ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,
НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Утверждаю
Зам. директора Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
___________Полежаева Г.Л.
«___»_____________20___ г.
Комплект
контрольно-измерительных материалов
для проведения экзамена
по междисциплинарному курсу МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств
для специальности 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров
(базовая подготовка)
2016 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов дисциплины разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров. Организация – разработчик: Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования»
Разработчик________ Т.Н.Бовтунова, преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Согласовано с работодателем АО «АВАНГАРД» Сидоренковой В.С., главный химик
Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» Протокол №1 от «01» сентября 2016г. |
Одобрено цикловой комиссией химико-технологических дисциплин Протокол №1 от «01» сентября 2016г. Председатель ____________ Г.В.Никулина |
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов | 4 |
1.1. Область применения | 4 |
1.2. Система контроля и оценки освоения МДК.02.02Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств | 7 |
1.3.Организация контроля и оценки освоения МДК.02.02Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств | 8 |
2. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний МДК.02.02Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств | 9 |
2.1 Задания для экзаменующихся | 9 |
2.2 Пакет экзаменатора | 34 |
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1.1. Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения по МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств по специальности 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров (базовая подготовка).
Комплект контрольно - измерительных материалов позволяет оценивать: освоенные умения и усвоенные знания
Освоенные умения, усвоенные знания | Показатели оценки результата |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
- уметь: -готовить оборудование к ремонту, принимать технологическое оборудование после ремонта и реконструкции; - обеспечивать соблюдение параметров технологических процессов и их регулирование в соответствии с регламентом, маршрутной картой, нормами загрузки здания и планом размещения оборудования; -осуществлять оперативный контроль за обеспечением материальными и энергетическими ресурсами; -осуществлять постоянное наблюдение за работой оборудования, состоянием аппаратуры и контрольно-измерительных приборов; - работать с химическими объектами с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и промсанитарии; - производить расчет и учет хранения и расхода сырья и материалов, технологического топлива, энергии, количества готовой продукции и отходов; -рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса; - анализировать причины нарушений технологического процесса и брака продукции, участвовать в разработке мероприятий по их предупреждению и ликвидации; - разрабатывать простые схемы технологических процессов, обеспечивая их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам и нормативным документам; -анализировать и оценивать состояние техники безопасности и экологии окружающей среды на производственном участке; соблюдать правила технической безопасности оборудования; - использовать информационные технологии для решения профессиональных задач; - контролировать сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию; - анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению; -использовать нормативную и техническую документацию в профессиональной деятельности; - оформлять конструкторскую и технологическую документацию в соответствии с требованиями стандартов, в т.ч. международных; . | - грамотно готовить оборудование к ремонту и принимать технологическое оборудование после ремонта и реконструкции; - грамотно соблюдать параметры технологических процессов и их регулирование в соответствии с регламентом, маршрутной картой, нормами загрузки здания и планом размещения оборудования; - своевременно осуществлять оперативный контроль за обеспечением материальными и энергетическими ресурсами; - правильно работать с химическими объектами исоблюдать правила и нормы охраны труда, противопожарной безопасности, промышленной санитарии; -правильно производить расчет и учет хранения и расхода сырья и материалов, технологического топлива, энергии, количества готовой продукции и отходов; -правильно рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса; - правильно анализировать причины нарушений технологического процесса и брака продукции, участвовать в разработке мероприятий по их предупреждению и ликвидации; - грамотно разрабатывать простые схемы технологических процессов, обеспечивая их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам и нормативным документам; -грамотно использовать информационные технологии для решения профессиональных задач; -правильно использовать нормативную и техническую документацию в профессиональной деятельности; -своевременно оформлять конструкторскую и технологическую документацию в соответствии с требованиями стандартов, в т.ч. международных. |
Усвоенные знания: | |
- знать: -основные закономерности, классификацию и теоретическую основу химико-технологических процессов; - -устройство и принцип действия аппаратов; -физико-химические основы процессов химической технологии и принципы выбора аппаратов; -методы расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов; - взаимосвязь параметров химико-технологического процесса и их влияние на изменение качественных и количественных показателей химико-технологического процесса; - типовые технологические процессы и режимы переработки полимерных материалов; -типичные нарушения технологического режима, их причины и способы предупреждения и устранения; - назначение, технические характеристики, конструктивные особенности, принцип работы и правила эксплуатации используемого оборудования по переработке полимерных материалов; -методы и средства измерения параметров, характеристик и данных режима работы оборудования; -виды брака, причины его появления и способы устранения; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты, экологической безопасности;
-требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам иготовой продукции в соответствии с нормативной документацией; -основные виды документации по организации и ведению технологического процесса; -порядок составления и правила оформления технологической документации; - методы контроля, обеспечивающие выпуск продукции высокого качества; - показатели качества конкретных изделий из полимерных материалов.
