» более интеллигентно. (18)А интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлебывается.

(19)До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит. (20)Он грустно смеялся над такими оборотами речи: «Мы планируем на лето в Крым» вместо «Мы собираемся в Крым», горько смеялся, когда люди при нем щеголяли ненужными иностранными словами и, употребляя их, думали, что приобщаются тем к образованности. (21)Приходит мне на память Мария Степановна, милая, славная наша работница, неграмотная русская деревенская женщина родом из-под Орла. (22)Как она прекрасно, живописно говорила, рассказывала! (23)Но вот, увидев однажды голубей, копошащихся среди цветов, Мария Степановна произнесла бессмертную фразу: «Надо их оттеда аннулировать».

(24)А слипшиеся слова, а путаница в самом значении слова: «роспись» (т.е. настенная роспись, фрески) перепуталась с «подписью» и «распиской»... (25)«Нам нужна еще одна ваша роспись», – скажет вам бухгалтер в любом учреждении. (26)Намертво перепутались значения слов «гуманитарный» и «гуманный», а ведь смысл у них разный.

(27)Я же могу удлинять и удлинять перечень своих неотвязных вопросов... (28)Почему, например, переводчиц, руководительниц, председательниц превратили в переводчиков, руководителей, председателей? (29)Почему все корреспондентки стали корреспондентами?

(30)Умолкаю. (31)Буду ожидать, пока «актриса» превратится в «актера», «певица» – в «певца», а «балерина» – в «балеруна». (32)Остался у меня один вопрос: жив ли ты – живой, как жизнь? (По Л. Чуковской)


1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Л. Чуковская считает, что русский язык «оскудевает и мертвеет на наших глазах»?



1) Язык перестал обогащаться.

2) Отмирают, меняются принятые ранее нормы литературного языка, в том числе нормы склонения, ударения.

3) Школьников не учат буквам.

4) Появляется много новых терминов.


2

Почему автор говорит, что «интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлебывается» (предложение 18)?



1) Интеллигенция не столь активно, как требуют задачи защиты языка, ведет работу по его сохранению.

2) Интеллигенция сама портит язык.

3) Интеллигенции нет дела до изменения языка.

4) Интеллигенты приветствуют попадание в язык большого количества заимствованных слов.


3

Как характеризует отношение К.И. Чуковского к русскому языку информация, заключённая в предложениях 1 и 19 – 23?



1) Писатель не занимался проблемами языка.

2) Он написал учебник по русскому языку.

3) Он изучал использование в речи заимствованных слов.

4) Он был противником использования канцелярских слов вне сферы делопроизводства.


4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «незыблемой» (предложение 2)



1) основной

2) старинной

3) непоколебимой, вечной

4) неживой


5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из них связаны отношением противопоставления?



1) 1 и 2.

2) 13 и 14

3) 16 и 17.

4) 24 и 25.


6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 23 назвал фразу Марии Степановны «Надо их оттеда аннулировать» бессмертной?



Эта фраза …

1) содержит важную мысль.

2) привлекает внимание автора просторечным словом «оттеда».

3) свидетельствует о том, что Мария Степановна была малограмотной женщиной.

4) является прекрасным примером того, как нелепо могут звучать в речи заимствованные слова, произнесенные неуместно.


7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Буду ожидать, пока «актриса» превратится в «актера», «певица» – в «певца», а «балерина» – в «балеруна»?



1) аллегория

2) ирония

3) метафора

4) гипербола


Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


8

Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Ответ:



9

Из предложений 1 – 6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне


Ответ:



10

Из предложений 19 – 23 выпишите слово с буквой А в приставке, что объясняется её безударной позицией.


Ответ:



11

Из предложений 1 – 11 выпишите глагол, в суффиксе которого пишется безударная гласная буква Е, потому что он относится к непереходным.


Ответ:



12

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, разделяющие однородные члены предложения.



Язык не может и не должен оставаться незыблемой,(1) неподвижной твердыней,(2) перемены в нем естественны и неизбежны,(3) в особенности в такое бурное переменчивое время,(4) как наше.

Ответ:



13

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.



Иностранных слов,(1) хлынувших потоком в русский язык,(2) хоть отбавляй,(3) и,(4) по существу,(5) в этом нет ничего дурного.


Ответ:


14

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.



Однако сейчас,(1) в 1995 году,(2) я испытываю горестное ощущение,(3) будто язык наш не переменился,(4) а обеспамятел,(5) забыл самого себя...

Ответ:

15

Замените словосочетание ГОГОЛЕВСКИЕ СЛОВА (предложение 1), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



Ответ:


16

Выпишите грамматическую основу предложения 19.


Ответ:



17

Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


Ответ:



18

Среди предложений 12 – 18 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.


Ответ:



19

Укажите количество грамматических основ в предложении 31.


Ответ:



20

Среди предложений 25 – 32 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


Ответ:



21

Среди предложений 12 – 20 найдите сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


Ответ:















Ответы В34:

1

2

2

1

3

4

4

3

5

2

6

4

7

2

8

обедняется

9

горестное

10

рассказывала

11

обеспамятел

12

1

13

3

14

3

15

слова Гоголя

16

Корней Иванович не дожил, назвал

17

1

18

18

19

4

20

32

21

15


19-21 балл- «5»

13-18 баллов – «4»

6-12 баллов – «3»

0-5 баллов – «2»

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!