| правильно соблюдать основные закономерности, классификацию и теоретическую основу химико-технологических процессов; грамотно определять устройство и принцип действия аппаратов; принципы выбора аппаратов; правильно проводить расчетыматериального и теплового балансов процессов и аппаратов; грамотно использовать взаимосвязь параметров химико-технологического процесса и их влияние на изменение качественных и количественных показателей химико-технологического процесса; верно определять сущность типовых технологических процессови режимы переработки полимерных материалов; своевременно выявлять типичные нарушения технологического режима, их причины и способы предупреждения и устранения; свободно ориентироваться в назначении, технических характеристиках, конструктивных особенностях, принципе работы и правилах эксплуатации используемого оборудования по переработке полимерных материалов; точно характеризовать методы и средства измерения параметров, характеристик и данных режима работы оборудования; точно определять назначение, сущность и режимы операций разделки; точно определять виды брака, причины его появления и способы устранения; возможные опасные и вредные факторы и средства защиты; - точно соблюдать требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам иготовой продукции с нормативной документацией; - точно определять требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам иготовой продукции в соответствии с нормативной документацией; -правильно использовать основные виды документации по организации и ведению технологического процесса; -точно характеризовать порядок составления и правила оформления технологической документации; - точно характеризовать методы контроля, обеспечивающие выпуск продукции высокого качества; -точно характеризоватьпоказатели качества конкретных изделий из полимерных материалов. |
1.2 Система контроля и оценки освоения МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств.
Предметом оценки МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств являются освоенные умения и усвоенные знания обучающихся.
Текущий контроль освоения междисциплинарных курсов проводится в пределах учебного времени, отведенного на изучение модуля с использованием таких методов, как выполнение самостоятельных и контрольных работ, тестов, проведение устного и письменного опроса, выполнение практических, лабораторных работ, самоконтроль.
Оценка освоения программы оценки МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройствпроводится в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в Сафоновском филиале ОГБПОУ СмолАПО и рабочим учебным планом по специальности 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров.
1.3.Организация контроля и оценки освоения программы МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств
Итоговый контроль освоения МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств осуществляется на экзамене.
Условием допуска к экзамену является положительная текущая аттестация по всем лабораторным, практическим работам, самостоятельным работам, ключевым теоретическим вопросам дисциплины.
Экзамен проводится в устной форме по билетам. Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса и практическое задание.
II. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний междисциплинарным курсом МДК.02.02 Основы технологии высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств.
2.1 Задания для экзаменующихся
Вариант №1
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Полидисперсность полимеров. Среднечисленная и среднемассовая молекулярная масса полимера.
2. Технологическая схема производства мочевиноформальдегидных пресс-порошков.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации пропилена в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №2
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технология проведения полимеризации в массе (блоке). Приведите примеры получения полимеров.
2. Технологическая схема производства новолачных пресс-порошков.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом рекомбинации).
Вариант №3
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Молекулярно – массовое распределение (ММР) полимера. Методы определения молекулярной массы.
2. Поликонденсация.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации изобутилена в присутствии трехфтористого бора.
Вариант №4
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технология проведения полимеризации в растворе. Приведите примеры получения полимеров указанным способом.
2. Полимеризация и ее стадии (приведите примеры).
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации винилхлорида в присутствии перекиси трет-бутила (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №5
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Опишите механизм реакции поликонденсации. Приведите примеры. Перечислите отличия реакций поликонденсации от реакций полимеризации. Влияние различных факторов на скорость поликонденсации и молекулярную массу полимера.
2. Технологическая схема производства новолачных смол.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии динитрилазоизомасляной кислоты (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №6
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технология проведения полимеризации в эмульсии. Приведите примеры получения полимеров указанным способом.
2. Релаксационные явления в полимерах.
Практическое задание
3.Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии амида натрия.
Вариант №7
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1.Опишите механизм реакции радикальной полимеризации (приведите примеры). Инициирование радикальной полимеризации.
2.Технологическая схема производства листового органического стекла.
Практическое задание
3. Рассчитайте среднечисленную молекулярную массу полимера, в состав которого входят 100 молекул молекулярной массой 102 и 100 молекул молекулярной массой 104.
Вариант №8
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технология проведения поликонденсации в расплаве. Приведите примеры получения полимеров указанным способом
2. Физические состояния полимеров. Термомеханическая кривая аморфного полимера.
Практическое задание
3. Рассчитайте среднемассовую молекулярную массу полимера, в состав которого входят 100 молекул молекулярной массой 102 и 100 молекул молекулярной массой 104.
Вариант №9
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технологическая схема производства поливинилбутираля.
2. Гибкость цепей полимеров. Конформационные превращения макромолекул. Потенциальный барьер внутреннего вращения. Факторы, определяющие гибкость макромолекул.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации пропилена в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом рекомбинации).
Вариант №10
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технология проведения полимеризации в суспензии. Приведите примеры получения полимеров указанным способом. Приготовление закваски.
2. Молекулярные характеристики полимеров.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №11
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Надмолекулярные структуры полимеров. Ориентированное состояние полимеров. Влияние ориентации макромолекул на свойства полимеров.
2. Технологическая схема производства поливинилового спирта, совмещенная с полимеризацией винилацетата.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации изобутилена в присутствии трехфтористого бора.
Вариант №12
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технология проведения поликонденсации в растворе. Приведите примеры получения полимеров указанным способом.
2. Структура молекулярной цепи карбоцепных полимеров.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации винилхлорида в присутствии перекиси трет-бутила (обрыв цепи способом рекомбинации).
Вариант №13
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Химические превращения полимеров: полимераналогичные превращения, особенности реакций сшивания, отверждения, вулканизации (приведите примеры).
2. Технологическая схема производства эмульсионного поливинилацетата.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии динитрилаазобисизомасляной кислоты (обрыв цепи способом рекомбинации).
Вариант №14
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Влияние различных факторов на скорость поликонденсации и молекулярную массу полимера.
2. Классификация полимеров по химическому составу и строению их основной цепи (приведите примеры). Структура молекулярной цепи карбоцепных полимеров.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии амида натрия.
Вариант 15
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Основные виды физической и химической деструкции полимеров, механизм деструкции .Приведите примеры.
2. Технологическая схема полимеризации винилацетата в растворе.
Практические задания
3. Рассчитайте среднечисленную молекулярную массу полимера, в состав которого входят 100 молекул молекулярной массой 10 и 100 молекул молекулярной массой 102.
Вариант №16
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Отличия поликонденсации от полимеризации.
2. Полимеризация в эмульсии и в суспензии (приведите примеры). Достоинства и недостатки.
Практическое задание
3. Рассчитайте среднемассовую молекулярную массу полимера, в состав которого входят 200 молекул молекулярной массой 10 и 100 молекул молекулярной массой 102.
Вариант №17
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Старение и стабилизация полимеров. Защита полимеров от старения: стабилизаторы, ингибиторы, антиоксиданты, синергические смеси.
2. Технологическая схема производства суспензионного политетрафторэтилена.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации пропилена в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №18
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Механизм образования новолачных смол.
2. Полимеризация в массе (в блоке) и в растворе (приведите примеры). Достоинства и недостатки.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом рекомбинации).
Вариант №19
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Фазовые состояния полимеров. Кристаллическое состояние полимеров, способность к кристаллизации. Термомеханическая кривая кристаллического полимера.
2. Технологическая схема производства поливинилхлорида эмульсионным методом.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации винилхлорида в присутствии перекиси трет-бутила (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №20
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1 Механизм образования резольных смол.
2 Физические состояния полимеров. Аморфное состояние полимеров, температура стеклования..
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии динитрилаазобисизомасляной кислоты (обрыв цепи способом диспропорционирования).
Вариант №21
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Физические состояния полимеров. Термомеханическая кривая аморфного полимера. Влияние физического состояния на свойства полимера.
2. Технологическая схема производства поливинилхлорида суспензионным методом.
Практическое задание
3. Рассчитайте среднечисленную молекулярную массу полимера, в состав которого входят 100 молекул молекулярной массой 102 и 100 молекул молекулярной массой 104.
Вариант №22
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технологический процесс полимеризации этилена при высоком давлении.
2. Опишите механизм реакции радикальной полимеризации (приведите примеры). Передача цепи, ингибиторы, регуляторы цепи.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации изобутилена в присутствии трехфтористого бора.
Вариант №23
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Релаксационные процессы в полимерах. Смысл ползучести полимера и явления упругого гистерезиса.
2. Технологическая схема производства поливинилхлорида блочным методом.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии амида натрия.
Вариант №24
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Технологический процесс полимеризации этилена при низком давлении.
2. Старение и стабилизация полимеров. Защита полимеров от старения: стабилизаторы, ингибиторы, антиоксиданты, синергические смеси.
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом рекомбинации).
Вариант №25
Условия выполнения задания.
Задание выполняется в учебной аудитории, время выполнения задания 30 минут.
Используемые материалы: схемы оборудования.
Инструкция:
1. Задание выполняется в 2 этапа:
- дайте ответы на предложенные Вам вопросы (задание 1-2).
- выполните практическое задание с подробным описанием (задание 3).
2. При выполнении практических заданий Вы можете воспользоваться представленными схемами.
3. Максимальное время выполнения задания – 30 мин. (подготовка к ответу на вопросы – 20 мин., практическое задание – 10 мин.)
Экзаменационные вопросы:
1. Катионная полимеризация: катализаторы, стадии процесса.
2. Технологическая схема производства полистирола эмульсионным методом
Практическое задание
3. Запишите химические реакции по стадиям полимеризации стирола в присутствии перекиси бензоила (обрыв цепи способом диспропорционирования).
1.2 Пакет экзаменатора
А. УСЛОВИЯ
Экзамен проводится в устной форме в полном составе группы.
Количество вариантов задания для экзаменующегося - 1.
Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. Выполнение заданий
Действия | Выполнил (максимально баллов) |
А. Ответы на поставленные вопросы (задание № 1,2) | 30 |
В. Выполнение практического задания № 3 (максимум - 6 баллов за правильное подробное решение и обоснованный результат). | 6 |
Итоговое количество баллов: | 36 |
Итоговая оценка: 5 «отлично» 36 баллов 4 «хорошо» 30-35 баллов 3 «удовлетворительно» 18-29 баллов 2 «неудовлетворительно» 0 – 17баллов Оценка «5» ставится в случае, если полно раскрыто содержание учебного материала; правильно и полно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использована терминология; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный. Оценка «4» ставится, если раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ в основном самостоятельный, но допущена неполнота определений, не влияющая на их смысл, и/или незначительные нарушения последовательности изложения, и/или незначительные неточности при использовании терминологии или в выводах. Оценка «3» ставится, если продемонстрировано усвоение основного содержания учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно четкие, не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены существенные ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий. Оценка «2» ставится, если основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы преподавателя, допущены грубые ошибки в определении понятий и в использовании терминологии. | |
Количество вариантов (пакетов) заданий для студентов:
25 вариантов
Время выполнения задания: 30 мин.
Теоретическое задание 20 мин.
Практическое задание10 мин.
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: соблюдение техники безопасности.
Оборудование: бумага, шариковая ручка, карандаш, портфолио.
Основные источники:
1.1 Аскадский А.А., Хохлов А.Р. Введение в физико-химию полимеров. – М.: Научный мир, 2009.
1.2 Брацыхин Е.А. Технология пластических масс. – Л.: Химия, 1982.
1.3 Кузнецов Е.В. Альбом технологических схем производства полимеров и пластмасс на их основе. – М.: Химия, 1979.
1.4 Крыжановский В.К., Кербер М.Л., Бурлов В.В., Паниматченко А.Д. Производство изделий из полимерных материалов: Учебное пособие.,-СПб.: Профессия,2008.
1.5 Технология полимерных материалов: учебное пособие/ А.Ф. Николаев, В.К. Крыжановский, В.В. Бурлов и др.; под общ. ред. В.К. Крыжановского. - СПб. :Профессия, 2008.
1.6 Шварц О., Эбелинг Ф.В., Фурт Б. Переработка пластмасс/под общ. ред. А.Д. Паниматченко - СПб. :Профессия, 2008.
1.7 Оссвальд Т., Тунг Л.-ш; Грэманн П. Дж. Литье пластмасс под давлением/ пер. с англ., под общ. редакц. д-ра техн.наук, проф. Э.Л. Калинчева.- СПб.: Профессия, 2008.
Дополнительные источники:
2.1 Энциклопедия полимеров в 3 томах. – М.: Советская энциклопедия, 1972.
Периодические издания:
3.1 Журнал «Полимерные материалы».
3.2 Журнал «Пластические массы